Профессионализация трудовых умений и навыков

В подростковом и юношеском возрасте детьми приобрета­ются трудовые умения и навыки, от которых зависит их про­фессиональная работа в будущем. Опыт показывает, что если в этом возрасте не сформировать умение делать что-либо серьез­ное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выра­ботку у детей хороших профессиональных умений. К примеру, подростки и юноши, которые в детстве не умели обращаться с техникой, пользоваться слесарными инструментами, что-либо делать собственными руками, редко становятся способными и талантливыми инженерами-конструкторами. Те из них, кто в старших классах школы не проявлял математических, лингвис­тических, художественно-творческих способностей, почти ни­когда, став взрослыми, не превращаются в выдающихся мате­матиков, филологов, художников.

Будущие профессиональные успехи детей в немалой степени определяются трудовыми умениями и навыками, которые активно формируются в .школьные годы.

Развитие любых профессиональных умений и навыков зави­сит, в свою очередь, от общего уровня сформированности интел­лекта, поэтому в начале жизненного пути важно позаботиться о нем. Без достаточно высокого уровня общего интеллектуаль­ного развития немыслимы сколько-нибудь значительные успе­хи в любом виде деятельности, поэтому, готовя учащихся к бу­дущей профессии, в первую очередь необходимо обратить вни­мание на развитие их умственных способностей.

Не менее важны и специальные способности, проявляющиеся в трудовых умениях и навыках, являющихся базой для многих различных видов профессиональной деятельности. Например, практически все виды инженерного труда в качестве таких срав­нительно элементарных специальных умений и навыков пред­полагают способность составлять и читать чертежи, работать с техникой и инструментами. Этому нужно специально обучать подростков в школе и в домашних условиях, если они проявля­ют интерес к соответствующим видам профессионального труда.

Для того чтобы стимулировать развитие у подростков и юно­шей соответствующих умений и навыков, к ним следует чаще обращаться за помощью в выполнении тех или иных слесар­ных, столярных, электротехнических и других работ, хвалить за успехи, особенно перед сверстниками.

Потребность в общении также значима для детей данного возраста, но вовсе не является у них доминирующей, тем более ведущей. Утверждение о ведущей роли общения в этом возрас­те представляется, вероятно, попыткой канонизировать сложив­шуюся практику неудовлетворительного трудового воспитания и обучения детей данного возраста, когда в школе их готовили на уроках труда к малоинтересным, рутинным профессиям, в основном связанным с не требующим интеллектуального на­пряжения и не престижным трудом. В силу этого обстоятельст­ва многим подросткам и старшим школьникам, не занятым в школе и дома профессионально интересными занятиями, не оставалось ничего другого, как, общаясь между собой, праздно проводить время. Мнение о ведущей роли общения в данном возрасте плохо соотносится с фактами, согласно которым зна­чительных профессиональных успехов в жизни добиваются ча­ще всего те люди, которые в отрочестве и в ранней юности меньше всего времени тратили на общение и больше занимались чем-либо связанным с их будущей профессиональной дея­тельностью.

Преобладающая часть свободного от обязательных школьных занятий времени подростков и старшеклассников должна быть заполнена не общением друг с другом, а самостоятельным уче­нием — приобретением знаний помимо стандартной школьной программы — и трудом, причем трудовая занятость детей в эти годы должна быть не меньшей, чем занятость взрослых. Опыт показывает, что подростки и юноши с большим удовольствием занимаются такими делами, где могут проявить себя с лучшей стороны. Подростковый и ранний юношеский возраст можно считать сензитивным для формирования профессионально ори­ентированных знаний, умений и навыков. Ни в одном другом возрасте они не развиваются с такой легкостью и быстротой и так надолго не закрепляются в памяти, как в эти школьные годы.

Подросткам и юношам для их развития необходима инте­ресная совместная профессиональная деятельность как со взрос­лыми людьми, так и со сверстниками. Они могут и должны стать серьезными помощниками родителей в домашних делах, в деловых, хозяйственных и других заботах.

Начиная с шестого-седьмого классов школы учебная и тру­довая нагрузка на учащихся должна постепенно нарастать за счет введения в обучение дополнительных специализирован­ных программ, направленных на развитие имеющихся у детей общих и специальных задатков и способностей. В старших клас­сах школы эта нагрузка может уже доводиться до уровня сред­ней длительности рабочего дня взрослого человека.

Наши рекомендации