Упражнение «Передать одним словом»

Цель: формирование навыков эмпатии.

Время: 25 минут.

Описание: Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Радость.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Грусть.

Веселье.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Обсуждение: Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Задание 6. Проранжируйте свои коммуникативные способности в начале занятия и по его итогу.

Форма отчётности: Задания 2, 3, 4, 6 выполняются письменно; задание 5 выполняется в устной форме совместно с группой, вывод записывается в тетрадь; задание 1 – выполняются в устной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.

Список рекомендуемой литературы

1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012. – 416 с.: ил.

2. Пиз. А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 288 с. (Серия «А и Б = формула успеха»).

3. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил

Раздел 1. Цели, функции, виды и уровни общения.

Тема 1.2. Виды и уровни общения

Тема практической работы: «Развитие техники активного слушания»

Учебная цель:Закрепление знаний о технике активного слушания.

2.Развитие умений использовать различные приёмы слушания на практике.

3.Воспитание уважения друг к другу, взаимопонимания.

Материалы и оборудование:методические указания, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+:

Студент должен

уметь: - использовать различные приёмы слушания на практике.

знать: приёмы слушания.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Виды слушания

Активное слушание. В этом случае вы концентрируетесь на информации, уточняя и переспрашивая ее так, чтобы собеседник понял, что вы хотите уяснить для себя все, что он говорит.

Пассивное слушание.Иногда человеку нужно выговориться, и в этом случае его стоит не перебивать, а молча слушать, изредка поддакивая и давая увидеть, что вы его понимаете.

Эмпатическое слушание.Этот вид заставляет вас мысленно встать на место говорящего и постараться представить, испытать его чувства, выразив это словами так, чтобы он понял, что вы способны сопереживать на самом глубоком уровне.

Приёмы слушания:

Глухое молчание.

Поддакивание (ага, угу, да-да, кивание головой).

«Эхо-реакция» -повторение последнего слова собеседника.

Зеркало –повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

Выяснение, уточнение:

- я не понял

-повторите еще раз…

- что вы имеете в виду?

- не могли бы Вы объяснить?

Парафраз - повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:

Отражение чувств:

- мне кажется, Вы чувствуете…

- понимаю, Вы сейчас разгневаны…

Резюмирование:

- и так, Вы считаете…

-Ваши слова означают…

-другими словами…

Логические следствия из высказываний – это предложение о причине или последствиях.

Оценки, советы.

Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".

Эмоции - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати, о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше?", "Давай-давай" и т п.).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1.Какие приёмы слушания нельзя использовать, когда ваш собеседник находится в эмоционально-возбужденном состоянии?

2.В каких ситуациях лучше использовать приёмы эмпатического слушания?

Задания для практического занятия:

1. Оформите в тетради номер, наименование практического занятия, его цели.

2. Изучите теорию практического занятия, при необходимости законспектируйте в тетрадь.

3. Запишите условия задания в тетрадь.

4. Выполните задания, сделайте выводы по заданиям.

5. Предоставьте результаты работы преподавателю.

Задание 1.Ответьте на вопросы теста, обработайте полученные результаты и сделайте вывод о своей степени умения слушать.

Наши рекомендации