Особенности научения детей младенческого возраста

Основные сферы научения детей в младенческом возрасте — это движения, психические процессы: восприятие и память, ре­чевой слух и наглядно-действенное мышление. Развитие двига­тельной активности ребенка необходимо для расширения возмож­ностей его самостоятельного передвижения в пространстве, для исследования и познания окружающего мира, а также для овла­дения предметными действиями. Без приобретения соответствую­щими процессами человеческих свойств невозможно дальнейшее развитие у ребенка собственно человеческих способностей.

Если бы с самых первых дней жизни можно было начать ак­тивную учебную и воспитательную работу с ребенком, направ­ленную на развитие его познавательных процессов и речи, то это следовало бы сделать, приступив к обучению ребенка сразу после его рождения. Однако мы знаем, что в первые дни своего сущест­вования человеческий младенец является одним из самых беспо­мощных на свете существ и прежде всего требует физического ухода. Поэтому о его физическом воспитании необходимо заботиться в первую очередь. Не рекомендуется, например, слишком сильно пеленать ребенка и долго держать его в таком состоянии. Руки и ноги ребенка должны иметь возможность свободно дви­гаться с двух-трехнедельного возраста. От движений младенца в первые дни и месяцы жизни может зависеть развитие в будущем его двигательных способностей, умений и навыков.

До тех пор пока малыш не станет на собственные ноги и не научится самостоятельно передвигаться, с ним начиная с полу­торамесячного возраста необходимо регулярно проводить спе­циальные физические упражнения. В возрасте от 1,5 до 3 меся­цев это может быть легкий, поглаживающий массаж рук, ног, спины и живота ребенка. От трех до четырех месяцев рекомен­дуется применять растирание и разминку тех же самых частей тела, свободное пассивное передвижение рук и ног ребенка, их сгибание и разгибание руками взрослого.

От четырех до шести месяцев взрослому следует уже внима­тельно наблюдать за собственными попытками ребенка само­стоятельно выполнять разнообразные целенаправленные движе­ния и всячески их стимулировать. Такими движениями, кото­рые требуют поддержки, могут быть доставание и захватывание предметов, переворачивание с боку на бок, попытки занять сидячее положение, самостоятельно встать на четвереньки, на колени, на ноги и сделать первые шаги. Примерный комплекс физических упражнений для младенца 6—7-месячного возраста должен включать в основном оказание помощи ребенку в дви­жениях, выполняемых им по собственной инициативе. В 9—12 месяцев особенно важно стимулировать собственное старание ребенка встать и ходить.

Все физические упражнения рекомендуется делать ежеднев­но в часы бодрствования, за 20—30 минут до кормления или спустя 30—40 минут после него утром, днем и вечером, но не позднее чем за 3—4 часа до ночного сна. Физические занятия с ребенком следует проводить на гладкой, твердой поверхности, устланной мягким чистым ковриком или байковым одеялом с пеленкой или простыней наверху. Руки взрослого при этом долж­ны быть сухие и чистые.

Желательно, чтобы физические занятия с детьми постоянно проводил один и тот же человек, не обязательно мать. Лучше даже, если это будет делать отец в то время, когда мать занята какими-либо другими делами. Во время занятий необходимо поддерживать у ребенка хорошее настроение и ласково разго­варивать с ним.

С возрастом по мере совершенствования и развития движе­ний надо стимулировать активность ребенка, направленную на самостоятельный прием пищи, одевание и раздевание. Для зака­ливания и физического развития ребенка полезно купание и плава­ние при помощи взрослого или в специальных плавательных при­надлежностях, поддерживающих младенца на поверхности воды.

Ребенок начиная с двух-трех месяцев должен не только на­ходиться в окружении ярких, разноцветных, красивых и при­влекательных игрушек, издающих разнообразные и приятные звуки, но и сам иметь возможность касаться их, брать в руки, двигать, поворачивать, порождать определенные зрительные и слуховые эффекты. Всем манипулятивным действиям ребенка с предметами не следует препятствовать, так как с помощью этих действий младенец активно познает окружающий мир. Здесь начинается формирование произвольных движений и познава­тельных интересов. Поддержание и закрепление их в этом воз­расте в дальнейшем может привести к формированию важной для современного цивилизованного человека потребности в при­обретении новых знаний.

На втором полугодии жизни дети начинают воспроизводить и повторять движения взрослых. Тем самым они демонстриру­ют готовность к викарному научению с повторными самостоя­тельными упражнениями. Это обстоятельство имеет принци­пиальное значение для дальнейшего общего развития ребенка, в частности для формирования его речи. Под влиянием речи взрослых у ребенка вначале развивается специальный речевой слух. Он включает в себя ряд последовательно формируемых элементарных и более сложных способностей: фонематическо­го слуха (ознакомление со звуками речи, из которых состоят слова); правил комбинирования фонем в слоги и слова (усвое­ние фонологических правил); способности выделять в речевом потоке основные значимые единицы языка (морфемный слух); усвоение правил их комбинирования (синтаксиса).

Для того чтобы речевой слух у младенца оформился как можно скорее, необходимо начиная с двух месяцев как можно больше разговаривать с ребенком во время кормления и выполнения других дел по уходу за ним. Ребенок при этом должен хорошо видеть лицо и руки человека, произносящего слова, так как че­рез мимику и жесты они передают информацию о том, что од­новременно обозначается при помощи слов.

Произносимые взрослым слова младенец связывает с тем, что он сам чувствует, видит и слышит. Так происходит первичное научение комплексному восприятию речи, формируется спо­собность к различению ее элементов и пониманию.

Наряду с усвоением слов, обозначающих предметы, необхо­димо заботиться о том, чтобы ребенок научился понимать сло­ва, относящиеся к действиям и признакам предметов. Их сле­дует начинать использовать в общении с ребенком примерно с 8—9-месячного возраста, когда он уже научился самостоятель­но выполнять элементарные произвольные движения, связанные, например, с изменением позы, хватанием, перемещением предметов, переворачиванием собственного тела, передвиже­нием его частей: рук, ног, головы. Особое внимание в период формирования речи ребенка следует обратить на развитие дви­жений рук. В лексиконе взрослого человека, общающегося с младенцем, должно быть достаточно слов, обозначающих по­добные движения. Это такие слова, как «дай», «возьми», «под­ними», «брось», «принеси», «отнеси» и т.п. Успешность усвое­ния и понимания речи значительно возрастает, если наряду с собственно речевым общением со взрослым и во время его ре­бенок имеет возможность активно манипулировать предмета­ми, называемыми взрослым, самостоятельно исследовать их, внимательно изучать.

Главное, что должен приобрести ребенок к концу младенче­ского возраста, — это прямохождение и разнообразные движе­ния руками. В естественных условиях это в той или иной степе­ни происходит у всех детей, но с определенными индивидуаль­ными различиями, достигающими иногда по времени двух-трех месяцев. С помощью определенных действий можно ускорить двигательное развитие детей. Такие действия должны базиро­ваться на естественных внутренних побуждениях ребенка к со­вершению тех или иных движений.

У младенца чуть ли не с первых дней жизни проявляется особый опорный двигательный рефлекс, который состоит в том, что при прикосновении ладонью к нижней поверхности стопы ребенок автоматически разгибает, выпрямляет ножки. Этим реф­лексом можно воспользоваться для того, чтобы активно разви­вать у него мышцы ног, постепенно подготавливая ребенка к вставанию на них.

Для развития движений рук и ног ребенка и его ускоренной подготовки к прямохождению очень важна координация руч­ных и ножных движений. Важно, чтобы ребенок, находясь в состоянии бодрствования, мог одновременно касаться окружаю­щих предметов ногами, опираясь на них, захватывать руками, сначала лежа, а затем сидя и передвигаясь по поверхности. Это подготовит скоординированные движения его рук и ног и соот­ветствующих групп мышц.

Примерно к началу второго полугодия жизни восприятие и память ребенка, его двигательная активность достигают такого уровня развития, что он оказывается вполне способным решать в наглядно-действенном плане элементарные задачи. С этого момента наступает пора позаботиться о развитии у ребенка на­глядно-действенного мышления. Перед младенцем теперь необ­ходимо чаще ставить разного рода задачи на зрительный и двига­тельный поиск знакомых и привлекательных предметов. Напри­мер, на глазах у ребенка можно спрятать игрушку, на несколько секунд отвлечь его внимание и затем попросить найти спрятан­ную вещь. Такие вопросы и игры с детьми не только хорошо развивают память, но благотворно влияют на мышление.

Научение в раннем возрасте

На протяжении раннего детства совершенствуется интеллект ребенка, происходит переход от наглядно-действенного к нагляд­но-образному мышлению. Практические действия с материаль­ными предметами постепенно замещаются действиями с об­разами этих предметов. Ребенок делает очередной и весьма важ­ный шаг на пути своего интеллектуального развития. Для того чтобы это развитие и дальше шло ускоренными темпами, детям раннего возраста необходимо как можно больше давать зада­ний на воображение. Следует особенно поощрять их самостоя­тельность и стремление к художественному и техническому кон­струированию, творчеству, в частности — рисование. Общение со взрослыми, совместные с ними творческие игры выступают в качестве основных условий развития способностей ребенка.

Начало раннего возраста — это вступление в сензитивный период развития речи. В возрасте от одного года до трех лет ре­бенок наиболее восприимчив к усвоению речи. Здесь заверша­ется формирование тех предпосылок к овладению человеческой речью, которые возникли еще в младенческом возрасте, — ре­чевого слуха, способности к пониманию речи, включая язык мимики, жестов и пантомимики. Пассивное восприятие и реа­гирование на речь взрослого, к которому ребенок практически уже подготовлен к концу младенческого возраста, в раннем до­школьном детстве замещается активным овладением речью.

В основе развития речи ребенка в начальном периоде ее ак­тивного пользования лежит оперантное и викарное научение, внешне выступающее как подражание речи взрослых. На вто­ром году жизни у ребенка резко возрастает интерес к окружаю­щему миру. Дети все хотят узнать, потрогать, подержать в своих руках. В этом возрасте их особенно интересуют названия новых предметов и явлений, имена окружающих людей, они ждут от взрослых соответствующих разъяснений. Овладев первыми сло­вами, дети часто задают взрослым вопросы «что это?», «кто это?», «как это называется?». Такие вопросы нельзя оставлять без вни­мания, необходимо всегда отвечать на них как можно полнее, чтобы удовлетворить естественное любопытство ребенка и спо­собствовать его когнитивному развитию.

Неправильная, слишком быстрая и невнятная речь взрослых препятствует речевому развитию детей. С ребенком необходи­мо говорить медленно, отчетливо произнося и повторяя все слова и выражения. Внимательно наблюдая за действиями взрослых, ребенок к концу первого года жизни уже оживленно реагирует на его мимику, жесты и пантомимику. По ним он улавливает смысл тех слов, которые произносятся взрослым. Поэтому, раз­говаривая с детьми раннего возраста, особенно в начале усвое­ния активной речи, необходимо широко пользоваться в обще­нии языком мимики и жестов.

Своим родителям, братьям и сестрам дети в процессе речевого развития подражают больше, чем другим людям. Чем чаще, об­щаясь с ребенком, его ближайшие родственники разговаривают с ним, тем быстрее сам ребенок усваивает речь. Поддержка и одоб­рение собственной речевой активности ребенка со стороны окру­жающих людей играют важную роль в развитии его речи. Лучше всего обучать и практически оценивать уровень речевого разви­тия, достигнутый ребенком, может мать. Если одни и те же слова произносит она, то ребенок лучше понимает их и разумнее на них реагирует, чем на аналогичные высказывания других людей.

У родителей, которые наблюдают за речевым развитием де­тей, иногда возникает беспокойство по поводу задержек начала их активной речи. Если ребенок примерно до двух лет мало говорит, но хорошо понимает обращенные к нему слова взрос­лого, то никаких серьезных оснований для переживаний по по­воду его речевого развития быть не должно. Дети, которые до этого говорили мало, между двумя и тремя годами нередко об­наруживают значительный и быстрый прирост собственной ре­чевой активности, догоняя своих сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком активной речи имеются значитель­ные, нормальные индивидуальные различия, которые не долж­ны вызывать беспокойства.

В возрасте около трех лет ребенок начинает внимательно и с явным интересом прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые. Их речь в связи с этим должна быть разнооб­разной и становиться такой, чтобы быть понятной для ребенка.

Еще один важный момент, связанный с речевым развитием ребенка раннего возраста, — это возможность усвоения детьми одновременно двух языков: родного и неродного. Можно пред­положить, что наиболее благоприятным периодом времени для начала параллельного изучения двух языков является как раз ран­ний дошкольный возраст. Однако оба языка здесь должны препо­даваться с помощью одних и тех же методов. Важно, чтобы на разных языках последовательно, не переходя от одного языка к другому, с ребенком постоянно говорили определенные люди в разных ситуациях. В этом случае не возникнет или будет довольно скоро и успешно преодолено явление языковой интерференции.

Мы уже отмечали, что для детей раннего возраста характер­на повышенная любознательность. Ее поддержка ведет к быстро­му интеллектуальному развитию ребенка, к приобретению им необходимых знаний, умений и навыков, причем умственное развитие детей этого возраста осуществляется в разных видах деятельности: в играх, на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в процессе внимательного наблюдения за тем, что ребенка окружает. Особенное значение для развития любо­знательности ребенка имеют игрушки. Среди тех игрушек, ко­торые находятся в распоряжении детей, должно быть много таких, с помощью которых дети, подражая взрослым, могли бы приобщаться к миру человеческих отношений. Здесь в достатке должны быть куклы, изображающие людей и животных, куби­ки, из которых можно создавать различные конструкции, пред­меты домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, садовый ин­вентарь (все в игрушечном варианте), разнообразные инстру­менты для изготовления простейших поделок.

Наличие инструментов в руках ребенка раннего возраста осо­бенно важно для совершенствования его интеллекта, творческого воображения и для развития способностей. Ребенок с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов в первую очередь должен научиться приводить в порядок, ремонтировать собст­венные игрушки. Если игрушка случайно сломалась, то ее не сто­ит выбрасывать, даже если родители в состоянии купить новую. Лучше попросить малыша и помочь ему починить игрушку. Ко­нечно; в этом возрасте дети вряд ли в состоянии делать это само­стоятельно. Важно, однако, другое: с раннего возраста приучать детей к аккуратности, трудолюбию и бережливости.

С обучением и воспитанием детей раннего дошкольного воз­раста связан еще один важный вопрос: насколько устойчивыми для дальнейшего психологического и поведенческого развития ребенка могут стать последствия ранней сенсорно-двигатель­ной депривации, т.е. лишения ребенка необходимых стимулов для его психофизического развития. Если речь идет о чисто дви­гательных навыках, т.е. о некотором дефиците возможностей для свободного передвижения в пространстве, то задержки в этом плане, наблюдаемые в раннем возрасте, со временем, как правило, преодолеваются без каких бы то ни было серьезных последствий. В других сферах развития, таких, например, как речь, эмоции, интеллектуальные способности, последствия ран­ней сенсорной депривации могут оказаться более серьезными и устойчивыми. Дети, чьи возможности в отношении этих психи­ческих функций были существенно ограничены в возрасте от рождения до двух-трех лет жизни, т.е. те, с которыми в раннем дошкольном детстве взрослые мало общались, которым, напри­мер, не читали книг, не побуждали к тому, чтобы активно изу­чать окружающий мир, которые не имели возможности для игр, эти дети, как правило, заметно отстают от своих сверстников в психологическом развитии. Из них нередко вырастают так на­зываемые педагогически запущенные дети.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации