Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Глава 21. Теоретические вопросы воспитания

Краткое содержание

Цели воспитания. Зависимость целей воспитания от состояния и перспектив развития общества. Цели воспитания, отражающие культуру и цивилизован­ность: духовность, нравственность, свобода и ответственность. Специфические цели воспитания, определяемые текущим моментом развития общества: ини­циативность, предприимчивость, честолюбие, стремление к достижению жиз­ненных успехов, в том числе экономических.

Средства и методы воспитания. Средства воспитания как способы психоло­гического воздействия, направленные на изменение личности и поведения че­ловека. Классификация методов воспитания: прямые и косвенные, сознатель­ные и неосознаваемые, эмоциональные и поведенческие. Особенности, досто­инства и недостатки каждого из методов воспитания. Необходимость комплекс­ного применения средств воспитания. Особое воспитательное значение различ­ных способов психотерапевтического воздействия, его виды и возможности.

Институты воспитания. Основные социальные институты и их воспитатель­ные возможности. Воспитание в школе. Воспитание через средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Воспитание искусством. Возможно­сти, достоинства и недостатки каждого социального института воспитания. Ре­ферентная социальная группа как источник воспитательных воздействий.

Теория воспитания. Формирование и развитие человека как личности — ос­новная проблема психологической теории воспитания. Общая психология, со­циальная психология, психология возрастного развития детей — главные пси­хологические дисциплины, в русле которых ставятся и решаются вопросы вос­питания. Биогенная теория воспитания: аргументы за и против. Социогенная теория воспитания, ее сильные и слабые стороны. Варианты компромиссного подхода. Проблемы воспитания характера, мотивов, черт личности и форм по­ведения.

Цели воспитания

Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является станов­ление познавательных процессов человека, его способностей, при­обретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание — это не отдельный процесс, а сторона научения, имеющая много общего и отличного от того, что. обсуждалось в предыдущем разделе учебника. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобре­тения человеком социального опыта, а специфическими — ре­зультаты научения. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению — знания, умения и навыки.

Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии, занимаются философия, социология и педагогика. Но без психо­логии основные проблемы воспитания не могут быть не только решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоот­ношений, психологии различных социальных общностей. Пред­лагая те или иные, подходящие для всех детей или специальные, годные в основном для детей определенного возраста рекоменда­ции, мы будем опираться на данные, заимствованные как из об­щей психологии, так и из психологии возрастного развития.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная за­дача воспитания — формирование и развитие ребенка как лично­сти, обладающей теми полезными качествами, которые ей не­обходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанав­ливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и соци­альные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В бо­лее или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во вре­мя значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. Данный учебник пишется тогда, когда наше общество еще не является стабильным, поэтому сей­час однозначно и точно, надолго вперед определить цели вос­питания не представляется возможным.

Но если общество достигло определенного уровня цивили­зованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценно­стей, не имеющих исторических и государственных границ, от­носятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это еще и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, че­ловечность, бескорыстие, доброта.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеа­лов над сиюминутными потребностями и влечениями. У разви­вающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремле­ние к внутренней и внешней независимости человека, сопровож­дающееся обязательным признанием соответствующих прав за лю­бой другой личностью, независимо от ее социального положе­ния, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность — обратная сторона и неиз­менный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности — это безответ­ственность, ответственность без свободы — это рабство. То и другое могут стать самими собой лишь тогда, когда они сочетаются и взаимно друг друга дополняют. Ответственность также можно рас­сматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, что­бы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внут­ренне свободными и ответственными личностями.

Наряду с общей целью возникают и специальные социаль­ные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют со­бой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специ­альные цели воспитания, отвечающие современным тенденци­ям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, чес­толюбиво стремящимися к достижению успехов.

Наши рекомендации