Основные черты психологии старшего школьника

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-миро­воззренческая, готовность старших школьников ставить и ре­шать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуаль­ного развития немалого числа современных юношей и деву­шек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех стар­шеклассников и многими из них практически реализуются.

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюда­ется тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свобо­дой выбора в них учебных предметов.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нор­мам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придер­живаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную струк­туру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифферен­циация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях обще­ния с разными людьми и по различным поводам.

Большинство старших школьников к окончанию школы само­определяются в будущей профессии. У них складываются профес­сиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном вы­боре. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобрета­ют. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть зна­чительными или незначительными независимо от того, насколь­ко рано или поздно происходит окончательное профессиональ­ное самоопределение.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризует­ся большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возра­сте, причем между отдельными чертами характера и их прояв­лениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.

Ранний юношеский возраст — это пора первой любви, воз­никновения интимных эмоциональных отношений междуюношами и девушками. У девушек они обычно появляются несколь­ко раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными ус­тановками они порождают определенный, индивидуально сво­еобразный ответ на вопрос «каким быть?».

В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пре­делами школы. Однако многое из того, что человек как лич­ность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Формирование и развитие морали

1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юноше­ском возрасте.

2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем.

3. Основные нравственные вопросы ранней юности.

4. Особенности решения нравственных проблем современными старшеклас­сниками.

Наши рекомендации