Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста

Итак, мы рассмотрели процесс познавательного, личностно­го и поведенческого развития ребенка от рождения до трехлет­него возраста, выявили закономерности, условия и движущие силы этого развития. Попробуем теперь в интегрированном ви­де представить, с какими достижениями подходит ребенок к критическому возрасту около трех лет, когда о нем впервые на­чинают говорить как о маленькой личности. Воспользуемся для. этого табл. 2, где показаны основные психологические и пове­денческие новообразования, возникшие к данному моменту жиз­ни у ребенка.

Таблица 2

Основные достижения в психическом развитии ребенка от рождения до трех лет

Сферы развития

Возраст Познание Движения Общение
3 года   Оформление речи. Первые признаки образного мышле­ния. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчи­вости и постоянства объектов Развитие ручных предметных движе­ний. Появление во­левого самоуправле­ния поведением   Появление самосоз­нания. Освоение первичных нравст­венных норм. Усво­ение правил челове­ческого поведения  
2 года   Развитие понимания и появление актив­ной речи Дифференциация функций рук и ног   Формирование базо­вых черт характера  
Начало активного развития речи
1 год   Первые признаки понимания речи   Самостоятельное хождение. Самостоятельное стояние Первые признаки пользования речью  
10 месяцев           Возникновение ре­акции привязанно­сти — беспокойства среди чужих людей и в новой обстановке
8 месяцев   Становление сенсомоторного интеллекта   Хождение вокруг опоры   Невербальная ком­муникация с по­мощью жестов, мимики и пантомимики  
7 месяцев   Стояние с поддержкой  
5 месяцев   Сидение с поддерж­кой. Перенос цент­ра тяжести на ноги  
3 месяца   Оформление функ­ции зрения   Переворачивание с боку на бок — пере­катывание   Реакция улыбки в ответ на появление лица матери
2 месяца   Формирование об­раза-ассоциации между голосом и ли­цом матери        
2 недели   Выделение голоса матери из других звуков
1 неделя   Различение звуков и запахов. Реагирова­ние на звуки. Сле­жение за движе­ниями

Уже в первые дни после своего рождения ребенок готов к восприятию мира в виде ощущений, элементарных образов с по­мощью практически всех органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. Его анализаторы с рождения готовы к принятию и пере­работке разнообразной сенсорной информации о мире.

На первой и второй неделях жизни способность к восприя­тию раздражителей дополняется способностью к их выделению из фона и различению. В особый класс попадают и вызывают специфические реакции со стороны ребенка те раздражители, которые связаны с человеком. Это — лицо и фигура матери, человеческий голос, знакомые и незнакомые люди. Восприя­тие, связанное с человеком, получает в дальнейшем приоритет­ное и ускоренное развитие. Первыми в сознании ребенка скла­дываются образы, соотносимые с людьми, и признаком этого становится соединение в единый перцептивный комплекс лица и голоса матери в период между первым и вторым месяцами жизни. В то же время к развитию познавательной сферы ребен­ка добавляется движение и общение. В области восприятия при­мерно с двух месяцев начинает активно функционировать зрение, и оно на значительный последующий период жизни ребенка вплоть до достижения им годовалого возраста опреде­ляет его познания и мышление;

В два-три месяца ребенок может самостоятельно переворачи­ваться, перекатываться с боку на бок. Около трех-четырех ме­сяцев он делает первые попытки переноса центра тяжести на ноги и демонстрирует способность сидеть с поддержкой. При­мерно в пять месяцев он уже сидит сам, без поддержки. В пять-семь месяцев ребенок стоит с поддержкой, а в семь-восемь ме­сяцев ходит вокруг опоры. В десять месяцев он стоит самосто­ятельно, а около года начинает ходить. Развитием его движе­ний активно управляет зрение, причем оно само совершенству­ется под влиянием двигательной активности. Возникает зри­тельно-моторная координация, которая является важным усло­вием для начала активного развития мышления в форме сенсомоторного интеллекта.

Личностное развитие детей в период младенчества носит под­готовительный характер и протекает в скрытой форме. Наибо­лее известными его внешними проявлениями являются комплекс оживления (около двух-трех месяцев), демонстрация отчетли­вой реакции привязанности (примерно в восемь-десять месяцев) и кризис первого года жизни (в конце младенческого возраста). В течение всего этого периода времени на базе врожденной эмпатической способности идет процесс развития и совершен­ствования невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это вместе взятое подготавливает переход на следующий уровень развития, свя­занный с активным усвоением и использованием невербальной речи. Способность к пониманию языка жестов, мимики и пан­томимики возникает в возрасте около двух-трех месяцев и к десяти-двенаддати месяцам, т.е. к тому моменту времени, когда начинает формироваться вербальная речь, достигает весьма вы­сокого уровня развития.

С началом раннего возраста и в течение его идет непрерыв­ный процесс формирования речи, которая одновременно вклю­чается в познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. В результате психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высо­кий уровень интеллектуального развития, связанный с образным и словесно-логическим мышлением.

Благодаря овладению прямохождением разделяются функции рук и ног ребенка, начинается быстрый процесс совершенство­вания ручных движений, приобретение ими предметного ха­рактера. Возникает более тонкая и точная регуляция этих дви­жений за счет их зрительного контроля. Начинают оформлять­ся базисные черты личности, ребенок осваивает элементарные правила поведения и нравственные нормы. У него появляются первые признаки самосознания.

Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособленным к самостоятельной жизни, уже во всех отно­шениях является человеком с явными первыми признаками ин­дивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь, выполняющую в его жизни мно­гочисленные функции. К этому времени ребенок уже освоил многие нормы человеческих взаимоотношений.

По данным, полученным некоторыми исследователями, к воз­расту около трех лет у ребенка можно заметить проявления внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности, со­циальных потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в лидировании. В этом возра­сте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми.

С такими общими достижениями в развитии познаватель­ной, двигательной, мотивационно-волевой, эмоционально-ре­гуляционной и других сфер подходит ребенок к трехлетнему рубежу. Хотя в целом его достижения в развитии кажутся весь­ма значительными, ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем он станет настоящей личностью.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Личностные новообразования младенчества

1. Основания для вывода о том, что начало формирования личности отно­сится к младенческому возрасту.

2. Младенчество как возраст оформления темперамента.

3. Начало становления черт характера у ребенка.

4. Появление у детей чувства страха, его причины и значение.

Наши рекомендации