Организация обучения детей в младших классах школы

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в до­школьном возрасте, в начальный период обучения с опреде­ленными трудностями сталкиваются практически все дети. По­этому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребен­ка к школе. Для общей психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с радикаль­ными изменениями его психологии и поведения, полезно вос­пользоваться понятиями социальной ситуации развития и внут­ренней позиции. Первое из этих понятий относится к социаль­ным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Оно также включает представление о месте, занимае­мом ребенком в обществе, в системе разделения труда, связан­ные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособить­ся к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и меж­личностного плана в психологии ребенка.

Таких моментов в жизни человека, когда происходят глубокие изменения социальной ситуации развития, относительно немно­го. Это — поступление в школу, ее окончание, получение профес­сии и начало самостоятельной трудовой деятельности, станов­ление семьи, переходы из одного возраста в другой: от 20—25 к 40—50 годам, от 40—50 лет к возрасту за 60 лет, шаг за пределы 70-летнего возраста. Понятно, что такие радикальные измене­ния в жизни человека без внутренних и внешних проблем не обходятся, и это касается любого возраста. Если такой перелом наступает в детстве, то задача учителей и родителей заключает­ся в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности.

Как это лучше сделать? В первую очередь необходимо обра­тить внимание на формирование у первоклассников полноцен­ной учебной деятельности. Основные параметры, признаки и способы оценки степени развитости этой деятельности были описаны в предыдущем разделе учебника. Добавим то, что ка­сается непосредственно первоклассников. Психолого-педагоги­ческий анализ показывает, что у них чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым распространенным яв­лением отрицательного характера в это время является пресы­щение занятиями, быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляет­ся в невозможности сохранять на должной высоте первоначаль­ный естественный интерес к школе и к учебным предметам.

Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. При­менительно к детям шести-семилетнего возраста такие стиму­лы могут быть как моральными, так и материальными. Мораль­ные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относится, например, одобрение, по­хвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, вни­мательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим. На первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к мини­муму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает прак­тика, педагогически и психологически малорезультативны и дей­ствуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материаль­ных с моральными способами стимулирования учения ребенка.

Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными ком­понентами учебной деятельности. Эти компоненты, по В.В-Да-выдову, следующие: учебные ситуации, учебные действия, конт­роль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстриро­вать детям определенную последовательность учебных дейст­вий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в пред­метном, внешнеречевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные дей­ствия приобретали умственную форму при должной их обоб­щенности, сокращенности и освоенности. Если при выполне­нии заданий школьники допускают ошибки, то это свидетель­ствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а также действий, связанных с контролем и оценкой, либо о сла­бой отработке этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенно­стями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.

В учебных ситуациях дети осваивают общие способы реше­ния некоторого класса задач, причем воспроизведение этих спо­собов выступает как основная цель учебной работы. Овладев ими, дети сразу целиком применяют найденные способы реше­ния в конкретных задачах, с которыми они встречаются.

Действия, направленные на усвоение общего образца — способа решения задачи, соответствующим образом мотивируются. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно данный материал.

Работа по освоению общих образцов действий должна пред­шествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии — так организовать началь­ное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориен­тирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач опре­деленного класса. Исследования показывают, что ряд существенных недостатков в овладении отдельными понятиями и спо­собами решения задач связан с тем, что при формировании этих понятий и способов решения задач дети не были обучены выполнению всех необходимых учебных действий.

В умении преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформи­ровано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного уче­ния. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной дея­тельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выпол­нению действий про себя, во внутреннем плане, а также к про­извольной их регуляции.

В развитии мышления и речи детям весьма помогают спон­танные рассуждения вслух. В одном из экспериментов группу детей 9—10 лет обучали рассуждать вслух во время выполнения задания. Контрольная группа такого опыта не получила. Дети из экспериментальной группы с выполнением интеллектуаль­ного задания справились гораздо быстрее и эффективнее, чем дети из контрольной группы. Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к развитию рефлексивно­сти как важного качества ума, позволяющего человеку анализи­ровать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит раз­витие произвольного внимания, преобразование процессов па­мяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произ­вольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга.

Умственные способности и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки. При пра­вильно организованном обучении дети воспринимают и усваи­вают больше того, что традиционно дает обычная школа. Первое, чему нужно научить младшего школьника при выполнении до­машних заданий, это выделение учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять себе, каким способом выполнения задачи ему необходимо овладеть, для чего нужно то или иное задание как учебное, чему оно может научить.

Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения занятий, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно распределить роли, устано­вить в учебной группе атмосферу доброжелательных межлично­стных отношений, основанных на взаимопомощи.

Наши рекомендации