Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
Ответственность | |
Администрация ОУ | Соблюдение основных нормативных документов регламентации образовательного процесса в ОУ |
Педагогический коллектив | Реализация субъект – субъектного взаимодействия в психолого – педагогическом тренинге, направленное на формирование благоприятного психологического климата для подростков. Формирование толерантного отношения всех субъектов образовательного процесса к подросткам. |
Родители детей | Соблюдение полученных рекомендаций в рамках тренинговых занятий. |
Основные права | |
Администрация ОУ | Получать информацию по проведению занятий. Знакомиться с документацией открытого доступа, отчетностью и эффективностью реализации программы. |
Педагогический коллектив | Повышать квалификацию в сфере работы с подростками. Реализовать психологически безопасные способы взаимодействия с подростками. |
Родители детей | Получать квалифицированное психологическое консультирование по проблемам их детей, связанных с компетенцией специалиста (педагога – психолога, социального педагога) реализующего данную программу. |
Обязанности | |
Администрация ОУ | Организовать необходимые условия для проведения тренинга. |
Педагогический коллектив | Оперативно информировать педагога – психолога об изменениях психического/психологического состояния детей участвующих в реализации данной программы. Формировать психологически комфортный и позитивный психологический климат в процессе тренинговых занятий. |
Родители детей | Информировать педагога – психолога (специалиста реализовывающего программу), педагогов об изменениях психического/психологического состояния детей участвующих в реализации данной программы. |
11. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
При рассмотрении эффективной реализации профилактической психолого-педагогической программы «Я свободен!» необходимо соблюдение следующих условий: кадровые, материально-технические, информационные, управленческие, финансово-экономические, организационные, методические и педагогические.
Условия реализации профилактической психолого-педагогической программы | Требования к условиям реализации профилактической психолого-педагогической программы |
Кадровые | Укомплектованность кадрами, имеющими базовое образование. Организация мероприятий для повышения профессиональной квалификации. Организация внутри ОУ непрерывного профессионального образования и самообразования. Наличие системы стимулирования профессиональной деятельности педагогов. Внедрение, апробация технологии управления развитием профессиональных компетенций специалистов ОУ. |
Материально-технические | Санитарно-гигиенические условия процесса обучения (температурный, световой режимы и т.д). Пожарная безопасность, электробезопасность, охрана труда. Наличие образовательной среды адекватной потребностям развития подростка и сохранения его здоровья (необходимый набор помещений, эстетические условия, оформление кабинетов, наличие кабинета оснащенного комплектом ученических парт, доской, наличие кабинета или зоны внутри кабинета для подвижных игр, наличие кабинета или зоны внутри кабинета для релаксирующих упражнений, наличие экрана для просмотра видео, включенных в программу, наличие магнитофона или компьютера для прослушивания музыки включенной в программу). |
Информационные | Обеспечение специалистов доступом к информационно-методическим источникам по реализации программы, информирование о промежуточных результатах (данные мониторинга, анализ деятельности). Наличие методических пособий и рекомендаций, компьютерных пособий, мультимедийных, аудио, видеоматериалов. |
Управленческие | Наличие нормативно-правовой и регламентирующей документации ОУ, обеспечивающей деятельность учреждения. Внедрение, апробация новых технологий. Разработка и внедрение мониторинговой программы. |
Финансово-экономические | Формирование расходов на реализацию данной программы за счет бюджетных средств. |
Организационно-педагогические условия | Организация обучения педагогов тренинговой технологии. Разработка методических материалов (диагностический инструментарий, критериальная база, методические рекомендации к тренинговой технологии, формирующие компетенции). |
Требования к специалистам, реализующим программу
Из всех перечисленных условий более подробно остановимся на педагогических условиях, которые зависят в большей степени от педагога-психолога (социального педагога), в реализации всех остальных условий основная роль отводится администрации образовательного учреждения. Под педагогическими условиями понимаем готовность специалиста к реализации тренинговой программы, мотивация к осуществлению данной деятельности, его позиция в отборе содержания, методик, педагогических технологий, диагностики и оценки результативности коррекционно-развивающего процесса.
Групповые занятия могут проводиться психологами и социальными педагогами общеобразовательных учреждений, прошедшими предварительную подготовку по проведению групповой работы с подростками, в том числе по освоению необходимых правовых знаний, и обладать достаточным опытом в проведении групповых занятий.
Критерии | Показатели |
Способность диагностировать активность в социальной деятельности в процессе реализации программы. | - умение осуществлять психолого- педагогическую диагностику развития практических умений ребенка, оценивать его индивидуальный опыт освоения тренинговой программы; - выделять его достижения и неудачи, акцентируя внимания на достижениях |
Способность организовывать индивидуальную, групповую работу с использование адекватных инструментальных и методических средств сообразно возрасту. | - организовать безопасное взаимодействие (соблюдением гигиенических требований, санитарных норм и правил); - отбирать содержимое тренингового материала на основе игровых технологий и развивающих заданий |
Способность организовывать эффективное взаимодействие с другими специалистами и родителями. | - использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с психолого-педагогической ситуацией; - использовать различные формы и технологии взаимодействия со специалистами в соответствии с психолого-педагогической ситуацией. |
Способность осуществлять профессиональное самообразование. | - повышение собственной профессиональной компетентности; - умение извлекать и анализировать профессиональную информацию. |
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.) Тренинги проводятся в учебном классе или зале, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений, а также необходимое оборудование: ковер, стулья (по количеству участников), музыкальное сопровождение, для некоторых занятий - декорации, листы ватмана, листы формата А4, шариковые (гелиевые) ручки, цветные карандаши, фломастеры, бейджи, скотч, ножницы, канцелярский клей. Остальной необходимый стимульный материал и оборудование прописаны в структуре каждого тренингового занятия.