Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми

Установление прямых контактов новорожденного ребенка с окружающими людьми, начало совместной жизни и взаимодей­ствия с людьми в мире предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми, с использованием естественных, выработанных человечеством средств и форм общения являет­ся необходимым условием для превращения младенца в чело­века, его дальнейшего развития по человеческой линии. Между новорожденным н взрослым, а впоследствии между ребенком и окружающими людьми складываются определенные взаимоот­ношения, которые влияют на содержание, стиль и эмоциональ­ную окраску общения. Эти взаимоотношения в конечном счете и определяют собой психическое и поведенческое развитие детей.

Специфические человеческие отношения возникают между ребенком и окружающими его людьми с первых месяцев жизни ребенка и практически не прерываются до конца дней. На каж­дом очередном этапе физического и психологического развития они приобретают качественно своеобразный характер, определяя специфику развития ребенка в данный период времени. В этой, заключительной главе по психологии возрастного развития детей мы рассмотрим вопрос о том, как совершенствуются общение и взаимоотношения у детей с окружающими людьми, как они строятся и преобразуются на разных этапах онтогенеза. Начнем с младенческого и раннего возраста, где основную роль в воз­никновении и развитии общения играют биологические потреб­ности детей и некоторые прирожденные формы социального поведения, которые действуют наряду с механизмами приобретения жизненного опыта, такими, как импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное и викарное научение.

Способность улыбаться, как и испытывать эмоциональную привязанность, свойственна, по-видимому, человеку от приро­ды. Уже в начальный период развития общения детей с окружа­ющими людьми большую роль в его становлении играет при­рожденный язык мимики, жестов и пантомимики (примерно до одного года жизни), а также человеческая речь (начиная с 8—10 месяцев от рождения и далее). В период новорожденности и в младенческом возрасте между детьми и окружающими людьми возникают первичные, эмоционально-непосредственные отношения, порождающие впоследствии взаимную привязан­ность людей, их доверие и открытость друг другу. Такие отно­шения играют особенно важную роль в развитии детей в этом возрасте и ведут это развитие за собой. Недаром эмоционально-непосредственное общение ребенка с окружающими людьми считается ведущей деятельностью этого времени детства. В экс­периментах, проведенных учеными на животных, было уста­новлено, что формирование привязанности в значительной мере является инстинктивной формой поведения, что объектом при­вязанности может стать первый из предметов, случайно попав­шийся новорожденному живому существу на глаза, особенно движущийся, доставляющий ему удовольствие. Это явление по­лучило название импринтинг и впервые было изучено и подроб­но описано известным этологом* К.Лоренцом у утят и цыплят. Хотя в отличие от человека новорожденные птенцы в состоя­нии самостоятельно кормиться с рождения, тем не менее они проявляют отчетливую привязанность к своим родителям или к тому, кого (что) принимают за родителя, стремясь большую часть времени проводить рядом с ним.

* Этология — наука о поведении животных.

Весьма демонстративным в этом плане оказался известный эксперимент, проведенный с новорожденными обезьянами. Им сразу после рождения предъявили двух так называемых «искус­ственных матерей», одна из которых была изготовлена из про­волочной сетки и имела вделанный в ее каркас баллон с моло­ком, а другая из мягкой шерсти, но без молока. У первой «матери» можно было кормиться, а у второй греться. Наблюдение за по­ведением обезьян в процессе их дальнейшей жизни показало, что большую часть времени, особенно тогда, когда они находи­лись в состоянии беспокойства и страха, обезьяны проводили рядом с «мягкой матерью», хотя кормила их «жесткая, прово­лочная мать». Выяснилось также, что привязанность к своим родителям у животных является реакцией, возникающей по ме­ханизмам наследственности и внешне связанной с такими ка­чествами объекта, претендующего на роль матери, как мягкость, теплота, качание и способность обеспечивать удовлетворение элементарных биологических потребностей новорожденного. Оказалось, что обезьяны, выросшие рядом с искусственной ма­терью, которая обеспечивала лишь удовлетворение их физио­логических потребностей, в дальнейшем имели несколько нео­бычные особенности внутривидового поведения. Они редко по собственной инициативе вступали в контакты с себе подобны­ми, часто прятались в одиночку при угрожающих обстоятельст­вах, проявляли повышенную агрессивность. Став взрослыми, они также оказались плохими родителями для своих детей, же­стоко с ними обращались, игнорировали их.

Наблюдение за поведением обезьян в экспериментальных ус­ловиях показало, что те из них, которые выросли и общались только со своей матерью, не имели возможности играть с дру­гими животными одного с ними возраста, став взрослыми, об­наруживали отклонения от нормального поведения. Они боя­лись других животных и незнакомой ситуации, пугались всего, избегали прямых контактов с другими обезьянами или реагиро­вали на них с повышенной агрессивностью.

Животные, играя и проводя время вместе с другими особями в ранние годы своего развития, учатся в общении понимать друг друга. У человека контакты со сверстниками в раннем дет­стве выполняют еще более важную роль. В них формируются и развиваются основные способности, в частности способность к общению, социальные умения и навыки, усваиваются необхо­димые для самостоятельной жизни среди людей в обществе пра­вила и нормы поведения.

Для полноценного развития в период младенчества ребенку необходимо проникнуться доверием к тому человеку, который ухаживает за ним. Эмоциональное и социальное развитие ре­бенка в этом возрасте в меньшей степени зависит от удовлетво­рения его органических потребностей, чем от характера обще­ния и складывающихся взаимоотношений с окружающими людь­ми. В младенческом возрасте у всех нормально развивающихся детей появляется эмоциональная привязанность, которая слу­жит основой для последующего социального и эмоционального развития. Младенец специфическим образом реагирует на людей с появления на свет. Напомним, что уже к концу первого месяца жизни дети различают голоса, приглядываются к лицам. Между вторым и третьим месяцами жизни у них возникает из­вестный комплекс оживления. Однако вплоть до приблизитель­но трех-четырехмесячного возраста дети не очень хорошо от­личают знакомых людей от незнакомых.

У младенцев старше шести месяцев явно начинает прояв­ляться привязанность к определенным лицам. Объектами мла­денческой привязанности могут стать любые люди, с рождения ухаживающие за ребенком, и это чувство лучше всего проявля­ется, когда возникает какая-либо опасность для ребенка. Здесь мы видим определенную аналогию между тем, как ведут себя детеныши животных и люди в соответствующем возрасте.

Наиболее важной для развития детской привязанности ста­новится способность взрослого человека чувствовать и отзы­ваться на сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или голос. Дети обычно сильно привязываются к родителям, кото­рые быстро и положительно реагируют на проявляемую ребен­ком инициативу. Теплота, мягкость, подбадривание детей со стороны родителей способствуют развитию привязанности.

Групповое воспитание в здоровой, спокойной обстановке со­здает такие же условия для нормального развития ребенка, как и индивидуальное домашнее воспитание. Однако это происхо­дит лишь тогда, когда дети в группе не испытывают дефицита эмоционально-положительного общения, приобретают богатый и разнообразный двигательный и познавательный опыт.

Основные шаги в развитии у ребенка младенческого возра­ста средств и форм общения можно представить следующим образом. Месячный ребенок в состоянии фиксировать взор на лице человека и воспроизводить вслед за ним некоторые дви­жения частей его лица, особенно рта и губ. Улыбка на лице ребенка — первый отчетливый признак чувства, возникающего у него в результате общения с людьми. Она дает понять взрослому человеку, что от него ожидают повторения или продолжения тех действий, которые вызвали улыбку. Она также выступает как онтогенетически первый сигнал в общении, как ответная эмоциональная реакция, соединяющая людей и управляющая их взаимным поведением, складывающимися между ними вза­имоотношениями. Сам по себе факт, что улыбка на лице мла­денца появляется в ответ на улыбку матери, говорит о том, что У него имеется прирожденная способность воспринимать и пра­вильно оценивать эмоциональное состояние другого человека.

Вслед, а иногда вместе с улыбкой как мимическим сигналом появляются движения рук и ног как признак жестикуляции. Спо­собность к жестикулированию, ее восприятию и пониманию в элементарных формах является унаследованной. Улыбка мла­денца вместе с активизацией его двигательной активности со­ставляет комплекс оживления, появляющийся на втором-третьем месяце жизни. Он говорит о том, что у ребенка возникла пер­вая, наиболее ранняя форма общения — эмоциональная, со­держание и смысл которой заключаются в том, что с этого вре­мени ребенок и взрослый получают возможность передавать друг другу полезную информацию о своих состояниях. Сведения та­кого рода играют весьма важную роль в общении, так как по­зволяют воспринимать и оценивать партнера по общению, то, как он относится к нам (положительно или отрицательно), как он настроен, желает или не желает продолжать общение дальше. Отметим, что малыш, которому от роду четыре-пять месяцев, реагирует комплексом оживления только на близких и знако­мых людей, явно демонстрируя тем самым уже в начале своего жизненного пути избирательность в общении.

В семь-девять месяцев младенец внимательно следит за дви­жениями и речью взрослого, что является предпосылкой к фор­мированию и развитию у него речи как наиболее совершенного средства человеческого общения. На втором полугодии жизни ре­бенок сам начинает произносить звуки, много и с удовольствием лепечет, что вызывает ответную реакцию со стороны взрослого, желание вести эмоционально-положительное общение с ребен­ком. В результате у ребенка формируется и закрепляется потреб­ность в общении с людьми — аффилиативная потребность.

После эмоционально-непосредственного возникает и доволь­но быстро прогрессирует предметно-опосредствованное общение, сопровождающееся дальнейшим совершенствованием разнооб­разных средств общения. К концу первого года жизни у мла­денца оформляется ассоциативная речевая связь между предме­тами и их названиями; при назывании взрослым знакомых пред­метов ребенок самостоятельно начинает их активно искать. Часто вместе с этим он вслед за взрослым повторяет соответствующее сочетание звуков, обозначающее предмет, как бы стараясь его запомнить. К окончанию первого года жизни на основе синтеза эмоционально-непосредственного и предметно-опосредствован­ного общения возникает совместная предметная деятельность Детей и взрослых, включающая общение в качестве обязатель­ного момента.

Следующим этапом развития общения у детей становится появление у них контактов со сверстниками, которые дополняют и заменяют ребенку общение со взрослыми при его дефици­те. Кроме того, общение со сверстниками, по-видимому, необ­ходимо ребенку для развития умения и способности проявле­ния инициативы и активности в межличностных отношениях. Точно определить, когда именно влияние сверстников на раз­витие общения детей становится решающим, практически не­возможно. Многие дети уже в раннем возрасте предпринимают попытки вступления в контакты с другими людьми, но эти кон­такты обычно непродолжительны и чаще всего бывают одно­сторонними. Только на втором году жизни ребенок начинает систематически играть с другими детьми.

Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить. Пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное со­стояние, просят о помощи. Двухлетние дети умеют непосредст­венно разговаривать друг с другом, со взрослыми, реагируют короткими отрывистыми фразами на знакомые явления окру­жающей действительности. На большинство адресованных лично им обращений дети этого возраста отвечают вполне правильно. Двух-трехлетние дети хорошо себя чувствуют в обществе знако­мых им детей, меньше зависят от родителей.

Между тремя и четырьмя годами контакты со сверстниками делаются более частыми, складываются первые детские взаим­ные привязанности. Начиная примерно с трех лет девочки и маль­чики предпочитают играть отдельно, что можно рассматривать как признак того, что общение для них становится средством полоролевого научения.

Дальнейшее развитие общения и взаимоотношений детей, свя­занное с ранним возрастом, вдет в русле совместной предметной деятельности — игры, в которой происходит постепенная замена невербальных средств общения ка вербальные. До полутора лет ребенок активно усваивает в среднем около 40—50 слов, употреб­ляет их крайне редко. После полуторагодовалого возраста его соб­ственная речевая активность становится более заметной, он начи­нает задавать вопросы, касающиеся названия вещей, делает само­стоятельные, вполне отчетливые попытки повторить и запомнить их. К концу второго года ребенок уже употребляет до 300, а по окончании раннего возраста — от 500 до 1500 слов.

В этой связи отметим два существенных обстоятельства: во-первых, резкое и быстрое увеличение активного словаря у детей между полутора и тремя годами жизни, во-вторых, наличие и рост с этого времени индивидуальных различий не только в уме­ниях и навыках владения речью, но также активности и интен­сивности общения. Связанная с общением и управляющая им потребность в аффилиации развивается и впервые отчетливо проявляется у детей именно в данном возрасте.

Ребенок трехлетнего возраста достаточно хорошо владеет раз­нообразными средствами общения, которые позволяют ему ус­коренно психологически развиваться дальше, устанавливая с ок­ружающими людьми хорошие деловые и личные взаимоотно­шения (под деловыми в этом возрасте, разумеется, имеются в виду простые учебные или игровые взаимоотношения).

Наши рекомендации