Кому и зачем нужна практическая психология

1 Активизация практической психологической работы в нашей стране началась в 80-е годы. Всего за десять лет зна­чительно увеличилось количество практических психоло­гов, повсеместно стали появляться психологические службы, психологические консультации, приобрели боль­шую популярность психологические тренинги. Однако этот процесс протекал чаще всего стихийно (Радзиховский, 1987).

Ч^оциальный заказ на профессию практического пси­холога формировался, прежде всего, в публицистической и научно-популярной литературе. О необходимости практических психологических знаний говорили предста­вители многих профессий: педагоги, медики, юристы, биз­несмены, политики. С помощью этих знаний они надеялись решить одну из главных задач своей профессии — целе­направленно воздействовать на человека ДВ настоящее вре­мя у нас в стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Как же работают практические психологи?

Заказчиками психологической работы могут выступать организация, семья, конкретный человек. Заказчик обра­щается к психологу за помощью в решении психологичес­кой проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности психолога, очерченную его норматив­ными требованиями. Часто психологическая проблема пред­стает в виде трудности или барьера, который клиент хочет преодолеть при содействии психолога.

Людям, непосредственно не связанным с профессио­нальной психологией, она часто кажется чрезвычайно полезной и необходимой. Однако представления о возможностях психологической науки могут быть неконкрет­ны и не соответствовать реальности. От психологии ждут большего, чем она может дать. 'Многие данные психоло­гии далеки от непосредственного практического примене­ния, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в их приложении к практике. В обы­денном сознании людей часто бытует мнение, что психо­лог видит человека "насквозь". Порой ожидается, что психолог найдет или поможет найти ту "кнопку", которая позволит успешно разрешить проблему. v

В сознании родителей, учителей, предпринимателей, государственных служащих укрепилось магическое слово "психология". Компетенции психолога стали адресовать все те проблемы, с которыми родитель; педагог или руково­дитель не могут справиться самостоятельно. Ребенок не хо­чет учиться, не усваивает программу? К психологу его! Пусть сделает так, чтобы захотел и усвоил. Предприятие не получает прибылей? Нужно дать психологу задание спла­нировать развитие организации, рекламную кампанию и пусть наберет новых сотрудников. Или порой, не разбира­ясь в конкретных проблемах и не ставя определенных за-, дач, психолога берут на штатную должность, чтобы он сделал "что-нибудь", от чего всем станет хорошо.

Когда же эти завышенные ожидания и требования к психологии и психологам не оправдываются, наступает разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам проделанной психологом работы.

Но психолог — не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще и в одиночку. Для успешной деятельно­сти психологу важно различать социальный заказ на его профессию и свои реальные профессиональные возмож­ности. Причем социальные заказы для научной и практичес­кой психологии существенно различаются в соответствии с теми задачами, которые они призваны решать. В научной психологии — это поиск общих психологических законо­мерностей. В практической психологии — психологическая работа с индивидуальностью. Формирование и изменение общественного статуса профессии психолога будет зави­сеть от того, насколько сами психологи смогут влиять на формирование социального заказа, а также от того, на­сколько психология сумеет выйти за пределы своих узко­профессиональных проблем.

К сфере практической психологии относятся профес­сиональные психологи-практики. Основная цель их рабо­ты — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помо­гают в решении проблем, которые возникают в области образования, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

6.2. задачи и основные этапы деятельности

ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологи­ческого характера.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций пси­холога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жу­ков, 1999, с.28—34).

Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологичес­кую экспертизу, то есть оценку с профессиональной пси­хологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

Психолог как учитель занят передачей специальных зна­ний", которые необходимы людям для эффективной орга­низации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизиро­ванном виде излагает теории и факты. Он проводит психо­логические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача — оказать психологическую помощь кли­енту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

1) выявление психологических характеристик конкрет­ного человека, группы;

2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;

3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;

4) содействие государственным, общественным, пред­принимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при ре­шении практических задач;

5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;

6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;

7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компе­тентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента),

на основании которого составляет программу рабо­ты, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

2. Психолог выбирает адекватные задачам психологи­ческой деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследова­ния и формы работы с клиентом, способы регист­рации и обработки первичных данных.

3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.

4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полу­ченные данные с компетентными коллегами, фор-

мулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

5. Психолог передает заказчику свои заключения и ре-

комендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на воп­росы, поставленные заказчиком.

6. Заказчик использует рекомендации психолога. Исполь-

зование рекомендаций может заключаться в изме­нении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, админи­стративного воздействия. Во многих случаях психо­лог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент приме­няет к себе рекомендации психолога (Крылов, Юрь­ев, 1990, с.267).

6.3.права и обязанности практических психологов

Рассмотрим права и обязанности, которые необходи­мы для успешного осуществления психологом своей про­фессиональной деятельности.

Психолог должен иметь право:

1) принимать участие во всех сторонах жизнедеятель­ности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием доку­ментации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

2) участвовать в работе квалификационных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, ус­тавов, законов;

3) самостоятельно вырабатывать концепцию и опре­делять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;

4) получать конфиденциальную информацию о пси­хологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов;

5) проводить с клиентами социально-психологичес­кие мероприятия;

6) поддерживать профессиональные связи с различ­ными вневедомственными организациями и част­ными лицами для решения психологических проблем;

7) вырабатывать и давать рекомендации психологичес­кого характера администрации, общественным орга­нам и клиентам, обратившимся за помощью;

8) разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

Одновременно психолог обязан:

1) изучать психологические проблемы жизни и дея­тельности клиентов;

2) оказывать помощь в преодолении критических ситуа­ций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;

3) участвовать в отборе кадров, их последующей адап­тации и профессионализации;

4) организовывать и проводить консультирование, за­нятия по психологическому просвещению клиентов;

5) изучать социально-психологические процессы в орга­низации;

6) организовывать и лично проводить социально-пси­хологическую работу;

7) постоянно совершенствовать свою профессиональ­ную компетентность;

8) руководствоваться в своей деятельности основны­ми этическими принципами профессиональной пси­хологической работы.

Выше охарактеризованы только общие принципы ра­боты психолога, его права и обязанности. При выполне­нии конкретного заказа основные этапы его работы, права и обязанности сторон могут иметь некоторую специфику и должны быть конкретизированы.

6.4.основные виды деятельности практических психологов

Основные виды деятельности в практической психоло­гии — это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррек-ционная и развивающая работа.

Психологическое оцениваниев качестве отдельной спе­циализации практических психологов у нас в .стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диаг­ност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, что­бы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психичес­кого развития, т. е. провести психодиагностику.

В научной литературе понятие "психодиагностика" было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом (цит. по: Рабочая книга.., 1996, с. 49). В настоя­щее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психоло­гических особенностей человека.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении пси­хических функций человека. Отклонение от нормы опре­деляет диагноз.

Психодиагностика осуществляется на основе:

1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).

Для оценивания психолог-диагност использует профес­сиональные психологические наблюдения, беседы, пси­хологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных пси­хологических качеств, эмоциональных реакций, поведен­ческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.

В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических заданий. В тест-оп­росниках человека просят ответить на ряд прямых или кос­венных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологии не слиш­ком доверяют результатам таких опросов и используют их как средство для получения первичной информации. Боль­шую достоверность получаемой информации обеспечива­ют проективные тесты. При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические каче­ства на какую-либо неопределенную ситуацию, предлага­емую в тесте. Одним из наиболее известных проективных тестов можно считать, например, тест чернильных пятен, в котором человек должен сказать, что он видит в предъяв­ляемых ему симметричных чернильных пятнах. Неопреде­ленность цели обследования не позволяет испытуемому намеренно искажать результат. Наконец, существуют тес­ты-задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психологичес­ких качествах.

Психологическое консультирование.Наиболее распрос­траненный вид деятельности практического психолога — консультирование — используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогичес­кой, промышленного производства, бизнеса, проблем здо­ровья и т.д.

Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом. В процессе консуль­тации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными угла­ми на трудности, с которыми тот встретился, и на спосо­бы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования — помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить пе­реживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуа­ций и самим принимать решения. За психологической кон­сультацией обращаются в случаях межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консульта­ция может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.

Психологи-консультанты работают с отдельными людь­ми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Групповое консультирование может проводиться с се­мьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имею­щих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами ра­боты при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, работа по разрешению меж­личностных конфликтов и проблемных ситуаций в кол­лективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психо­лог выступает в роли посредника в переговорах.

В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологи­ческой помощи и консультирования. Консультация по те­лефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.

Психолог при консультировании по телефону порой представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при лич­ном контакте. Это повышает эффективность психологичес­кого взаимодействия (Рабочая книга.., 1996, с. 75—76).

Психологическое просвещение.Важнейшая задача психологического просвещения — расширение психоло­гических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятель­ности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сфе­ры обслуживания и торговли, работникам рекламы, биз­несменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегу­ляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пен­сионеров.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основа­ми психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологи­ческих знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требо­ваниями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практи­ческая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

Для психологического просвещения могут использовать­ся лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуж­дение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семина­ры и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической ли­тературы для их самообразования. Формирование стремле­ния к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности — важнейшая основа для психологического просвещения.

Коррекционная и развивающая работа.Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагнос­тики или консультирования выявлены отклонения от нор­мы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или фор­мы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психическо­го развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких за­нятий может быть, например, преодоление дефицита вни­мания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реак­ций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция лич­ностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Поскольку отклонения от пси­хологической нормы могут сочетаться с серьезными от­клонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог свою коррекцион-ную работу должен строить в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекци­онной работы становятся обычно трудности в учебной де­ятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьника, проблемы в профессиональной или повсед­невной деятельности, в эмоционально-волевых пережива­ниях взрослого человека.

Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирова­ние умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружаю­щих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагиро­вать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве методов психокоррекции используются раз­личные виды интеллектуального тренинга, методы обуче­ния саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направ­лена на дальнейшее развитие качеств, способностей, уме­ний человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии быва­ют недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекцион-но-развивающей.

Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определен­ном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обла­дает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональ­ной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выде­лять наиболее актуальные проблемы в соответствии с за­дачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать усилия на их решении.

6.5. рабочее место практического психолога

Успешной практической деятельности психолога спо­собствует организация его рабочего места. В решении этого вопроса он сам должен быть достаточно активен. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Однако это не оз­начает, что большую часть рабочего времени он будет про­водить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным чле­ном коллектива и активным участником деятельности орга­низации.

Рабочий кабинет необходим для хранения документа­ции, методических материалов, проведения индивидуаль­ных бесед или психологической диагностики.

Безусловно, практическому психологу важно самосто­ятельно, творчески подойти к организации рабочего мес­та. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога (Ра­бочая книга.., 1996, с. 34).

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки для:

— проведения психологической релаксации;

— снятия нервно-психологического напряжения; эмо­циональной разгрузки;

— индивидуального и группового психологического консультирования;

— психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

— работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздей-.ствия:

— аудиотехника;

— аудиокассеты с записями психотерапевтического ха­рактера;

— проекционная аппаратура;

— проекционные материалы психотерапевтического характера;

— специальная светотехническая система и другие сред­ства, способствующие осуществлению психотерапев­тического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

— канцелярские принадлежности;

— аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

— персональный компьютер, калькулятор и другая орга-

низационная техника.

5. Материальная база психологического просвещения и

психологической подготовки:

— учебно-методические материалы;

— наглядные пособия;

— специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего мес­та психолога должно расшириться и включать: технические средства специального назначения, комплекс психодиаг­ностических средств, диктофон, видеотехнику и др. (Рабо­чая книга.., 1996, с. 34).

6.6. оценка деятельности практического психолога

Оценка деятельности практического психолога вклю­чает следующие аспекты:

1. Результативность психологической работы.

2. Уровень компетентности в выполнении должност­ных обязанностей и участие в деятельности коллек­тива.

3. Условия для проведения психологической работы.

4. Социально-правовое, организационное обеспечение

профессиональной деятельности психолога. ' Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.-Оценка результативности психологической работы ох­ватывает следующие вопросы:

1) эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;

2) действенность психологической поддержки для раз­вития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;

3) результативность психологического просвещения и консультирования;

4) соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и реко­мендаций по результатам психодиагностической работы;

5) эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни орга­низации;

6) компетентность и результативность психокоррекци-онной и психореабилитационной работы.

Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, жиз­ни клиента характеризуется:

1) временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессио­нальной деятельности;

2) личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);

3) эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуни­кабельностью во взаимоотношениях с другими служ­бами;

4) степенью учета информации психолога при приня­тии управленческих решений;

5) участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его дол­жностных обязанностей;

6) соблюдением этических норм работы психолога;

7) самосовершенствованием и овладением продуктив­ными технологиями психологической работы.

Оценка условий проведения психологической работы осуществляются по следующим пунктам:

1) оснащение кабинета психолога учебно-методичес­кими, диагностическими материалами; . 2) наличие и оснащение комнаты психологической

разгрузки;

3) материально-техническая база психологической ра­боты.

Социально-правовая, организационная обеспеченность профессиональной деятельности практического психоло­га включает:

1) наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;

2) правильность ведения учетно-отчетной документа­ции, которая включает в себя:

а) планы работы практического психолога (перспек­тивный, месячные и профессионального совершен­ствования);

б) результаты психодиагностики, акты (карты) об­следования, психологические портреты клиентов;

в) справки-доклады о проделанной работе;

г) рекомендации должностным лицам и другим кате­гориям клиентов (Рабочая книга.., 1996).

литература

1. Абрамова Г. С Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

2. Жуков ЮМ. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. С. 21-34.

3. Крылов АЛ., Юрьев А.И. Этические принципы и правила ра­боты психолога // Практикум по экспериментальной и приклад­ной психологии: Учеб. пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Горбачевский В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271.

4. Рабочая книга практического психолога: Технология эф­фективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Дер-кач. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996.

5. Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области психологии // Вопросы психологии. 1987. N° 3. С. 122—127.

глава 7. психологическая работа в медицинской сфере

7.1. история применения психологических знаний в медицине

Медицинская психология рассматривает психологичес­кие аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в ук­реплении здоровья человека.

Значение психологии для медицины было осознано достаточно давно. Еще в XVIII веке великий реформатор психиатрической помощи во Франции Пинель в своем "Трактате о душевных болезнях" писал, что психиатри­ческой больницей должны руководить врач, администра­тор и психолог. Причем он считал наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологической компетенции (Лебединский, Мясищев, 1966, с. 20). С XVIII века известен опыт успешного применения психологических знаний в медицине.

В XIX столетии интерес ученых к психике как нор­мального человека, так и соматического и психически больного непрерывно возрастает. Неврологическая и психиатрическая практика нуждались в помощи психоло­гии для анализа сложных нарушений психики человека. В 1834 году известный невролог Фридрайх опубликовал "Систематический указатель литературы по врачебной и судебной психологии". В разделе, посвященном врачебной психологии, содержалось 3469 названий работ, в различ­ных планах освещающих проблемы психологии, психопа­тологии, психиатрии и психотерапии. В середине века появляется "Медицинская психология" Лоте, а в 1870-х годах Д.Х. Тьюк публикует книгу под названием "Психологическая медицина". Но эти книги, по мнению М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева, представляли собой в большей степени очерки психиатрии того времени (Ле­бединский, Мясищев, 1966, с.22).

Медицинская психология как отрасль прикладной пси­хологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Появился ряд монографий, освещавших предмет ме­дицинской психологии (см.: Лебединский, Мясищее, 1966, с.22). Большой интерес представляли работы П. Жане, по­священные неврозам и медицинской психологии, работы Принс по проблеме подсознательного. П. Жане принадле­жит книга "Медицинская психология", в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапев­тический опыт. П. Жане и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией. Одной из пер­вых обобщающих работ в медицинской психологии была также книга швейцарского психиатра Г. Штерринга "Пси­хопатология в применении к психологии".

Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. ФрейД, Э. Кречмер, В. М. Бехтерев, С.С. Корса­ков, Г.И. Россолимо. Первыми практическими психолога­ми в медицине становились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин и многие дру­гие медицинские психологи.

Практическая работа психологов в медицине связана была, прежде всего, с разработкой и применением мето­дов психодиагностики.(в целях медико-психологической экспертизы), а также методов психотерапии. Основными методами медико-психологического изучения больного были клиническая беседа и экспериментально-психоло­гическое исследование душевнобольных.

Основными методами психотерапии были суггестивные, психагогические, психоаналитические (Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании вну­шения в бодрствующем состоянии или гипноза. Под пси-хагогическими методами подразумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией (там же, с.419).

В начале XX века сформировалось новое направление психотерапии, созданное Фрейдом, — психоанализ. Этот метод возник из опыта лечения истерических состояний и касался преимущественно клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психоте­рапии. Среди учеников и последователей Фрейда были видные психотерапевты и медицинские психологи. Впос­ледствии некоторые частично разошлись с ним во взгля­дах и создали собственные направления в психотерапии и психологии. Наиболее известными из них были А, Адлер и К.Г. Юнг.

В 1920-х годах появился ряд важных публикаций по ме­дицинской психологии Кронфельда, Шильдера, Шварца, Кречмера. Выдающемуся немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру принадлежал один из первых учебников по ме­дицинской психологии, впервые изданный в 1922 году, неоднократно переиздававшийся в Германии, России и других странах (Кречмер, 1998). Этот учебник сослужил хорошую службу психиатрам и специалистам-психологам и стал на многие годы образцом систематизации медико-психологических знаний в единстве теории и практики. Исходя из интересов практиков, он основательно разра­ботал раздел о психологических методах исследования (ме­дико-психологической экспертизе) и описал основные методы психотерапии.

В развитии медицинской психологии большое значение имело возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреж­дениях. С 1890 года под руководством П. Жане работала лаборатория в крупнейшей психиатрической клинике Франции в Сальпетриере. В России первые эксперимен­тально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках были открыты в 1885 году в Казани В.М. Бехте­ревым, в 1886 году в Москве С.С. Корсаковым. Затем по­явились лаборатории В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве и др. (Зейгарник, 1999, с.9).

Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской ме­дико-хирургической академии, внес огромный вклад ъ развитие медицинской психологии в России. Практичес­кая работа в психиатрии, исследования душевной жизни человека были главным направлением его деятельности. В то же время огромен его организаторский вклад в разви­тие клинической психологии в России. В 1907 году Бехтерев создает в Петербурге Психоневрологический инс­титут, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило связать теоретические и практические ис­следования, что было особенно необходимо в тот мо­мент. Работа этих институтов была'продолжена после революции. В 1920-е годы были созданы лаборатории ин­дивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева В.Н. Мясищев и Н.М. Ще-лованов.

Вторым центром, в котором развивалась медицинская психология, была психиатрическая клиника С.С.Корса­кова в Москве. В этой клинике была организована с 1886 года вторая в России психологическая лаборатория, кото­рой заведовал А.А. Токарский (Зейгарник, 1999, с.13).

Интенсивные экспериментально-психологические ис­следования проводились в Ленинградском институте моз­га им. В.М. Бехтерева под руководством В.Н. Мясищева. Следуя традиции В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищев стремил­ся к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиат­рической клинике (там же, с.15).

Большая практическая психологическая работа прово­дилась советскими психологами в медицинских учрежде­ниях во время и после Великой Отечественной войны. Они участвовали в восстановлении нарушенных психических функций у раненых солдат с травмами головного мозга.

Работы А.Р. Лурия по проблемам локализации высших психических функций, их нарушений при локальных по­вреждениях мозга, разработка системы методов нейропси-хологической диагностики позволили создать новую отрасль .научной и практической психологии — нейропсихологию.

Во второй половине XX века расширилась сфер<

Наши рекомендации