Методика 23. Определение активного словарного запаса
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. 55). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
Рис. 55. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста.
Часть 1. Психологическая диагностика
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице 7, и затем анализируется.
Таблица 7 Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
п/п | Фиксируемые признаки речи | Частота употребления этих признаков ребенком |
Существительные | ||
Глаголы | ||
Причастия | ||
Деепричастия | ||
Прилагательные в начальной форме | ||
Прилагательные в сравнительной степени | ||
Прилагательные в превосходной степени | ||
Союзы | ||
Предлоги | ||
Частицы | ||
Однородные члены предложения | ||
Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. | ||
Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. | ||
Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. |
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
Оценка результатов
10 балловребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 балловего речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 балловза свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 балловему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла— в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл— рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников, как и дошкольников, не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования — то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений — это одна из задач образования.
Часть 1. Психологическая диагностика
При проведении личностной и межличностной психодиагностики детей младшего школьного возраста возникают проблемы, близкие к тем, которые мы уже обсуждали в соответствующем разделе предыдущей главы. Младшие школьники, особенно учащиеся первых двух классов, по своей психологии и поведению еще очень похожи на старших дошкольников.
Тем не менее психологи располагают определенной совокупностью достаточно валидных и надежных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие созданы и применяются только по отношению к детям младшего школьного возраста. Одним из специальных детских тестов личностного плана является, например, уже описанный нами в предыдущей главе тест для психодиагностики мотивации достижения успехов. Он применим и для младших школьников, хотя в двух старших классах начальной школы вполне можно использовать проективный тест изменения этой же потребности, предназначенный для взрослых и основанный на Тематическом Апперцептивном Тесте Г. Маррея.