Развитие мотивации достижения успехов

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только на­чало перехода познавательных процессов на новый уровень раз­вития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельно­сти. Первое из них касается того, что не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, — игра, общение и труд влияют на его личностное раз­витие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятель­ности в данное время складываются многие деловые качества ре­бенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом воз­расте. Это прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.

В предыдущей главе учебника было показано, что предпо­сылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей еще в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится ус­тойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к III— IV классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации это­го мотива. Рассмотрим их.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с по­ступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого чело­века, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже харак­теризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образо­вания, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельно­сти. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завы­шенные и заниженные.

Доверительность и открытость к внешним воздействиям, по­слушание и исполнительность создают хорошие условия для вос­питания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учи­телей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.

Важным моментом является также сознательная постановка мно­гими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведе­ния, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательный конт­роль ребенком собственных действий в младшем школьном воз­расте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосроч­ной поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и лю­бимым делом. В этих актах и фактах также отчетливо просматри­вается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: приня­тая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела.

При попытке понять, как развивается мотивация достиже­ния успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство, которое нашло отражение в теории и методике измерения мотивации достижения успехов. Было показано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мо­тив избегания неудач. Оба они как противоположно направлен­ные тенденции формируются в старшем дошкольном и в млад­шем школьном возрасте в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: у дошкольников — в игре, а у младших школьников — в учении.

Если взрослые люди, обладающие достаточно большим ав­торитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стиму­лом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со сто­роны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш.А.Амонашвили, где рекомендовано в начальных клас­сах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с раз­витием и функционированием мотива избегания неудачи.

На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных исследованиях по­казано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достиже­ния успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в про­цессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зави­сеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной дея­тельности, но и от положения, занимаемого ребенком в систе­ме взаимоотношений со сверстниками в детских группах и кол­лективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверст­ников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Последним актом, который внутренне укрепляет мотив до­стижения успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком своих способностей и возможностей, различение то­го и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются пред­посылки для оформления мотивации достижения успехов. При­мерно между шестью и одиннадцатью годами у ребенка возника­ет представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и нао­борот. Более сложные случаи (объяснение неодинаковых резуль­татов за счет комбинирования прилагаемых усилий и способно­стей) отмечается только в каузальных схемах мышления десяти-двенадцатилетних детей. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе (I—IV классы), можно рассматри­вать как период возникновения и закрепления очень важной личност­ной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно ус­тойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.

Становление самостоятельности и трудолюбия

Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влия­нием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоя­тельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, ког­да он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Тру­долюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и в труде.

Благоприятные условия для развития у школьников трудолю­бия создает то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать. Это и адаптация к новым условиям жизни (режиму дня, обязанностям, требованиям), и проблемы, связанные с обу­чением чтению, счету и письму, и новые заботы, которые возни­кают у ребенка в школе и дома. В становлении данного важного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентирован­ной не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень боль­шое значение для развития личности приобретает вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать учитель, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребен­ка, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается воспитанием детей.

Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удов­летворение от труда. Оно, в свою очередь, зависит от того, на­сколько учеба и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для де­тей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих ус­пехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста со­четается с их зависимостью от взрослых, причем данный воз­раст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, по­слушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать раз­витие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и под­ражание другим людям. Для того чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

С учетом сказанного можно определить следующие средства и способы развития самостоятельности у детей данного возра­ста. Прежде всего ребенку необходимо поручать больше дел выполнять самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к са­мостоятельности и поощрять его. Чрезвычайно важно с первых дней обучения в школе сделать так, чтобы свои домашние зада­ния и дела ребенок выполнял самостоятельно, при минимально необходимой помощи со стороны взрослых членов семьи, что­бы любая его попытка к независимым действиям стимулирова­лась как тенденция, безотносительно к успеху или неудаче. Бла­гоприятной для развития этого качества у детей является такая социально-психологическая ситуация, в которой ребенку пору­чается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, он ста­новится лидером для других людей, сверстников и взрослых, в совместной с ними работе. Хорошие условия для реализации этой задачи создают групповые формы учения и труда, широко используемые в настоящее время в начальных классах школы.

Наши рекомендации