Методика 1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

Этот вариант методики предназначается для детей, поступаю­щих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следу­ют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оцен­ки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологичес­кого развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в ок­ружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых зна­ний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.) ' 2. Сколько тебе лет?

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не ме­нее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опа­дают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обе­даешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которы­ми ты пользуешься.

(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, ко­торое может получить один ребенок по данной методике за пра­вильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно от­ветил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов.В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать допол­нительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие пра­вильный ответ.

Вопросыдля I класса

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

Часть 1. Психологическая диагностика

4. Как называется столица того государства, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя

бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице.)

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои род­ственники или знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окре­стностях твоего дома?

(Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начи­нает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

(Правильный ответ включает указание как на часы, так и на минуты.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме.

(Правильный ответ на этот вопрос — тот, в котором пере­числены не менее трех разных инструментов.)

Вопросыдля IIкласса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей -- папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату и/или сестре?

(Если родных братьев или сестер у ребенка нет, то он может назвать двоюродных и т.д.)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих бли­
жайших родственников?

(Можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер.)

4. Как называется главный город в той области, где ты живешь?

5. Как называются город и улица, где живут твои родствен­ники или знакомые?

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дя­дя или тетя?

(Для правильного ответа достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу?
(Для правильного ответа необходимо назвать не менее че­
тырех из них.)

8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?

9. В котором часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа?

(Для правильного ответа на этот вопрос достаточно назвать только час без указания минут.)

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома.

(Правильный ответ предусматривает название не менее трех разных приборов.)

Вопросы для III класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?

2. Сколько лет твоей бабушке и твоему дедушке?

(Если их нет в живых, то сколько лет им было в последний год жизни?)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из твоих
далеких родственников? Назови сначала того, о ком ты собира­
ешься говорить.

(Правильный ответ на данный вопрос предусматривает на­зывание ребенком хотя бы одного дальнего родственника).

4. Как называется тот район города, в котором ты живешь?
(Этот вопрос можно содержательно несколько изменить,

включив в него формулировку названия населенного пункта или какой-либо его части).

5. Как называется город (местность и т.п.), где родились твои
родители?

(Правильный ответ предусматривает точное название мес­та рождения хотя бы одного из родителей ребенка).

6. Какой номер телефона в квартире ваших родственников? (Для правильного ответа достаточно назвать только один номер).

7. Как называются рыбы, которые живут в реке?

8. В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

Часть 1. Психологическая диагностика

9. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Правильный ответ предполагает название как часа, так и минут).

10. Как называются различные виды транспорта? (Правильный ответ предполагает называние не менее трех разных видов транспорта).

Вопросы для IV—V классов

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоего дяди и твоей тети?
(Достаточно назвать фамилию, имя и отчество хотя бы од­
ного из указанных родственников).

2. Сколько лет твоему дяде и сколько лет твоей тете?
(Правильный ответ предполагает называние возраста хотя

бы одного из указанных родственников).

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из ваших
соседей по дому?

(Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы одно­го из соседей).

4. Как называются столицы тех государств, которые грани­
чат с твоей республикой?

(В правильном ответе на данный вопрос должно быть на­звано не менее трех столиц разных государств).

5. Как называются города, в которых родились твоя бабуш­
ка и твой дедушка?

6. Как позвонить в тот город, где живут твои родственники?
(Правильный ответ предусматривает указание того, как по­
звонить хотя бы в один город).

7. Как называются животные, которые живут в море?
(Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы двух

таких животных).

8. В каких странах мира холоднее всею и теплее всего?

(Правильный ответ предусматривает называние хотя бы од­ной такой страны, которая расположена в зоне экватора, и хотя бы одной страны, которая располагается близко к Северному по­люсу).

9. В котором часу по субботам и по воскресеньям по телеви­
дению начинаются твои любимые передачи?

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

(Для правильного ответа необходимо назвать время в часах и минутах хотя бы двух таких передач).

10. Где можно прочесть что-либо интересное?

(Имеются в виду книги, газеты и журналы. Правильный от­вет предусматривает называние не менее трех разных печатных изданий).

Наши рекомендации