Глава 22. Социально-психологические аспекты воспитания

Краткое содержание

Общение и воспитание. Общение и его роль в воспитании. Восприятие чело­века человеком в общении как фактор, формирующий самооценку личности и ее образ «Я». Развитие мотивов общения у детей от рождения до окончания школы. Возможности, открываемые в связи с формированием мотивов обще­ния, для развития личности ребенка. Роль разных видов общения для становле­ния отдельных групп качеств личности. Совершенствование средств общения в онтогенезе. Развитие форм общения у детей. Формирование эталонов межлич­ностного восприятия.

Коллектив и развитие личности. Традиционное понимание роли коллектива в воспитании. Основные социально-психологические возражения к тезису о том, что личность формируется только в коллективе и через коллектив. Экспе­рименты В.М.Бехтерева и М.В.Ланге. Отсутствие высокоразвитых коллективов в реальной жизни. Случаи подавления коллективом индивидуальности творче­ской личности. Унификация личностей под влиянием единых требований кол­лектива. Факты, свидетельствующие о положительном влиянии коллектива на воспитание личности. Двойственность воздействия реального коллектива на лич­ность. Пути устранения отрицательного и усиления положительного влияния коллектива на личность. Психолого-педагогические принципы перестройки взаи­моотношений личности и коллектива.

Семья и воспитание. Роль семьи в воспитании детей. Виды внутрисемейных отношений, имеющие воспитательное значение. Совокупность психологиче­ских факторов, положительно и отрицательно влияющих на воспитание детей в семье, пути и способы их регуляции. Кодекс взаимного поведения супругов, обеспечивающий создание в семье оптимальных условий для воспитания детей. Применение поощрений и наказаний. Положительная роль братьев и сестер в семейном воспитании. Особенности воспитания детей, родившихся первыми в семье. Влияние братьев и сестер на воспитание мальчиков и девочек. Воспита­ние детей в неполной семье. Социально-психологические следствия распада семьи, его влияние на воспитание детей. Отношения в семье и их воздействие на воспитание. Влияние рождения ребенка на межличностные отношения в семье. Различия в реакциях на рождение ребенка у мужчины и женщины. Стиль родительского поведения и воспитание детей.

Формирование и изменение социальных установок. Воспитание как процесс формирования и изменения социальных установок ребенка. Четыре фазы пси­хологического воздействия на социальные установки: привлечение внимания, возбуждение интереса, убеждение, указание на желательные действия. Особен­ности выполнения каждой фазы психологического воздействия на практике. Соотношение рационального и эмоционального в воздействиях на социальные установки. Психологические требования к аргументации и выражение воспита­телем собственной социальной позиции. Значение порядка представления фак­тов для формирования и изменения социальных установок. Эффекты первич­ности и новизны в формировании социальных установок. Другие социально-психологические явления, возникающие в процессе убеждения, применяемого для изменения социальных установок. Феномены ассимиляции и контраста.

Общение и воспитание

Если учение преимущественно определяет познавательное раз­витие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, прак­тической деятельностью, то общение более всего влияет на ста­новление личности и, следовательно, связано с воспитанием, взаи­модействием человека с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.

Воспитательное воздействие человека на человека предпола­гает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлечен­ными в этот процесс. Поэтому если мы не знаем механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, то вряд ли сможем разумно управлять воспитательным процессом че­рез общение, предвидеть его результаты.

Способность правильно воспринимать и понимать людей име­ет, вероятно, генетические корни и по биосоциальным законам совершенствуется с младенческого возраста. М. И.Лисина спе­циально изучала основанный на этой способности процесс раз­вития общения и его роль в воспитании детей разного возраста*. Она пришла к следующим общим выводам относительно связи общения и познания людьми друг друга.

* См.: Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и само­оценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выяс­нить, как он воспринимает данную личность, способствует фор­мированию самооценки и в конечном счете образа «Я».

По мнению М.ИЛисиной, потребность в общении с окру­жающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется в из­вестном комплексе оживления. В дальнейшей жизни ребенка про­цесс развития общения движется в следующих основных на­правлениях: а) развитие мотивов общения; б) развитие средств общения; в) совершенствование форм общения.

Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием лич­ности ребенка, системы его интересов и потребностей. В онтогенезе от первых месяцев жизни до окончания школы один за дру­гим возникают следующие виды мотивов, на основе которых вы­деляются разновидности общения: органические, познавательные, игровые, деловые, интимно-личностные и профессиональные.

Органические мотивы — это потребности организма, для по­стоянного удовлетворения которых необходимо общение младен­ца со взрослыми людьми. Эти мотивы появляются с рождения и доминируют до возраста 2—3 месяца. Затем к ним присоеди­няются познавательные мотивы, предполагающие общение ради познания, удовлетворения любопытства. Вначале они возника­ют у детей младенческого возраста на базе врожденного ориен­тировочного рефлекса или ориентировочной реакции, которые затем превращаются в потребность в новых впечатлениях. Имен­но она становится поводом для частых обращений ребенка к взрослому, начиная примерно со второго полугодия жизни.

Когда дети включаются в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игро­вые мотивы, которые представляют собой сочетание потребно­сти в познании и движении, а позднее — в конструировании. Игра становится источником не только этих, но еще одной груп­пы мотивов — деловых. М.И.Лисина считает, что деловые моти­вы общения рождаются у детей в активной игровой и бытовой деятельности, связаны с необходимостью получения помощи со стороны взрослых.

Три названные группы мотивов доминируют у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста.

Интимно-личностные мотивы возникают тогда, когда появ­ляется способность и потребность в самопознании и самосо­вершенствовании. Это обычно связано с началом подростково­го возраста. Когда старшие школьники задумываются над своей будущей профессией, у них появляется последняя группа моти­вов общения, встречающихся в детстве, — профессиональные.

Развитие мотивационной сферы общения в течение детства, добавление к прежде действовавшим мотивам новых ведет к дифференциации видов общения и расширяет возможности для воспитания личности. Попробуем проследить эти возможности, заметив, что возникновение новых мотивов общения фактиче­ски означает появление новых его видов по аналогии с тем, как развитие видов предметной деятельности соотносится с разви­тием мотивов познания.

Общение, связанное с удовлетворением органических потреб­ностей ребенка, влияет на формирование у него самой по себе потребности в общении с людьми. Общение, преследующее по­знавательные цели, способствует развитию потребности в зна­ниях, познавательных интересов детей. Игровое общение создает благоприятные условия для развития контактности, умения ладить с людьми, а также совершенствует социально важные ролевые формы поведения. Деловое общение ведет за собой развитие таких качеств личности, как инициативность, пред­приимчивость, умение слушать, понимать, правильно воспри­нимать и оценивать людей. В интимно-личностном общении происходит становление нравственных качеств личности чело­века, его морали. Профессиональное общение развивает те лич­ностные свойства, которые у человека проявляются в его про­фессиональной деятельности.

Наряду с развитием видов общения в онтогенезе идет про­цесс совершенствования средств общения. М.И.Лисина счита­ет, что у детей имеются три основных вида средств общения: экспрессивно-эмоциональные, предметно-действенные и речевые. «Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него»*. Последовательное появление назван­ных средств общения связано с основными этапами речевого развития детей.

* Лucинa М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психология. — М., 1981. — С. 109.

На протяжении первых семи лет жизни возникают, дополняя друг друга, четыре основные формы общения: ситуативно-лич­ностная (первое полугодие жизни), ситуативно-деловая (от шес­ти месяцев до двух лет), внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет) и внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет). Ситуативно-личностное общение наиболее ярко проявляется в ком­плексе оживления. Ситуативно-деловое общение охватывает пред­метные игры ребенка со взрослым. Внеситуативно-познаватель­ное общение связано с развитием общей познавательной активно­сти, в результате которой, изучая окружающую действительность, ребенок задает взрослому множество вопросов о предметах и яв­лениях. Внеситуативно-личностная форма общения служит по­знанию ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений. Дошкольник, достигший этого уровня развития, проявляет стрем­ление к взаимопониманию с окружающими людьми.

Содержанием общения, которое служит воспитательным це­лям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и раз­виваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу. Данные отношения, в свою очередь, определяются эта­лонами межличностного восприятия.

В процессе познания людьми друг друга эти эталоны выпол­няют роль мерки, которая прикладывается к одной личности и определяет ее воздействие на другую личность. Как таковые, эталоны не всегда хорошо осознаются человеком, который их использует. В них отражаются особенности тех социальных групп, которые являются референтными для данного индивида. По мнению A.А.Бодалева, в раннем возрасте эталоны обычно являются конкретными и отождествляются с теми или иными людьми, выбираемыми в качестве идеала, объекта для подража­ния или «героя»*. С возрастом эталоны ребенка становятся все более обобщенными, связанными с нравственными и другими идеалами, ценностями и нормами. Они вместе с тем становятся более дифференцированными и различными у разных людей, причем у подростков можно обнаружить первые отчетливые от­личия подобного рода.

* См.: Бодалев А.А. Развитие восприятия человека человеком в общении // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

Наши рекомендации