Интровертное осознание связей между внутренним и внешними мирами.
У интроверта, находящегося на первом уровне осознания этой связи, внутренний мир существует совершенно независимо от внешнего и на него практически не влияет, то есть человек живет в своем внутреннем пространстве, которое может быть более или менее богатым, но в любом случае человек считает внешний мир для себя несущественным и подсознательно бдительно следит за тем, чтобы его восприятие внешнего мира не слишком влияло на его внутренний мир; сознательно же он считает, что внутри себя существует практически независимо от внешних реалий. Он считает, что внутри себя он сочиняет свою сказку, которая есть плод его воображения в чистом виде, а то, что есть во внешнем мире, для него в принципе несущественно. Он полагает, что его внешнее восприятие незначимо, а главное для него — это то, что происходит у него внутри. Самовыражение для него не играет никакой роли: как именно его поймут — это последнее, что его интересует.
Он считает, что внешний мир существует совершенно независимо от того, что происходит в его внутреннем мире. Этот человек не то чтобы отрицает внешний мир, он в нем как-то существует и может его признавать, но внешнее для него никак не связано со внутренним.
До второго уровня осознания связи между внешним и внутренним мирами доходят не все интроверты. Здесь человек уже понимает, что внешние впечатления важны для внутреннего мира не только как катализаторы внутренних процессов. Он сознает, что его внутренний мир построен из каких-то объектов, которые похожи на встречающиеся во внешнем мире; можно сказать, что основные кирпичики, из которых выстроен его внутренний мир, заимствованы из внешнего мира — если не все, то многие. Например, если у него во внутреннем мире есть свой особенный пруд, то скорее всего этот пруд навеян впечатлениям от увиденных им во внешнем мире прудов. Если у него в этом пруду водится какая-то химера, то ее отдельные части: зубы, хвост, чешуя — тоже навеяны впечатлениями из внешнего мира. Это понятно и на первом уровне. Но на втором уровне человек понимает, что впечатления из внешнего мира — это не формальные моменты: они обладают особой энергией, которую нельзя заменить внутренней энергией. Но после того, как эти внешние впечатления им восприняты, человек считает себя свободным в их освоении и формировании из них новых внутренних объектов.
Например, такой интроверт может раз в полгода пойти в театр. Он представляет собой довольно неприятное явление для актеров — такой человек сидит как шпион, он не выдает никаких эмоций: он воспринимает — но ничего не выражает. А потом, когда он все, его интересующее, воспринял, он будет дома это переживать — вспоминать, ставить свои акценты, перестраивать свое внутреннее пространство. И это может длиться очень долго. Он получает какой-то внешний стимул (он понимает, что этот стимул ему нужен, он время от времени чувствует в нем необходимость), а потом его расчленяет, режет, как отдельную колбасу, и составляет бутерброды на свой вкус.
Его внутренние установки и переживания, он это признает, иногда как-то влияют на внешние обстоятельства, но это его не очень интересует, поскольку к внешнему миру самому по себе он практически равнодушен. Однако у него возникают первые идеи о полезности адекватного внешнего выражения, потому что он иногда чувствует, что внешний мир нуждается в том, чтобы человек себя правильно выражал. (На первом уровне этого понимания совсем нет.) Он понимает, что есть разные пути выражения себя, и разные способы восприятия мира и что в некоторых случаях это полезно иметь в виду.
В частности, он понимает, что он не прозрачен. (Я обращаю ваше внимание на то, что совершенно непонятный для вас интровертный человек первого уровня в очень многих случаях считает себя абсолютно прозрачным для внешнего мира.)
На третьем уровне осознания внешние обстоятельства становятся осознаваемыми ценностями человека. Он понимает, что его восприятие дает ему то, что он во внутренней жизни воспроизвести или заменить не может; другими словами, он осознает, что его внутренний мир прямо зависит от его внешних впечатлений. И он начинает совершенствовать свои каналы восприятия. Кроме того, и это тоже важно, человек пытается как-то управлять процессом внутреннего представления (репрезентации, как говорят психологи) результатов своего восприятия. Что это значит?
Мы воспринимаем внешний мир органами чувств, но их сигналы превращаются в образную или логическую систему, которая должна встроиться в наш внутренний мир — и это (внутренняя репрезентация) — достаточно сложный процесс, в котором есть много стадий; и человек начинает понимать, что здесь от него многое зависит: что от того, насколько полно его восприятие, и насколько оно искажается в процессе переработки, очень сильно зависят обстоятельства его внутреннего мира. Он делает первые шаги к восприятию своего подсознания и своей цензуры, направленной на внешний мир; в частности, он пытается эту цензуру ослабить или хотя бы понять.
У него возникают внутренние ценности, касающиеся внешнего мира, чего раньше не было. В частности, образ внешнего мира в его внутреннем мире приобретает определенную значимость, ценность. На предыдущих уровнях образом внешнего мира во внутреннем пространстве человека была груда мусора, из которого можно было произвольно выбирать что понравится — с тем, чтобы потом свободно перерабатывать свои находки, произвольно адаптируя их к своим внутренним нуждам. На третьем уровне эта картина кардинально меняется, и представления о внешнем мире становятся для человека осознаваемой ценностью сами по себе.
На четвертом уровне человек осознает, что у него есть образ внешнего мира как отдельно существующий объект в его внутреннем мире. Он разделяет внутренние и внешние ценности, проводит между ними качественное различие. И поскольку внутренний образ внешнего мира становится для него определенной ценностью (где-то положительной, где-то отрицательной), то косвенным образом это обстоятельство переносится и на сам внешний мир, то есть он сам по себе и взаимодействие человека с ним становятся для человека значимыми. Заметьте: для сильно интровертной личности такое признание равнозначно подвигу.
Кроме того, этот человек пытается осознанно выражать существенные для себя, но невидимые окружающим моменты своей внутренней жизни — это для него тоже подвиг. Он это переживает как устрица, которая при знакомстве с подводным миром, причем с весьма подозрительными и прожорливыми существами этого самого мира, стала бы раздвигать свои створки — прекрасно понимая, что ее могут сожрать тут же, на месте. Но, тем не менее, в каких-то ситуациях, в каких-то случаях человек это делает и, более того, специально подбирает себе формы адекватного самовыражения.
Для интроверта этого уровня характерна манипуляция окружающими через свое состояние. Всем известно, как маленькие дети манипулируют родителями — надул губки, изобразил себя полностью несчастным — и тут же получил запретный плод. Но дети делают это стихийно, а этот человек осознает силу и возможности тонкой манипуляции внешним миром через свое внутреннее состояние и учится делать это тонко и корректно. И очень эффективно. Например, если ему нужно, чтобы внешний мир стал повеселее, он усилием воли приходит себя в веселое настроение — и вскоре внешние обстоятельства таинственным образом перестраиваются и начинают ему улыбаться.
Иногда ко мне после нескольких массажных сеансов приходит улыбающееся, счастливое существо с розовыми щеками и говорит: «Надо же, какое чудо на работе случилось — все вдруг стали мне так улыбаться и так радоваться, когда меня видят, и такие добрые со мной стали». А я думаю: насколько же люди не видят себя со стороны: три сеанса назад это было мрачное, угрюмое, несчастное существо с угрожающими манерами, и совершенно понятно, что внешний мир от него оборонялся, как мог — а теперь в этом нет необходимости — вот и все чудо, но как его человеку-то объяснить?
На пятом уровне у человека налаживается взаимодействие внутренней и внешней ценностных систем, то есть ценностей, связанных с внутренним миром и с внешним миром, и они частично выравниваются в правах. Дело в том, что раньше ценности, связанные с внешним миром, были вторичными по отношению к внутренним, а теперь они уже приобретают самостоятельное значение. И у человека возникает представление об интеграции личности. В частности, его начинает тревожить, что для него слишком уж сильно разделены внутренние переживания и внешняя деятельность. Он (с ломками, с трудом) приходит к выводу, что внешняя жизнь тоже может быть организована таким образом, чтобы она приносила не меньшее удовлетворение, чем внутренняя. Более того, он хочет, чтобы та и другая соединились вместе. Он обнаруживает, что многие отработанные им во внутреннем мире техники являются на самом деле совершенным инструментом для внешней деятельности. Здесь осваивается сознательное управление точкой сборки (состоянием сознания) как техника настройки на эгрегоры, на архетипы, на любую внешнюю работу. В Японии говорят, что настоящий воин, самурай при сражении на мечах (чисто, казалось бы, внешняя ситуация) находится в состоянии очень глубокой медитации. Конечно, это не та медитация, когда человек закрывает глаза, отключает остальные органы чувств и успокаивает свой ум. Здесь внешний мир воспринимается всеми рецепторами, но тем не менее, это особое измененное состояние сознания, которому сопутствует полное внутреннее спокойствие и абсолютное бесстрашие. Во всяком случае, человек понимает, что находясь во внешнем мире, он в очень большой степени зависит от своего внутреннего состояния и внутреннего мира в целом, и именно внутренний мир напрямую ведет его во многих внешних ситуациях.
На этом уровне возникают спонтанные моменты синтеза внутреннего и внешнего состояний, и начинается процесс интеграции личности.
А на шестом уровне происходит полная интеграция внешней и внутренней ценностных систем и интеграция личности, то есть здесь внутренний мир как бы растворен во внешнем мире и наоборот, и человек их жестко не разделяет, хотя его интровертная акцентуация все равно остается.
А сейчас я хочу несколько подробнее рассмотреть устройство внутреннего и внешнего миров, выделив в каждом по два различных слоя.
Два слоя внутреннего мира.
Начнем мы с мира внутреннего. Что такое вообще жизнь во внутреннем мире? Если говорить на наивном языке, то это такое состояние человека, когда он отключен от внешних источников информации, то есть когда по сенсорным каналам ( это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) к нему ничего не поступает. Он сосредоточен на себе, то есть на тех фантазиях, мыслях, чувствах, которые проплывают перед его внутренним взором.
Человека, ориентированного на внутренний мир, Юнг называет интровертом. Но здесь мы должны сделать четкое различение, поскольку внутренний мир человека не однороден, и, следовательно, интроверты бывают разные. Во внутреннем мире очень четко выделяется две разных области, причем они выделяются на любом уровне развития психики — по-видимому, начиная с того момента, когда ребенок осознает себя. Первую часть я условно назову Автономным миром, а вторую — Обусловленным миром. Если говорить о модальностях, или о состояниях сознания (положении точки сборки), то состояние сознания, когда человек находится в Автономном мире, мы назовем интро-интровертным, а человека, для которого оно типично и любимо — интро-интровертом. Состояние сознания, когда человек находится в Обусловленном мире, мы назовем интро-экстравертным, а человека, для которого оно типично и любимо — интро-экстравертом.
Что же это за области внутреннего мира? Автономный мир — это внутренняя реальность, которая создается человеком путем своих собственных внутренних усилий, внутренней работы, фантазии, воображения, и которая обладает определенной устойчивостью, так что практически не зависит от его внешних впечатлений. Типичный пример: человек сам себе сочиняет сказку — там есть особый им придуманный мир со своей флорой и фауной, а также ландшафтами и народонаселением, там могут быть говорящие животные и самосознающие прыгучие подстаканники или канделябры, там между различными существами возникают свои отношения, идут какие-то интриги, оформляется сюжет. Понятно, что это все есть продукт чистого воображения человека, который не зависит от его внешней жизни.
Интро-интровертное состояние человека, когда он полностью поглощен своим Автономным миром, может быть совершенно бессмысленно-хаотичным (таковы неуправляемые грезы), а может быть и конструктивным — сочиняет человек себе сказку, и неплохо сочиняет. Но в любом случае для Автономного мира характерно то, что он никак не используется для взаимодействия с внешним миром. Он — личная собственность данного человека, которая мыслится им как таковая, а не в связи с обстоятельствами его внешней жизни. Он нередко переживается как нечто очень интимное, личное и оберегается от окружающих — и вообще от внешней реальности.
Автономный мир человек творит самостоятельно, хотя и пользуется при этом переработанными образами и сюжетами из внешнего мира. Но, кроме того, он при этом пользуется чисто внутренними источниками, например, своим внутренним «я», трансляциями из Мирового Разума, ноосферы, различных эгрегоров и т. п. Оттуда, изнутри, идут информация, энергия, динамика. И в результате внутри человека возникает весьма своеобразное, лишь ему одному свойственное, автономное образование, резко отличающееся от его Обусловленного мира.
Обусловленный мир — это тот образ мира, который создается внутри человека с целью поддержки его непосредственного внешнего поведения. Это трезвое, а точнее — внешне-ориентированное представление человека о внешнем мире. Это инстанция, специально предназначенная для взаимодействия человека с внешним миром — таким, каким он предъявляет себя этому человеку. Состояние сознания, обращенное к Обусловленному миру, я далее называю интро-экстравертным, а человека, для которого оно наиболее типично — интро-экстравертом.
Между этими двумя частями внутреннего мира есть определенное взаимодействие. В частности, существует нисходящая трансляция из Автономного мира в Обусловленный мир, и восходящая трансляция из Обусловленного мира в Автономный (рис. 3.2). Далеко не все элементы и образы Обусловленного мира попадают в Автономный, и по пути их ожидает расчленение, модификация, доработка и переработка с целью приспособления их к структуре и фактуре Автономного мира — в этом направлении трудится восходящая трансляция, снабжая Автономный мир необходимыми ему элементами субъективно воспринятой внешней реальности.
Рис. 3.2. Внутренний мир человека: два слоя.
Что же такое нисходящая трансляция из Автономного мира в Обусловленный? Могу привести пример. Когда у меня возникает желание поведать своему собеседнику о своем интимном, сокровенном внутреннем пространстве — я не могу сделать это без подготовки. Сначала я хотя бы в общем должен представить себе своего партнера — насколько интересны будут ему мои откровения, как он к ним отнесется, насколько окажется доброжелателен и скромен, какие мои слова и образы окажутся ему близкими или хотя бы понятными. И это и означает, что перед тем, как начать реально что-то говорить, я сначала попытаюсь разместить свою интимную информацию (расположенную исходно в Автономном мире) в своем обусловленном мире, и посмотреть, что из этого получится, и лишь затем приступлю к реальной исповеди.
А вот другой пример. Представьте себе женщину, у которой имеется уже взрослый сын. Она сама для себя, то есть в Автономном внутреннем мире, видит его пятилетним мальчиком, и все, что он делает, где-то внутри себя интерпретирует именно так, хотя ее Вовасику уже сорок лет и метр восемьдесят росту. Но вот он приходит домой вечером после работы — и ей представляется маленький мальчик, который бегал где-то на улице, может быть, падал и ушибался, где-то и безобразничал, а сейчас вот вернулся домой, грязный, усталый и голодный, и надо его умыть, накормить и обласкать. Такой образ формируется у нее внутри в Автономном мире. Но этот образ не рабочий, он для нее не функционален, он уместен только наедине с самой собой. Ей все же надо взаимодействовать с реальным взрослым мужчиной, Владимиром Игнатьевичем, солидным, уважаемым человеком, мастером ремонтного цеха, и она свою заботу о нем, интонации и слова, которые хотела бы ему сказать, подвергает определенной цензуре и трансформации. Она ему не говорит, как это звучит у нее в Автономном мире: «Бедный Вовасик, как ты, наверное, устал, давай я тебя умою, накормлю и поглажу по головке», — она знает, что он такого обращения не примет, и переводит эту фразу в Обусловенный мир, где ее сын уже не пятилетний мальчик, а взрослый мужчина, и она ему говорит: «Здравствуй, Володя. Раздевайся, ужин на плите, еще теплый». Заметьте: это совсем другая фраза, и она резко отличается от первой по многим своим модальностям: например, первая идет от Родителя к Ребенку, а вторая — от Взрослого к Взрослому, и их интонации тоже совсем разные. Так работает нисходящая трансляция из Автономного мира в Обусловленный.
Аналогичная ситуация возникает у любого человека, который начинает практически реализовывать давно лелеемый в своем свободном воображении проект, своего рода идеал. Например, вырастает интро-интровертная девушка, у которой уже давно в Автономном мире сформирован четкий образ любимого: она точно знает, каким он должен быть. (Многочисленные слащавые «дамские» романы в очень большой степени ориентированы на создание этого образа именно в Автономном мире.) И этот образ идеального любимого может быть очень ярким, четко обрисованным и весьма энергетичным. Что же происходит, когда в ее жизни появляется реальный мужчина? С одной стороны, его сравнительно похожий образ появляется в ее Обусловленном мире как отражение ее непосредственных впечатлений о новом знакомом. Но затем на этот обусловленный образ накладывается (готовый заранее) идеальный образ, взятый из Автономного мира — и в результате возникает очень большое несоответствие и внутренний конфликт, который чаще всего проецируется вовне, то есть виноватым в несоответствии объявляется новый знакомый.
Искусство жить в большой степени заключается в умении блокировать, когда это необходимо, нисходящий канал, идущий из Автономного мира в Обусловленный. Это умение — начальный этап работы над собой человека, который всерьез взялся за это занятие. Он должен четко разделить в своем внутреннем пространстве Автономный и Обусловленный миры и научиться отслеживать и по своей воле блокировать информационные обмены между ними. Он должен осознать, что смешивание этих миров и неконтролируемые, неосознаваемые им свободные перемещения образов из Автономного мира в Обусловленный ведут порой к катастрофическим последствиям. Неконтролируемые обратные трансляции, то есть свободный переход образов из Обусловленного мира в Автономный, не столь опасен для обычного человека, но ведет к замусориванию его Автономного мира; однако для творческого человека эти трансляции, если не научиться их контролировать, становятся чрезвычайно опасными, и могут иногда парализовать его деятельность или направить ее неудовлетворительным для него образом.
Я еще раз подчеркиваю: Автономный и Обусловленный миры различны у любого человека, независимо от уровня его развития. Если вы повнимательнее посмотрите на человека, когда его внимание сосредоточено на образе внешнего мира, то вы обнаружите, что у него и внешний вид, и осанка, и жесты, и выражение лица совсем не такие, как когда он находится в Автономном мире. Однако стандартный способ самоутешения у многих людей — это наложение реалий и образов Автономного мира на Обусловленный мир — в тех местах последнего, которые для человека огорчительны или травматичны.
Однако не нужно думать, что Автономный мир всегда лучше и светлее Обусловленного. У многих людей он тяжелый, темный, гнетущий — и во многом неприятнее их Обусловленного мира. В частности, для невротиков такая внутренняя диспозиция типична. У таких людей, если они не контролируют нисходящих трансляций, их чисто внутренняя тяжесть идет в Обусловленный мир и его нагружает, делая совершенно неадекватным внешнему миру. А у многих внутренне не проблемных людей, оптимистов по натуре, Автономный мир высветляет Обусловленный — что тоже хорошо в разумных пределах, за которыми стоит совершенная неадекватность поведения человека.
Резюмируя, я могу сказать, что несанкционированный, бесконтрольный один-к-одному перенос объектов Автономного мира в Обусловленный мир означает, как правило, сильный самообман человека и обман им окружающей среды — это тонкое лицемерие, которое приводит к очень негативным психологическим и жизненным результатам, и которое, видимо, лежит в центре большинства так называемых психологических проблем человека (не всегда являясь их источником, но обязательно — важным инструментом). Как именно он происходит, я еще расскажу. Но сначала мы рассмотрим аналогичную структуризацию внешнего мира, которая не менее важна для психологов.