Тема 1. Общение и его роль в воспитании

1. Значение общения для воспитания.

2. Виды, формы и средства общения.

3. Развитие общения у детей.

4. Межличностное восприятие и общение.

Тема 2. Коллектив и развитие личности

1. Основные принципы коллективистской системы воспитания.

2. Факты, свидетельствующие о положительном влиянии коллектива на фор­мирование личности.

3. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии коллектива на вос­питание личности.

4. Психолого-педагогические принципы, на основе которых должны стро­иться взаимоотношения между личностью и реальным коллективом.

Тема 3. Семья и воспитание

1. Роль семьи в воспитании детей.

2. Виды внутрисемейных отношений.

3. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье.

4. Оптимизация внутрисемейных отношений.

5. Применение поощрений и наказаний в воспитании.

6. Отношения между братьями и сестрами и их воспитательное значение.

7. Особенности воспитания детей в неполной семье.

Тема 4. Формирование и изменение социальных установок

1. Основные фазы изменения социальных установок.

2. Рациональное и эмоциональное в воздействиях на социальные установки.

3. Психологические требования к аргументации, используемой для измене­ния социальных установок.

4. Основные социально-психологические явления, которые необходимо учи­тывать в воспитательных воздействиях, направленных на изменение социаль­ных установок.

Темы для рефератов

1. Виды, средства и формы общения детей разного возраста.

2. Развитие общения в онтогенезе.

3. Явление деиндивидуализации личности в коллективе, его причины и след­ствия.

4. Воспитательное влияние коллектива на личность.

5. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Пути оптимизации общения детей разного возраста с целью совершенст­вования его воспитательного значения.

2. Социально-психологические средства и способы предупреждения обез­личивания (деиндивидуализации) человека в коллективе.

3. Оптимизация взаимоотношений личности и коллектива в воспитатель­ном процессе.

4. Социально-психологические рекомендации по улучшению внутрисемейной атмосферы.

5. Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные ус­тановки детей.

6. Психологическая подготовка молодых супругов к воспитанию детей в первые годы существования семьи.

Литература

I

Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991. (Со­циально-психологические аспекты воспитания: 236—246.)

Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М.; 1986.

Земска М. Семья и личность. — М., 1986. (Воспитание в се­мье: 5—7. Семья и счастье: 30—37. Семья и воспитание детей: 37—64. Развитие ребенка в семье: 73—92. Аномалии семейного вос­питания: 93—137.)

Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное вос­питание // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.

Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы пси­хологии. — 1992. — № 1.

Одаренные дети. — М., 1991. (Поло-ролевое воспитание в се­мье: 78—87. Психологические основы работы с одаренными деть­ми: 257-319.)

Развитие личности ребенка. — М., 1987. (Приобретение деть­ми социального опыта: 151—165. Самосознание и социальное раз­витие детей: 166—189. Социализация в семье: 190—211. Социали­зация вне семьи: 212—230.)

Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. — М., 1983. (Со­циальное обучение и развитие личности: 85—100.)

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. (Роль семьи в развитии ребенка: 171—220. Социальное окружение и его влияние на ребенка: 220—244.)

Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. — 1991. - № 6.

Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического разви­тия детей. — М., 1984. (Моральное развитие и усвоение культур­но-исторического опыта людей: 19—27.)

II

Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. — М., 1983. (Психология семьи: 55—63.)

Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование. — М., 1980. (Психология семьи: отношения роди­телей и детей: 46— 72.)

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет­ского психиатра. — М., 1988. (Что такое депривация: 28—30. Развитие детей вне семьи: 36—47. Развитие детей в новой семье: 47-52.)

Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991. (Половое воспитание в дошкольном возрасте: 81—115. Половое воспитание в младшем школьном возрасте: 115—139. Половое воспитание в подростковом возрасте: 139—208. Система полового воспитания: 221-244.)

Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988. (Коллектив и воспитание личности: 47—56.)

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М.,1989. (Кон­фликтные ситуации в семье: 11—25, 51—110.)

III

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. (Соци­альные установки: 348—367.)

Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование. — М., 1980. (Репродуктивная установка: 125—151.)

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет­ского психиатра. — М., 1988. (Какие бывают семьи: 5—9. Пси­хология больного ребенка: 53—64, 70—72, 86—96. Пьянство и де­ти: 149-164.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B.Петровского. — М., 1979. (Коллектив и его роль в воспитании: 235-243.)

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. —М., 1987. (Психология семейного воспитания: 70—98.)

Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988. (Психология воспитания личности в коллективе: 82-123.)

Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: заметки психоло­га. — М 1987. (Какие бывают семьи: 11—30. Что могут службы семьи: 123-162.)

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981. (Семья как коллектив: 40—64.)

Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск, 1989. (Конфликты в семье: 92—104.)

Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). — М., 1986. (Семь «законов» супружеской жизни: 8—19. Семья в психологическом рентгене: 56—66.)

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М., 1989. (Мотивы и поводы разводов: 35—50. Психологический климат семьи и труд­ности семейного воспитания: 111—140. Психология брачно-семейных отношений: 141—171.)

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М., 1987. (Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор: 19—64. Основные направления совершенствования внут-рисемейных отношений: 64—105. Отрицательное воздействие по­требительской атмосферы семьи на духовное развитие детей: 156—174. Численность и состав семьи и их влияние навоспитательныйпотенциал: 15—242.)

Этика и психология семейной жизни. — Минск, 1989. (Брак и семья. Основы семейных отношений: 110—243.)

Наши рекомендации