Кому и зачем нужна практическая психология
1 Активизация практической психологической работы в нашей стране началась в 80-е годы. Всего за десять лет значительно увеличилось количество практических психологов, повсеместно стали появляться психологические службы, психологические консультации, приобрели большую популярность психологические тренинги. Однако этот процесс протекал чаще всего стихийно (Радзиховский, 1987).
Ч^оциальный заказ на профессию практического психолога формировался, прежде всего, в публицистической и научно-популярной литературе. О необходимости практических психологических знаний говорили представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. С помощью этих знаний они надеялись решить одну из главных задач своей профессии — целенаправленно воздействовать на человека ДВ настоящее время у нас в стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Как же работают практические психологи?
Заказчиками психологической работы могут выступать организация, семья, конкретный человек. Заказчик обращается к психологу за помощью в решении психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности психолога, очерченную его нормативными требованиями. Часто психологическая проблема предстает в виде трудности или барьера, который клиент хочет преодолеть при содействии психолога.
Людям, непосредственно не связанным с профессиональной психологией, она часто кажется чрезвычайно полезной и необходимой. Однако представления о возможностях психологической науки могут быть неконкретны и не соответствовать реальности. От психологии ждут большего, чем она может дать. 'Многие данные психологии далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в их приложении к практике. В обыденном сознании людей часто бытует мнение, что психолог видит человека "насквозь". Порой ожидается, что психолог найдет или поможет найти ту "кнопку", которая позволит успешно разрешить проблему. v
В сознании родителей, учителей, предпринимателей, государственных служащих укрепилось магическое слово "психология". Компетенции психолога стали адресовать все те проблемы, с которыми родитель; педагог или руководитель не могут справиться самостоятельно. Ребенок не хочет учиться, не усваивает программу? К психологу его! Пусть сделает так, чтобы захотел и усвоил. Предприятие не получает прибылей? Нужно дать психологу задание спланировать развитие организации, рекламную кампанию и пусть наберет новых сотрудников. Или порой, не разбираясь в конкретных проблемах и не ставя определенных за-, дач, психолога берут на штатную должность, чтобы он сделал "что-нибудь", от чего всем станет хорошо.
Когда же эти завышенные ожидания и требования к психологии и психологам не оправдываются, наступает разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам проделанной психологом работы.
Но психолог — не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще и в одиночку. Для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на его профессию и свои реальные профессиональные возможности. Причем социальные заказы для научной и практической психологии существенно различаются в соответствии с теми задачами, которые они призваны решать. В научной психологии — это поиск общих психологических закономерностей. В практической психологии — психологическая работа с индивидуальностью. Формирование и изменение общественного статуса профессии психолога будет зависеть от того, насколько сами психологи смогут влиять на формирование социального заказа, а также от того, насколько психология сумеет выйти за пределы своих узкопрофессиональных проблем.
К сфере практической психологии относятся профессиональные психологи-практики. Основная цель их работы — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, которые возникают в области образования, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.
6.2. задачи и основные этапы деятельности
ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.
Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жуков, 1999, с.28—34).
Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.
Психолог как учитель занят передачей специальных знаний", которые необходимы людям для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Он проводит психологические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.
Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача — оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.
К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:
1) выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;
2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;
3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;
4) содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;
6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;
7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.
Рассмотрим основные этапы работы психолога.
1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента),
на основании которого составляет программу работы, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.
2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и формы работы с клиентом, способы регистрации и обработки первичных данных.
3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.
4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, фор-
мулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.
5. Психолог передает заказчику свои заключения и ре-
комендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на вопросы, поставленные заказчиком.
6. Заказчик использует рекомендации психолога. Исполь-
зование рекомендаций может заключаться в изменении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия. Во многих случаях психолог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет к себе рекомендации психолога (Крылов, Юрьев, 1990, с.267).
6.3.права и обязанности практических психологов
Рассмотрим права и обязанности, которые необходимы для успешного осуществления психологом своей профессиональной деятельности.
Психолог должен иметь право:
1) принимать участие во всех сторонах жизнедеятельности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием документации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
2) участвовать в работе квалификационных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, уставов, законов;
3) самостоятельно вырабатывать концепцию и определять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;
4) получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов;
5) проводить с клиентами социально-психологические мероприятия;
6) поддерживать профессиональные связи с различными вневедомственными организациями и частными лицами для решения психологических проблем;
7) вырабатывать и давать рекомендации психологического характера администрации, общественным органам и клиентам, обратившимся за помощью;
8) разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.
Одновременно психолог обязан:
1) изучать психологические проблемы жизни и деятельности клиентов;
2) оказывать помощь в преодолении критических ситуаций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;
3) участвовать в отборе кадров, их последующей адаптации и профессионализации;
4) организовывать и проводить консультирование, занятия по психологическому просвещению клиентов;
5) изучать социально-психологические процессы в организации;
6) организовывать и лично проводить социально-психологическую работу;
7) постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность;
8) руководствоваться в своей деятельности основными этическими принципами профессиональной психологической работы.
Выше охарактеризованы только общие принципы работы психолога, его права и обязанности. При выполнении конкретного заказа основные этапы его работы, права и обязанности сторон могут иметь некоторую специфику и должны быть конкретизированы.
6.4.основные виды деятельности практических психологов
Основные виды деятельности в практической психологии — это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррек-ционная и развивающая работа.
Психологическое оцениваниев качестве отдельной специализации практических психологов у нас в .стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диагност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т. е. провести психодиагностику.
В научной литературе понятие "психодиагностика" было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом (цит. по: Рабочая книга.., 1996, с. 49). В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.
В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз.
Психодиагностика осуществляется на основе:
1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);
2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).
Для оценивания психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.
В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических заданий. В тест-опросниках человека просят ответить на ряд прямых или косвенных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологии не слишком доверяют результатам таких опросов и используют их как средство для получения первичной информации. Большую достоверность получаемой информации обеспечивают проективные тесты. При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические качества на какую-либо неопределенную ситуацию, предлагаемую в тесте. Одним из наиболее известных проективных тестов можно считать, например, тест чернильных пятен, в котором человек должен сказать, что он видит в предъявляемых ему симметричных чернильных пятнах. Неопределенность цели обследования не позволяет испытуемому намеренно искажать результат. Наконец, существуют тесты-задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психологических качествах.
Психологическое консультирование.Наиболее распространенный вид деятельности практического психолога — консультирование — используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, промышленного производства, бизнеса, проблем здоровья и т.д.
Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.
Цель психологического консультирования — помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. За психологической консультацией обращаются в случаях межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консультация может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.
Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.
Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психолог выступает в роли посредника в переговорах.
В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.
Психолог при консультировании по телефону порой представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия (Рабочая книга.., 1996, с. 75—76).
Психологическое просвещение.Важнейшая задача психологического просвещения — расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.
В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности — важнейшая основа для психологического просвещения.
Коррекционная и развивающая работа.Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.
Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция личностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Поскольку отклонения от психологической нормы могут сочетаться с серьезными отклонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог свою коррекцион-ную работу должен строить в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы становятся обычно трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьника, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-волевых переживаниях взрослого человека.
Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
В качестве методов психокоррекции используются различные виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.
Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекцион-но-развивающей.
Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выделять наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать усилия на их решении.
6.5. рабочее место практического психолога
Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. В решении этого вопроса он сам должен быть достаточно активен. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Однако это не означает, что большую часть рабочего времени он будет проводить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.
Рабочий кабинет необходим для хранения документации, методических материалов, проведения индивидуальных бесед или психологической диагностики.
Безусловно, практическому психологу важно самостоятельно, творчески подойти к организации рабочего места. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога (Рабочая книга.., 1996, с. 34).
1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.
2. Комната психологической разгрузки для:
— проведения психологической релаксации;
— снятия нервно-психологического напряжения; эмоциональной разгрузки;
— индивидуального и группового психологического консультирования;
— психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;
— работы пункта, почты или телефона доверия.
3. Материальная база психотерапевтического воздей-.ствия:
— аудиотехника;
— аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;
— проекционная аппаратура;
— проекционные материалы психотерапевтического характера;
— специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.
4. Материальная база психодиагностики:
— канцелярские принадлежности;
— аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;
— персональный компьютер, калькулятор и другая орга-
низационная техника.
5. Материальная база психологического просвещения и
психологической подготовки:
— учебно-методические материалы;
— наглядные пособия;
— специально оборудованное помещение.
В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включать: технические средства специального назначения, комплекс психодиагностических средств, диктофон, видеотехнику и др. (Рабочая книга.., 1996, с. 34).
6.6. оценка деятельности практического психолога
Оценка деятельности практического психолога включает следующие аспекты:
1. Результативность психологической работы.
2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива.
3. Условия для проведения психологической работы.
4. Социально-правовое, организационное обеспечение
профессиональной деятельности психолога. ' Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.-Оценка результативности психологической работы охватывает следующие вопросы:
1) эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;
2) действенность психологической поддержки для развития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;
3) результативность психологического просвещения и консультирования;
4) соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы;
5) эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни организации;
6) компетентность и результативность психокоррекци-онной и психореабилитационной работы.
Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, жизни клиента характеризуется:
1) временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;
2) личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);
3) эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуникабельностью во взаимоотношениях с другими службами;
4) степенью учета информации психолога при принятии управленческих решений;
5) участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;
6) соблюдением этических норм работы психолога;
7) самосовершенствованием и овладением продуктивными технологиями психологической работы.
Оценка условий проведения психологической работы осуществляются по следующим пунктам:
1) оснащение кабинета психолога учебно-методическими, диагностическими материалами; . 2) наличие и оснащение комнаты психологической
разгрузки;
3) материально-техническая база психологической работы.
Социально-правовая, организационная обеспеченность профессиональной деятельности практического психолога включает:
1) наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;
2) правильность ведения учетно-отчетной документации, которая включает в себя:
а) планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);
б) результаты психодиагностики, акты (карты) обследования, психологические портреты клиентов;
в) справки-доклады о проделанной работе;
г) рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов (Рабочая книга.., 1996).
литература
1. Абрамова Г. С Введение в практическую психологию. Брест, 1993.
2. Жуков ЮМ. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. С. 21-34.
3. Крылов АЛ., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Горбачевский В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271.
4. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Дер-кач. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996.
5. Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области психологии // Вопросы психологии. 1987. N° 3. С. 122—127.
глава 7. психологическая работа в медицинской сфере
7.1. история применения психологических знаний в медицине
Медицинская психология рассматривает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.
Значение психологии для медицины было осознано достаточно давно. Еще в XVIII веке великий реформатор психиатрической помощи во Франции Пинель в своем "Трактате о душевных болезнях" писал, что психиатрической больницей должны руководить врач, администратор и психолог. Причем он считал наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологической компетенции (Лебединский, Мясищев, 1966, с. 20). С XVIII века известен опыт успешного применения психологических знаний в медицине.
В XIX столетии интерес ученых к психике как нормального человека, так и соматического и психически больного непрерывно возрастает. Неврологическая и психиатрическая практика нуждались в помощи психологии для анализа сложных нарушений психики человека. В 1834 году известный невролог Фридрайх опубликовал "Систематический указатель литературы по врачебной и судебной психологии". В разделе, посвященном врачебной психологии, содержалось 3469 названий работ, в различных планах освещающих проблемы психологии, психопатологии, психиатрии и психотерапии. В середине века появляется "Медицинская психология" Лоте, а в 1870-х годах Д.Х. Тьюк публикует книгу под названием "Психологическая медицина". Но эти книги, по мнению М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева, представляли собой в большей степени очерки психиатрии того времени (Лебединский, Мясищев, 1966, с.22).
Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Появился ряд монографий, освещавших предмет медицинской психологии (см.: Лебединский, Мясищее, 1966, с.22). Большой интерес представляли работы П. Жане, посвященные неврозам и медицинской психологии, работы Принс по проблеме подсознательного. П. Жане принадлежит книга "Медицинская психология", в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапевтический опыт. П. Жане и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией. Одной из первых обобщающих работ в медицинской психологии была также книга швейцарского психиатра Г. Штерринга "Психопатология в применении к психологии".
Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. ФрейД, Э. Кречмер, В. М. Бехтерев, С.С. Корсаков, Г.И. Россолимо. Первыми практическими психологами в медицине становились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин и многие другие медицинские психологи.
Практическая работа психологов в медицине связана была, прежде всего, с разработкой и применением методов психодиагностики.(в целях медико-психологической экспертизы), а также методов психотерапии. Основными методами медико-психологического изучения больного были клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование душевнобольных.
Основными методами психотерапии были суггестивные, психагогические, психоаналитические (Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании внушения в бодрствующем состоянии или гипноза. Под пси-хагогическими методами подразумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией (там же, с.419).
В начале XX века сформировалось новое направление психотерапии, созданное Фрейдом, — психоанализ. Этот метод возник из опыта лечения истерических состояний и касался преимущественно клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психотерапии. Среди учеников и последователей Фрейда были видные психотерапевты и медицинские психологи. Впоследствии некоторые частично разошлись с ним во взглядах и создали собственные направления в психотерапии и психологии. Наиболее известными из них были А, Адлер и К.Г. Юнг.
В 1920-х годах появился ряд важных публикаций по медицинской психологии Кронфельда, Шильдера, Шварца, Кречмера. Выдающемуся немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру принадлежал один из первых учебников по медицинской психологии, впервые изданный в 1922 году, неоднократно переиздававшийся в Германии, России и других странах (Кречмер, 1998). Этот учебник сослужил хорошую службу психиатрам и специалистам-психологам и стал на многие годы образцом систематизации медико-психологических знаний в единстве теории и практики. Исходя из интересов практиков, он основательно разработал раздел о психологических методах исследования (медико-психологической экспертизе) и описал основные методы психотерапии.
В развитии медицинской психологии большое значение имело возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреждениях. С 1890 года под руководством П. Жане работала лаборатория в крупнейшей психиатрической клинике Франции в Сальпетриере. В России первые экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках были открыты в 1885 году в Казани В.М. Бехтеревым, в 1886 году в Москве С.С. Корсаковым. Затем появились лаборатории В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве и др. (Зейгарник, 1999, с.9).
Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской медико-хирургической академии, внес огромный вклад ъ развитие медицинской психологии в России. Практическая работа в психиатрии, исследования душевной жизни человека были главным направлением его деятельности. В то же время огромен его организаторский вклад в развитие клинической психологии в России. В 1907 году Бехтерев создает в Петербурге Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот момент. Работа этих институтов была'продолжена после революции. В 1920-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева В.Н. Мясищев и Н.М. Ще-лованов.
Вторым центром, в котором развивалась медицинская психология, была психиатрическая клиника С.С.Корсакова в Москве. В этой клинике была организована с 1886 года вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал А.А. Токарский (Зейгарник, 1999, с.13).
Интенсивные экспериментально-психологические исследования проводились в Ленинградском институте мозга им. В.М. Бехтерева под руководством В.Н. Мясищева. Следуя традиции В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищев стремился к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрической клинике (там же, с.15).
Большая практическая психологическая работа проводилась советскими психологами в медицинских учреждениях во время и после Великой Отечественной войны. Они участвовали в восстановлении нарушенных психических функций у раненых солдат с травмами головного мозга.
Работы А.Р. Лурия по проблемам локализации высших психических функций, их нарушений при локальных повреждениях мозга, разработка системы методов нейропси-хологической диагностики позволили создать новую отрасль .научной и практической психологии — нейропсихологию.
Во второй половине XX века расширилась сфер<