Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются уче­ные, исследуя процесс возрастного развития ребенка, состоит из нескольких блоков методик. Одна часть методик в возраст­ной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психо­логии*.

* Здесь названы только основные отрасли психологической науки, вносящие наибольший вклад в методологию психологии, хотя в ней практически исполь­зуются и методы, заимствованные из других психологических и пограничных с психологией наук.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, кото­рые используются для изучения когнитивных процессов и лич­ности ребенка. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, вни­мания, памяти, воображения, мышления и речи. При помощи данных методов в возрастной психологии решаются те же зада­чи, что и в общей психологии: извлекается информация о воз­растных особенностях познавательных процессов детей и о пре­образованиях этих процессов, происходящих при переходе ре­бенка из одной возрастной группы в другую.

Дифференциальная психология обеспечивает психологию воз­растного развития такими методами, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Осо­бое место среди этой группы методов занимает метод близне­цов, получивший широкое применение в возрастной психоло­гии. При помощи данного метода исследуются сходство и раз­личия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии — об органиче­ской (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Из социальной психологии в психологию возрастного развития пришла группа методов, посредством которых изучаются меж­личностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. В дан­ном случае социально-психологические методы исследования, применяемые в возрастной психологии, также являются, как правило, адаптированными к возрасту детей. Это — наблюде­ние, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

Рассмотрим особенности применения таких различных ме­тодов исследования, как наблюдение, опрос, эксперимент и те­стирование в возрастной психологии. Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях, в рабо­те с детьми. Многие методы, используемые обычно при изуче­нии взрослых, — тесты, эксперимент, опрос — имеют ограни­ченную сферу применения в исследованиях, проводимых на де­тях, из-за своей сложности. Они, как правило, недоступны де­тям, особенно в младенческом и раннем возрасте.

Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в со­вокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о детях. Всякое наблюдение необхо­димо вести целенаправленно, по определенной программе и пла­ну. Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты в ко­нечном счете должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.

Для того чтобы получить результаты, необходимые для обоб­щения, наблюдение должно вестись более или менее регуляр­но. Дети растут очень быстро, их психология и поведение меняются на глазах, и достаточно, например, пропустить в мла­денчестве всего лишь один месяц, а в раннем детстве — два или три месяца, чтобы получить ощутимый пробел в истории инди­видуального развития ребенка.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. В период от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно; в раннем детстве, от года до трех лет, — ежеме­сячно; в дошкольном детстве, от трех до шести-семи лет, — как минимум один раз в полгода; в младшем школьном возрасте — раз в год и т.д. Чем более ранний возраст мы берем, тем мень­ше должен быть интервал времени между очередными наблю­дениями (имеются в виду научные наблюдения, сопровождае­мые ведением систематических записей, анализом и обобщени­ем результатов наблюдения). Вести наблюдение за детьми, с одной стороны, проще, чем за взрослыми, так как ребенок под наблюдением обычно более естествен, не играет специальных социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети, особенно дошкольники, обладают повышенной отклика-емостью и недостаточно устойчивым вниманием, часто отвле­каются от выполняемого дела. Поэтому в исследовательской ра­боте с детьми рекомендуется иногда применять скрытое наблю­дение, рассчитанное на то, чтобы во время наблюдения ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.

Значительные трудности могут возникать тогда, когда в ра­боте с детьми применяется метод опроса в его различных фор­мах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.

Известно много фактов, свидетельствующих о том, что сис­тема понятий, которыми пользуются дети вплоть до подростко­вого возраста, существенно отличается от той, которую упот­ребляют взрослые. Используя в беседе с детьми или в содержа­нии адресованных им письменных вопросов свои понятия, взрос­лый может столкнуться с иллюзией полного понимания, кото­рая заключается в том, что ребенок разумно отвечает на постав­ленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый человек, задающий ему вопросы. По этой причине в психологических исследова­ниях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпрети­ровать и обсуждать даваемые им ответы.

В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент час­то является одним из самых надежных методов получения до­стоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить не­посредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализовать при опросе. Не­посредственность детского поведения в игре, неспособность де­тей длительное время сознательно играть определенную соци­альную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состо­янии получить при помощи других методов.

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и ак­туальные потребности ребенка. Последние два обстоятельства являются особенно важными, так как отсутствие у ребенка не­посредственного интереса к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагогическом эксперименте, не позволяет ему про­явить свои интеллектуальные способности и интересующие ис­следователя психологические качества. В результате ребенок мо­жет показаться исследователю менее развитым, чем он есть на самом деле. Кроме того, нужно учитывать, что мотивы участия детей в психолого-педагогическом эксперименте более простые, нежели мотивы участия взрослых в аналогичных исследовани­ях. Включаясь в эксперимент, ребенок обычно действует в нем более сиюминутно и спонтанно, чем взрослый, поэтому на про­тяжении всего исследования необходимо постоянно поддержи­вать интерес ребенка к нему.

То, что было сказано об эксперименте, имеет отношение и к психологическому тестированию детей. Свои интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют во вре­мя тестирования лишь тогда, когда их участие в тестировании непосредственно стимулируется привлекательными для ребен­ка способами, например получением поощрения или какой-ни­будь награды. Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптиро­ванные. В качестве примеров подобного рода теста можно указать детские варианты теста Кеттела и теста Векслера, а также некоторые формы социометрического теста.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации