Ожидаемые результаты реализации программы
Для участников:
· получение опыта осознанного переживания, самопознания и самовыражения
· осознание своих ресурсов возможностей
· овладение конструктивными способами разрешения конфликтов, проблем
· повышение уровня психологической компетенции
· развитие смелости к изменениям; гибкости в поведении
· рост аутентичности (умения быть собой)
· пересмотр установок и мировоззренческих позиций, усвоение и пропаганда в последующем ЗОЖ среди сверстников.
Для специалистов, работающих с подростками:
· возможность использование данной программы психологами, работающими с подростками, в том числе и в ходе реализации учебно – воспитательного процесса в образовательных учреждениях с целью социального и личностного развития подростков, предупреждения аддиктивного поведения.
14. Реализация нашей программы проходила по четкому плану и под постоянным внутренним контролем. Ежегодно издавался приказ "Об организации работы по подготовке и проведению тренинга для активов самоуправления обучающихся МБОУ Красногорского муниципального района, направленного на формирование у несовершеннолетних системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни, культурный досуг и полезную занятость, профилактики вредных привычек". В соответствии с утвержденным графиком производился сбор заявок на участие, формирование группы, информирование участников. Посещаемость занятий контролировалась. По итогам занятий все школьники, проходившие обучение по этой программе, получали Сертификаты участия.
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов
- качественные показателиоцениваются с помощью сравнения результатов первичной и итоговой диагностики. Результаты анализируются и на этом основании делается вывод об усвоении программы в результате тренинга;
- количественные показателиоцениваются в результате математического вычисления количества подростков усвоивших программу, усвоивших программу не в полном объеме, не усвоивших программу.
Эффективность и результативность программы рассматривается с помощью уровня сформированности следующих компетенций (качественные показатели):
- социально-личностная;
- коммуникативная.
Критерий | Качественные показатели |
Социально-психологическое и личностное развитие подростков | Социально-личностная компетентность -доброжелательное отношение к окружающим людям; - умение разрешать конфликтные ситуации; - адекватная самооценка; - умение регулировать свое поведение и эмоциональное состояние; - эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей, сверстников; - мотивированность подростка на достижение поставленных целей; - усвоение просоциальных моделей поведения и исключение моделей и образцов девиантного и делинквентного поведения; - способность к индивидуальному самовыражению и проявлению творческих способностей; |
Коммуникативная компетентность - формирование у подростков конструктивных стратегий поведения; - освоение ими широкого репертуара вариативных коммуникативных навыков; - развитие мотивационной компоненты общения; - эффективные коммуникативные взаимоотношения в группе. |
Программой предусмотрены две диагностики.
Первичная диагностика не введена в сетку занятий и проводится индивидуально с каждым ребенком.
Итоговая диагностика не введена в сетку занятий и проводится индивидуально с каждым ребенком.
Качественная и количественная оценка достижений реализации программы проводилась на основе анализа результатов психологического тестирования всех участников программы.
Для изучения особенностей самооценки подростков, их удовлетворенности собой, своими отношения со сверстниками, их умения конструктивно решать возникающие проблемы в межличностных отношениях были использованы известные, зарекомендовавшие себя методики:
- тест «САН (самочувствие, активность, настроение)», созданный для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения в 1973 году коллективом авторов (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Шараев В.Б., Мирошников М.П.)
- опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов" для диагностики поведения личности в конфликтной ситуации, в конфликте интересов
- тест межличностных отношений Тимоти Лири, разработанный Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначенный для исследования представлений человека о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С его помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Схема обработки результатов, инструкции, бланки и процедура проведения для каждой методики даны в приложении к программе.
Мониторинг проводится дважды - в виде первичной и итоговой психологической диагностики (тестирования).
16. Практическая апробация нашей программы проходила на базе МБОУ "Образовательный центр «Созвездие» в 2014-2015, 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах. За этот период обучение по данной программе прошли 180 учащихся, школьников 9-11 классов Красногорского района Московской области, преимущественно членов школьных активов.
Приложение к занятию 1
Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»
Предлагаем вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь.
Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо?
когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?
Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?
Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?
Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?
Легко ли вы переходите от одного дела к другому?
Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?
Обработка. Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов.
Интерпретация.
1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.
3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески.
6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.
Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению. А теперь давайте рассмотрим, что такое привычка в целом.
Номер вопроса | да | нет |
Приложение к занятию 2
Упражнение "Три на три"
Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, так как:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, потому что:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня я узнал (а), что девушка (парень) которая (который) нравится, встречается с другим (другой), и это плохо, тому что: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня я узнал (а), что девушка (парень) которая (который) нравится, встречается с другим (другой), и это хорошо, тому что:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение "Пересадка сердца"
Список кандидатов:
1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
3. Священник, 27 лет.
4. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
6. Студент, 20 лет, депрессия.
7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Нетрадиционная ориентация.
8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ- инфицирована.
9. Женщина, 30 лет, работница стриптиза.
10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.
Приложение к занятию 3
Упражнение "Трудные ситуации"
Во дворе дома, где живет Алексей, к нему подошли двое знакомых — Андрей и Олег, — которых он уважает. Они предлагают Андрею принять участие в «разборке» с их одноклассником, который отказывается подчиняться требованиям Андрея и Олега. На «разборке» они предполагают «наказать» одноклассника, то есть избить его. Андрей не хочет вступать ни в какие разборки, кроме того, он с уважением относится к однокласснику Андрея и Олега, так как тот осмелился противостоять таким агрессивным и грубым парням. Как поступить Андрею?
________________________________________________________________________
Володя — новичок в школе (лицее, колледже). Он чувствует себя одиноким, еще не нашел новых друзей. По дороге на занятия он встретил Сашу и Вадима. Он знает, что они неформальные лидеры, некоторые их даже боятся. Они пригласили Володю пойти домой к Саше и покурить «травки», убеждают Володю, что об этом никто не узнает. Как поступить Володе?
________________________________________________________________________
Леонид и Катя пришли на день рождения к Игорю. Они выпили шампанского, весело разговаривают, веселятся. Вдруг Игорь говорит, что шампанского явно недостаточно, и достает литровую бутылку водки. Он активно начинает предлагать выпить. Леонид выпил рюмку, но Катя отказалась. Игорь заново наполнил рюмки. Катя просит Леонида не пить, но Игорь сказал: «Ты что, не мужчина? У меня, твоего друга, день рождения, а ты отказываешься! Ты же не хочешь стать подкаблучником?» Как поступить Леониду? В зависимости от поведения Леонида, как поступить Кате?
________________________________________________________________________
Денис пришел на дискотеку. Там он встретил двух приятелей — Егора и Артема. Так как Денис стеснялся приглашать девушек на танец, приятели сказали, что лучший рецепт — это выпить граммов 100-200. Денис стал отказываться. Тогда Егор и Артем стали уговаривать его: «Ты что как «ботаник»? Мужик ты или нет?! Выпей для храбрости! Будешь поувереннее, девчонки на тебя пучками виснуть будут». Как поступить Денису?
________________________________________________________________________
Лена и Настя приехали к Оксане на дачу с ночевкой. Вечером Оксана предложила: «Давайте позовем моих знакомых парней, и пусть принесут пива. Можно развлечься!» Лена сразу согласилась и тоже стала уговаривать Настю. Настя не хочет общаться с этими парнями. Она знает, что они ведут себя довольно агрессивно и могут настаивать на сексуальном контакте. Что делать Насте?
________________________________________________________________________
Светлана приехала в гости к Рите. У нее дома оказался еще и Толя. Настроение у всех было не очень веселое, было скучно. Толя предложил выпить, он принес с собой вино и угощал девушек. Светлана согласилась. Но Рита не хотела к ним присоединяться. Как поступить Рите?
Приложение к занятию 4
Информирование.
Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».
Принципы ассертивного поведения
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за их реакцию на наше поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?
Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.
Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?
Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень полезное качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.
Также вы имеете право:
· выражать чувства;
· выражать мнения и убеждения;
· говорить «да» или «нет»;
· менять мнение;
· сказать «я не понимаю»;
· быть самим собой и не подстраиваться под других;
· не брать на себя чужую ответственность;
· просить о чем-либо;
· устанавливать собственные приоритеты;
· рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьёзно;
· ошибаться;
· быть нелогичным, принимая решения;
· сказать «мне это безразлично».
Убеждения, мешающие развитию ассертивного поведения у человека, склонного к пассивной модели поведения
Мануэль Смит разработал модель так называемого ассертивного (самоутверждающего) поведения. Ниже приведены так называемые ассертивные права, а также манипулятивные предубеждения, которые, по мнению авторов концепции ассертивности, блокируют эти права:
1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия. Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и своё поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.
2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение. Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.
3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей. Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.
4. Я имею право изменить своё мнение. Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.
5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки. Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.
6. Я имею право сказать: «я не знаю». Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.
7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне. Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.
8. Я имею право принимать нелогичные решения. Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.
9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю». Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.
10. Я имею право сказать: «меня это не интересует». Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.
Приложение к занятию 5
Упражнение "Я - Это..." и "Какой я?"
Я – это… 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. | Я – это… 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. |
Я – это… 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. | Я – это… 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. |
Какой Я? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. | Какой Я? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. |
Какой Я? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. | Какой Я? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. |
Упражнение "Мир чувств"
радость | надежда | доброта |
удивление | удовольствие | смелость |
любовь | восторг | дружелюбие |
гордость | спокойствие | уверенность |
печаль | злость | страх |
горе | раздражение | месть |
ненависть | равнодушие | жадность |
обида | хитрость | зависть |
Упражнение "Верьте в себя"
Верьте в себя. Вы – самое большое сокровище. Для вас нет ничего невозможного. Ваши достижения определяются Собственными желаниями Верьте в своё занятие, Мечтайте, о чём хотите мечтать Будьте тем, кем желаете быть Поверьте в свои силы! | Верьте в себя. Вы – самое большое сокровище. Для вас нет ничего невозможного. Ваши достижения определяются Собственными желаниями Верьте в своё занятие, Мечтайте, о чём хотите мечтать Будьте тем, кем желаете быть Поверьте в свои силы! |
Верьте в себя. Вы – самое большое сокровище. Для вас нет ничего невозможного. Ваши достижения определяются Собственными желаниями Верьте в своё занятие, Мечтайте, о чём хотите мечтать Будьте тем, кем желаете быть Поверьте в свои силы! | Верьте в себя. Вы – самое большое сокровище. Для вас нет ничего невозможного. Ваши достижения определяются Собственными желаниями Верьте в своё занятие, Мечтайте, о чём хотите мечтать Будьте тем, кем желаете быть Поверьте в свои силы! |
Релаксация
Цели: Эта игра представляет собой прекрасную комбинацию воображения и физического действия. Она дает детям возможность расслабиться и набраться оптимизма. Они могут здесь не просто потянуться физически, но и укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели.
Инструкция:
Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку... (Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно продолжить дальше).
Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (10 секунд.)
Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде...
Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать с неба еще несколько звезд. Посоветуйте им дышать так: делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают ее и кладут в корзину. Групповая сплоченность может возрасти, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит.
Приложение к психологическому тестированию