Становление теоретического интеллекта

В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и прежде всего мыш­ления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное сред­ство организации мышления и регуляции других познаватель­ных процессов. Интеллект в своих высших проявлениях стано­вится речевым, а речь интеллектуализированной. Возникает пол­ноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех на­ук, которые изучаются в школе. Приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опи­рающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного. Можно ли ускорить все эти процессы, и если да, то каким образом это сделать?

Думается, что с точки зрения психолого-педагогических воз­можностей развития, которыми обладают школьники средних и старших классов, с позиций совершенствования обучения и научения на этот вопрос следует дать утвердительный ответ. Интеллектуальное развитие детей можно ускорить по трем на­правлениям: понятийный строй мышления, речевой интеллект и внутренний план действий. Развитию мышления в старших классах школы может способствовать такой вид занятий, до сих пор, к сожалению, слабо представленный в общеобразователь­ной школе, как риторика, понимаемая в качестве умения пла­нировать, составлять и произносить публичные речи, вести дис­куссию, умело отвечать на вопросы. Большую пользу могут сыграть разные формы письменного изложения мысли, приме­няемые не только на занятиях языком и литературой (в форме традиционного изложения или сочинения), но и другими школь­ными предметами. Они вполне могут быть использованы на занятиях по истории, географии, биологии, иностранному языку, ряду других дисциплин как средство развития речевого мышле­ния, а не только как способ проверки знаний учащихся на за­нятиях. При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала.

Ускоренного образования научных понятий можно добиться на занятиях специальными предметами, где соответствующие понятия вводятся и изучаются. При представлении учащемуся любого понятия, в том числе и научного, важно обратить вни­мание на следующие моменты:

а) почти каждое понятие, в том числе и научное, имеет не­сколько значений;

б) обычные слова из повседневно используемого языка, ко­торый употребляется и для определения научных понятий, мно­гозначны и недостаточно точны для того, чтобы определить объем и содержание научного понятия. Поэтому любые опре­деления понятий через слова обыденного языка могут быть толь­ко приблизительными;

в) отмеченные свойства допускают как вполне нормальное яв­ление существование различных определений одних и тех же по­нятий, не полностью совпадающих друг с другом, и это относится даже к самым точным наукам, таким, как математика и физика.

Ученому, пользующемуся соответствующими понятиями, обычно ясно, о чем идет речь, и поэтому он не всегда заботится о том, чтобы определения всех без исключения научных поня­тий были одними и теми же;

г) для одного и того же человека по мере его развития, а также для науки и представляющих ее ученых по мере их про­никновения в суть изучаемых явлений объем и содержание по­нятий, естественно, меняются. Произнося одни и те же слова через значительный период времени, мы обычно вкладываем в них несколько различный, со временем меняющийся смысл.

Из этого следует, что в средних и старших классах школы учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие определения научных понятий. Скорее следует добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих понятий. Это несомненно ускорит процесс развития понятий­ной структуры мышления у старшеклассников.

Становлению внутреннего плана действий могут помочь спе­циальные упражнения, направленные на то, чтобы одни и те же действия как можно чаще совершались не с реальными, а с воображаемыми предметами, т.е. в уме. Например, на занятиях математикой следует побуждать учащихся к тому, чтобы они больше считали не на бумаге или с помощью счетной машин­ки, а про себя, находили и четко формулировали принцип и последовательные шаги в решении некоторой задачи прежде, чем практически приступят к реализации найденного решения. Надо придерживаться правила: до тех, пор, пока решение до конца не продумано в уме, пока не составлен план включенных в него действий и пока он не выверен на логичность, к практи­ческому осуществлению решения не следует приступать. Эти­ми принципами и правилами можно пользоваться на занятиях всеми без исключения школьными предметами, тогда и внут­ренний план действий будет формироваться у учащихся быстрее.

Три представленных основных направления ускоренного раз­вития теоретического интеллекта, конечно, не существуют независимо друг от друга, и формировать каждое из них в от­дельности вне связи с остальными нельзя. Развитие речевого мышления так или иначе сказывается на развитии понятий и внутреннего плана действий. Изменения, происходящие во внут­реннем плане действий, связаны с развитием внутренней речи, положительно влияют на речевое мышление и на формирова­ние понятий. И так далее. Поэтому всю работу по интеллекту­альному развитию подростков и юношей необходимо вести ком­плексно, подбирая упражнения и рассчитывая предлагаемые за­дания таким образом, чтобы они развивали интеллект по всем его важнейшим направлениям.

Наши рекомендации