Обучение младших школьников в домашних условиях

Трудности адаптационного характера легче и лучше всего пре­одолеваются тогда, когда одновременно с поступлением ребен­ка в школу с ним проводится большая работа дома. Преимуще­ства домашней работы над школьной в адаптационном плане заключаются в том, что она носит индивидуальный характер и в большей степени, чем школьная, учитывает особенности ка­ждого ребенка. Родителям, которые занимаются дома с детьми, эти особенности известны больше, чем посторонним людям, эпизодически встречающимся с ребенком, в частности учите­лям. Кроме того, дома ребенок обычно чувствует себя более раскованно, и у него имеется больше свободного времени. Этим временем дома можно лучше распорядиться.

В домашнем деловом и личностном общении с ребенком не­обходимо активно помогать ему преодолевать трудности, с ко­торыми он сталкивается в школе. Мы уже знаем, например, что значительная часть учащихся первого класса отстает в учении из-за неумения выделять и осознавать учебную задачу. Чтобы научить ребенка этому в домашних условиях, следует система­тически настойчиво и доходчиво объяснять ему, что каждый школьный предмет, каждый урок и каждое учебное задание рас­считаны на то, чтобы чему-то полезному его научить. Эту мысль желательно иллюстрировать на конкретных и понятных для ребенка примерах из его собственной повседневной жизни. Не­обходимо постоянно ставить перед ребенком вопросы, направ­ленные на выяснение того, как он понимает учебную задачу. Это могут быть вопросы типа: «Чему можно научиться при вы­полнении данного задания?», «Чему ты сможешь научиться сам, решив эту задачу?», «Почему это важно сделать?» и т.п. Такие вопросы помогут взрослому, обучающему ребенка, установить, ясна ли для ребенка учебная задача, а самому обучаемому — лучше ее понять.

Неплохо работают на уяснение учебной задачи такие вопро­сы. которые можно задавать ребенку, когда он уже понял, что все, что в школе преподают, чему-то хорошему учит, и сам нау­чился определять то, чему можно научиться, выполняя опреде­ленное школьное задание. Это вопросы типа: «Чему ты научил­ся?», «Что нового ты узнал на этом занятии?» Подобные вопро­сы желательно задавать по окончании выполнения заданий.

Правильный контроль и адекватная самооценка также сами собой возникнуть не могут, их необходимо сознательно форми­ровать. Многие дети, поступающие в первый класс, в состоя­нии контролировать свое поведение, но не могут держать по­стоянно в сфере внимания процесс и результаты учебной дея­тельности. Чтобы сформировать контроль и самооценку, необ­ходимо приучить ребенка сравнивать выполняемую им работу с некоторым образцом, предварительно научив его приемам та­кого сравнения. Контроль и самооценку ребенка нужно фор­мировать не только в учебной, но и в других доступных ему видах деятельности: в игре, в конструировании, в разнообраз­ных домашних заботах и делах. Тогда легче будет обобщить и перенести приемы контроля на учение.

Слежение за правильностью выполнения задания должно стать обязательным условием выполнения любой учебной дея­тельности и осуществляться ребенком самостоятельно. В нача­ле обучения в школе лучше не пользоваться отметками, а оце­нивать весь процесс выполнения учебной задачи в целом, без выставления оценки результатов, выявляя и анализируя поло­жительные и отрицательные стороны выполняемой работы.

Особое внимание в домашних условиях должно быть обра­щено на развитие мышления и речи ребенка. «Обучая ребенка письменной речи, — писал Д.Б.Эльконин, — мы учим его не только орфографии, правописанию и грамматике, мы одновре­менно воспитываем его мышление, мы учим его дисциплини­ровать собственную мысль, учим его произвольно ею пользо­ваться, контролировать ее ход»*.

* Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестома­тия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. — С. 258.

Необходимо побуждать школьника больше писать и, соот­ветственно, стимулировать занятия письмом. В начале обуче­ния письменной речи это могут быть довольно короткие письма родным и знакомым, краткие изложения услышанных или самостоятельно прочитанных рассказов, написание маленьких сочинений на заданную тему и т.п. Очень важно, чтобы разви­вающееся мышление ребенка параллельно совершенствовалось в нескольких планах: в устной и письменной речи, в теоретиче­ских рассуждениях и практических делах. Развитие теоретиче­ского плана мышления связано с усвоением и закреплением понятий, вводимых школьными учебными предметами, с раз­витием умения пользоваться ими. Практический план мышле­ния ориентирован на решение разнообразных практических за­дач, в том числе с использованием сложных, координирован­ных сенсорно контролируемых ручных движений.

Особенную роль в развитии теоретического мышления школь­ников младших классов играют занятия языками и математи­кой, так как эти науки представляют ребенку основные систе­мы символов, которыми пользуются люди. Для того чтобы усвоение математических понятий детьми с самого начала обу­чения в школе шло нормально, необходимо чаще предлагать школьникам решать разнообразные практические задачи с ис­пользованием соответствующих знаний и понятий. Главными из них для углубленного понимания математики как науки яв­ляются понятия величины, множества, числа, операции. Поня­тие величины усваивается обычно в результате сравнения меж­ду собой мер предметов и параметров наблюдаемых явлений. Мера — это то, что позволяет производить количественные срав­нения величин. Множество — количественная характеристика неопределенной совокупности предметов. Число представляет собой количественное выражение определенной величины пред­метов. Основные математические операции являются элемен­тарными действиями с множествами и в конечном счете своди­мы к сложению (соединению) и вычитанию (разъединению) мно­жеств.

Процедуры измерения предметов в быту, их сравнение меж­ду собой по количественным характеристикам, символическое математическое выражение полученных результатов позволяют первокласснику быстро освоить начальные математические по­нятия, вводимые в школе. В дальнейшем по мере знакомства с математическими операциями сложения, вычитания, умноже­ния и деления они также могут быть использованы детьми для решения практических задач, связанных с элементарными рас­четами: определение длины, ширины, площади, объема чего-либо и выполнение операций с соответствующими величинами.

Промышленность выпускает достаточно много детских иг­рушек и разнообразных развивающих игр для детей, которые предполагают использование элементарных математических по­нятий и операций. Многие из них предназначены для детей младшего школьного возраста и могут употребляться взрослы­ми в дидактических целях. Ими можно пользоваться для разви­тия мышления ребенка. Важно, однако, чтобы эти игры не бы­ли ни слишком легкими, ни чрезмерно трудными для детей.

Математические задачи и упражнения обычно вызывают не­посредственный интерес у многих младших школьников, осо­бенно тогда, когда их выполнение связано с решением практи­ческих задач, удовлетворяющих актуальные интересы и потреб­ности ребенка. Труднее бывает формировать и поддерживать такой интерес к познанию и усвоению языка как знаковой сис­темы. Большую пользу в этом плане могли бы оказать дидакти­ческие игры со словами на темы «Как это называется?», «Как сказать то же самое, но другими словами?», «Чем отличаются эти слова или названия предметов» и т.п.

Практическое мышление детей совершенствуется и хорошо развивается также через представления и образное мышление, особенно в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, изготовление поделок, сборка и разборка раз­личных конструкций. Их также необходимо как можно чаще применять в домашней работе младших школьников.

Наши рекомендации