Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет

Наблюдение за поведением окружающих людей и подража­ние им в раннем возрасте становятся одним из основных ис­точников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели из предыдущего материала, формируется чувство привязанности. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возмож­ности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная пер­сональная привязанность возникает у детей, чьи родители доб­рожелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удов­летворить его основные потребности.

Привязанность представляет собой общее социально-психо­логическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, причем аналоги его имеются и у животных. Существуют раз­личные объяснения феномена младенческой привязанности де­тей к родителям. На первых порах его изучения считали, что ранняя привязанность детей к своим родителям объясняется тем, что они, в первую очередь мать, являются источником удов­летворения главных биологических и социальных потребностей ребенка, например потребности в эмоционально-положитель­ном общении. Однако последующие исследования показали, что данная точка зрения не вполне обоснована.

Привязанность ребенка к своим родителям служит, вероятно, тем же целям и в основном объясняется теми же причинами, что и у высших животных. Благодаря привязанности удовлетворяют­ся основные потребности младенца и детей более старшего воз­раста, снижается их тревожность, обеспечиваются субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности, формируется основа для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возра­сте. Когда мать находится рядом, дети, привязанные к своим ро­дителям, проявляют более выраженную склонность к двигатель­ной активности, к изучению окружающей обстановки.

Невозможность постоянного эмоционального общения и отсут­ствие привязанности к взрослым людям в ранние годы, особенно к матери и к другим близким родственникам, нередко во взрос­лом состоянии оборачиваются для ребенка неспособностью со­здавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют важ­ную роль в психологическом развитии ребенка как личности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со ста­новлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зерка­ле, откликается на свое имя, сам начинает активно пользовать­ся местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, т.е. сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возникает упомянутое выше психоло­гическое новообразование «Я». Одновременно соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка.

После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в общении с окружающими людьми в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного ха­рактера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людь­ми, в результате чего у них постепенно складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требовани­ям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формиру­ется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.

Примерно в это же время впервые появляется и в практиче­ских взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после инициативного заявления «я — сам», когда кто-либо из взрослых пытается им в чем-то помочь против их собственной воли, например в игре или в практической деятельности.

Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специ­ально ищут, искусственно создают себе препятствия, преодоле­вают ими же придуманные трудности. Они пытаются взбираться на горки, когда вполне можно их обойти, на ступени лестницы, когда в этом нет необходимости, на предметы мебели, ходят, как бы сознательно наступая на своем пути на мелкие предме­ты, идут туда, где путь закрыт. Все это, очевидно, доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начи­нают складываться такие важные характерологические качест­ва, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ребенок иногда с удивительным упорством, достойным лучше­го приложения, начинает повторять те действия, которые взрос­лые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина дан­ного кризиса состоит в том, что ребенок, у которого возникла потребность в познании окружающего мира, начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых зна­ний и производимых им самим эффектов. Поэтому он живо интересуется повторением однажды полученного результата де­ятельности, проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же самое время его желание наталкива­ется на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослого ребенок начинает про­являть упрямство и упорно пытается повторять именно то, что ему запрещается. Это есть форма протеста ребенка против неа­декватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в от­вет на запрет ребенок начинает капризничать, плакать, бросается на пол, ведет себя демонстративно непослушно. Этот он­тогенетически первый жизненный кризис есть признак разви­тия ребенка, его готовности перейти на следующий уровень зре­лости.

Свои возможности и собственные качества личности ребе­нок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетние дети умеют уже подчинять поведение других людей своим требованиям, осознают свои возможности в оказа­нии влияния на них, демонстрируя при этом определенные воле­вые качества. На втором году жизни малыш начинает употреб­лять местоимения «мне», «ты», по-видимому, осознавая разли­чие между собой и окружающими людьми. К трем годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе, проис­ходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На треть­ем году жизни, выполняя какое-либо действие, ребенок описы­вает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.

С появлением самосознания постепенно развивается способ­ность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состо­яния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного че­ловека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способ­ны понять уже двухлетние дети.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваи­ваться нормы поведения, например, необходимость быть акку­ратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т.п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии — огорча­ются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.

При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успе­хов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой по­требности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятель­ствам, например прилагаемым усилиям. Другой признак нали­чия этой потребности — характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объ­яснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.

Еще один показатель развития мотивации достижения успехов у детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточ­но высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориенти­рованной на достижение успехов, представляет собой умение раз­личать способности и прилагаемые усилия. Это означает, что ребе­нок становится готовым к анализу причин своих успехов и неу­дач, способным более или менее произвольно управлять деятель­ностью, направленной на достижение успехов и избегание неудач.

Примерно с полуторагодовалого возраста некоторые дети во время игры прекращают свою деятельность и смотрят на свое произведение, как бы оценивая его со стороны. К двум годам это делают уже практически все дети. Данный факт можно рас­сматривать как признак того, что дети этого возраста способны уже выделять и оценивать результат своей деятельности. Почти одновременно с этим в лексиконе ребенка появляется уже упо­мянутая нами фраза «Я — сам». Эта фраза не только говорит о том, что ребенок выделяет себя, но и о том, что свое произведе­ние он уже рассматривает как результат собственной деятель­ности. Однако вплоть до четырехлетнего возраста многие дети еще не очень настойчивы в своем желании сделать что-либо самостоятельно и нередко уступают давлению взрослых.

Речь и становление личности

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благо­даря чему существенно ускоряется процесс развития самосоз­нания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она же является носите­лем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоени­ем речи качественно перестраивается, ускоряется процесс раз­вития ребенка как личности. Поэтому не случайно, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изме­нения в психологии ребенка.

Говорение и понимание как две стороны в развитии речи по-разному связаны с различными аспектами формирования лич­ности ребенка. Понимание обеспечивает восприятие, дифферен­циацию требований и оценок поведения ребенка со стороны взрослых. Это дает возможность корректировать поведение, при­чем чем более развиты лексическая, семантическая, синтакси­ческая и другие стороны высказывания (в аспекте его понима­ния), тем точнее и тоньше способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий. Говорение позволяет ре­бенку в диалоге уточнять предъявляемые ему требования, полу­чаемые со стороны взрослых оценки и самому влиять на пове­дение окружающих взрослых людей таким образом, чтобы оно как можно больше соответствовало потребностям его личност­ного развития.

Сложную психологическую проблему представляет вопрос о соотношении того, что ребенок может понимать и говорить, с его собственными личностными качествами. Суть проблемы со­стоит в том, в какой мере активная и пассивная речь ребенка раннего возраста отражает достигнутый им уровень личностно­го развития: ведь далеко не каждый взрослый человек, хорошо владеющий речью, в состоянии осознать и выразить в словах собственные качества личности. Между уровнем индивидуаль­ного развития ребенка и тем, что и как он говорит, нет, по-видимому, простой и однозначной связи. Судить о том, осозна­ет себя ребенок как человека, отличного от других людей, или не осознает, нельзя только на основании того, пользуется или не пользуется он в своей активной речи местоимением «Я». Ос­нованием для подобных психологических выводов скорее мог­ло бы служить то, что ребенок понимает, т.е. его пассивная речь. Способы психодиагностического оценивания уровня ре­чевого личностного развития ребенка в раннем возрасте необ­ходимо выбирать исходя из того, что он понимает.

Однако одного речевого анализа недостаточно для полноценной психодиагностики. Наряду с ним следует исполь­зовать анализ поведения, но не в отдельности, а в логической соотнесенности с речью. Основанием для удовлетворительных выводов могут служить факты совпадения того, что понимает и что делает ребенок. В этой диаде: понимание и поведение — основную роль в развитии играет, по-видимому, понимание. Поэтому, воспитывая ребенка, развивая его как личность, в пер­вую очередь необходимо заботиться об углублении смыслового понимания воспринимаемой речи.

Наши рекомендации