Нравственное самоопределение

Ранняя юность — начало практической реализации жизнен­ных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессиональ­ного и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллель­но и взаимозависимо. Объединяющим их направлением разви­тия является движение от детской зависимости к взрослой от­ветственности.

В ходе исследования, проведенного Т. В.Снегиревой*, выявле­ны следующие шесть типов ценностно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие личностного само­определения детей раннего юношеского возраста и выражающи­еся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

1. Все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в рав­ной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъектив­ное гармоническое представление человека о себе.

2. Наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому. «Я» — прошлое представляется совершенно чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. Налич­ное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопре­делении.

3. Будущее «Я» оторвано от настоящего. Все три времени существования «Я» мыслятся как совершенно различные. С иде­альным «Я» согласуется только будущее.

4. Идеальное «Я» не включено ни в настоящее, ни в будущее «Я», оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.

5. Прошлое и наличное «Я» преемственно связаны друг с другом. Иной полюс, отличный от них, образует связь между будущим и идеальным «Я». Обладателей такого сочетания лич­ностных атрибутов отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизить прошлое и настоящее «Я» с идеальным и будущим.

6. Наличное «Я» совсем выпадает из процесса развития. Оно оторвано от прошлого и не имеет связи с будущим, не соответ­ствует и идеальному «Я».

* Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрас­те // Вопросы психологии. — 1989. — № 2.

Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается второй из перечисленных выше вариантов. Вероят­но, он в большей степени соответствует юношеской возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. На втором месте по частоте встречаемо­сти в этом возрасте находится первый вариант. На третьем месте, соответственно, располагается третий вариант. Остальные в дан­ном возрасте составляют исключение и, по-видимому, представ­ляют собой возрастные психологические аномалии.

Данные этого исследования указывают на отчетливую тен­денцию, характерную для ранней юности: сочетание критиче­ского отношения к себе в прошлом и устремленность в буду­щее. Вместе с тем подтверждается вывод, сделанный в начале этой главы, — о частичной гармонизации состояний личности в раннем юношеском возрасте по сравнению с подростковым.

Хотя переход из подросткового возраста в ранний юношеский происходит с такими сопровождающими его психологическими симптомами, которые указывают на значительные индивиду­альные различия, тем не менее наблюдается ряд общих тенден­ций. Одна из них состоит в том, что в ранней юности по срав­нению с отрочеством значительно снижается острота межлич­ностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улуч­шается общее физическое и эмоциональное самочувствие де­тей, повышается их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это гово­рит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стаби­лизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в сни­жении уровня тревожности от подросткового до раннего юно­шеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

Заметно улучшаются от подросткового к раннему юношеско­му возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не при­ходится. Ранний юношеский возраст — это, с другой стороны, время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый воз­раст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахож­дения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».

В раннем юношеском возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических пси­хологических контрастов, которые характеризуют как внутрен­ний мир человека, так и сферу его межличностных отношений. В юности больше, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непред­сказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подав­ленности. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недоста­точно продуманным поступкам.

Для юности характерно повышенное внимание к внутренне­му миру человека, определенная возрастная интровертированностъ. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем, о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают и волнуют старших школьников.

В юности нередко встречается обостренное чувство одино­чества, которое, как считает Э.Фромм, если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению «так же, как физический голод — к смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится не­выносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и оди­ночество моральное»*. К счастью, это чувство в юности не яв­ляется стабильным. При установлении хороших личных кон­тактов с окружающими людьми оно быстро исчезает.

* Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. — С. 26.

Наши рекомендации