Глава 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста

Краткое содержание

Личностные новообразования младенчества. Младенческий возрасткак время появления предпосылок к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми. Младенческие истоки темперамента и характера. Появле­ние чувства страха, его причины и значение в жизни ребенка.

Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет. Первые признаки самосознания, возникновение «Я». Формирование детской привязанности. Ста­новление самооценки и некоторых социальных чувств: гордости, стыда и др. Появление потребности в самостоятельности, настойчивости, волевых черт ха­рактера. Кризис переходного периода от младенчества к раннему детству, его причины. Первые признаки поведенческой самостоятельности и саморегуляции. Осознание себя как личности и отделение себя от других. Возникновение способности к эмпатии: сочувствию, сопереживанию. Развитие стремления и потребности в достижении успехов.

Речь и становление личности. Значение речи ребенка раннего возраста для его развития как личности. Слушание и говорение как процессы, влияющие на формирование личности. Связь пассивной и активной речи с уровнем личност­ного развития ребенка. Приоритет развития понимания речи перед говорением. Необходимость дополнения анализа понимания анализом поведения ребенка.

Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рож­дения до трехлетнего возраста. Появление способности к восприятию раздражи­телей и реагированию на них со стороны всех органов чувств в первые дни после рождения. Возникновение и развитие способности к выделению и разли­чению раздражителей. Ускоренное развитие восприятия того, что имеет отно­шение к человеку. Формирование первичных образов окружающих людей. Ак­тивное развитие движений ребенка от двух месяцев до одного года. Появление сенсомоторной координации и начало развития сенсомоторного интеллекта. Развитие общения от комплекса оживления через совершенствование невер­бальной коммуникации к пониманию речи. Возникновение эмоциональной привязанности и реакции беспокойства в незнакомой обстановке, а также в присутствии чужих людей. Начало перехода к образному мышлению. Диффе­ренциация движений ног и рук наряду с совершенствованием ручных предмет­ных движений. Проявление волевых черт характера. Освоение нравственных норм и правил поведения. Появление самосознания. Первые признаки нали­чия у ребенка внутренней эмоциональной жизни и способностей.

Личностные новообразования младенчества

Принято считать, что развитие ребенка как личности начина­ется с двух-трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков лично­стной индивидуальности. Они у ребенка действительно возникают только на третьем году жизни. Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше. Какие же это основания? Во-первых, никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появля­ется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявле­нию обычно предшествует достаточно длительный скрытый пе­риод развития, как это бывает, например, у растения прежде, чем его ростки появятся на поверхности земли. Во-вторых, многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в жизни-человека лишь спустя много времени после того, как они первоначально начали складываться, и тогда, когда человек в це­лом уже достиг значительного уровня социально-психологической зрелости. Кроме того, для проявления ряда личностных качеств необходимы подходящие жизненные условия. К примеру, судить о том, влияет ли на личность ребенка стиль обращения с ним ближайших родственников, в частности матери, в младенчестве, мы можем не тогда, когда ребенку два или три года, а только спустя много лет, когда, став взрослым, он сам обзаводится деть­ми и аналогичный стиль обращения демонстрирует на своих де­тях. Наблюдая в эти годы за поведением уже ставших взрослыми детей в их собственной семье, мы вдруг обнаруживаем, что оно как две капли воды похоже на наше. Значит, соответствующие личностные влияния имели место еще в младенчестве или ран­нем возрасте, но впервые проявились во внешнем поведении спу­стя десяток и более лет.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что, вероятно, процесс личностного формирования ребенка начинается в те­чение первого года жизни, но вначале происходит скрыто для внешнего наблюдателя. Судить о том, что в эти годы заклады­вается в личности ребенка, мы можем в основном ретроспек­тивно, прослеживая истоки тех личностных качеств, которые в уже сформированном виде выступают в более позднем возра­сте. Такими свойствами обладают, например, многие черты ха­рактера: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям. Трудно предположить, чтобы они были врож­денными, и тем не менее есть основание считать, что истоки этих качеств уходят в глубь раннего детства ребенка и коренят­ся в опыте общения и взаимодействия со взрослыми, который получает младенец в течение первого года жизни.

К этому же возрасту, несомненно, относится начало оформ­ления качеств темперамента ребенка, тем более что темпера­мент непосредственно зависит от генотипически обусловленных свойств нервной системы. Известно, правда, что действитель­ный темперамент у взрослого человека нередко бывает скры­тым и внешне слабо проявляется из-за приобретенных привы­чек, сдерживающих его проявление, которые превращаются в автоматизированные социализированные реакции человека на определенные жизненные обстоятельства. Мы их обычно свя­зываем с ритуальными формами поведения, обусловленными культурой, и полагаем, что их становление зависит от способа обращения взрослого с ребенком в течение первых месяцев его жизни. Национально и культурно обусловленные различия та­кого рода достаточно хорошо известны, и они, по-видимому, оказывают влияние на внешние проявления темперамента че­ловека, такие, как, например, раскованность или сдержанность, открытость или замкнутость, эмоциональность или холодность, богатство или бедность жестикуляции и т.п.

Замечено, что в возрасте около 8—12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные для взрослого страхи. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека, проявить подобную реакцию в том слу­чае, если вдруг мама явится к нему в незнакомом внешнем об­лике, скажем, в новой шляпе. У детей этого возраста страхи появляются также перед расставанием с близкими людьми, в незнакомом социальном окружении или в новой обстановке. Доказано, что даже слепые от рождения годовалые дети так же, как и зрячие, расстраиваются, когда вдруг их мама уходит. Наи­более сильно выраженными страхи бывают между 15 и 18 меся­цами жизни, а затем постепенно исчезают.

Высказано предположение, что в данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, кото­рая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнако­мой обстановке.

Наши рекомендации