Болезни, перенесенные в разных возрастах.

Мои респонденты тратили на анкету в среднем 70 минут.

Автобиография

Целостное представление жизненного пути мы получаем из автобиографического повествования. Для её описания пригодна схема биографической анкеты, но отбор и композиция полнота изложения могут определяться самим изучаемым. Но биографист побуждает к наиболее полному и всестороннему освещению событий, не исключая, субъективных их оценок и описаний переживаний.

В моей практике написание автобиографией занимало от 5 до 15 часов, и объем текста колебался от 129 до 451 предложений, а в среднем был равен 263. В моём исследовании выявилась особенность воспоминаний, когда плотность высказываний (предложений), а значит, и воспоминаний постепенно увеличивалась по мере приближения к настоящему периоду, но в последнем, текущем периоде, она снова падала.Это можно объяснить невключенностью фактов настоящего времени жизни в структуру субъективной картины жизненного пути: они ещене стали прошлым для личности. Эта наметившаяся закономерность подтвердилась и в биографическом интервью.

Биографическое интервью

Тематический план интервью повторяет схему автобиографии и анкеты. Но интервью в большой степени направляется исследователем. Он помогает изучаемому осветить множество событий и не утонуть в деталях. Таким образом, предпочти­тельнее полуструктурированное интервью с уточняющими и побуждающими вопросами, приближенное к беседе.

Чтобы так провести интервью и получить психологически ценную информацию, необходимо строить вопрос с опорой на уже известные из официальных документов, анкеты и автобиографии факты. Метод интервью даёт самый богатый, с психологической точки зрения, материал: в нём раскрываются сфера переживаний, выясняются отношения к событиям, последствия их для судьбы и психического развития личности.

Беседа проводится индивидуально, с глазу на глаз. Если изучаемый не возражает, то лучше записывать беседу на диктофон, но в любом случае следует вести почти дословную запись. В моём исследовании беседы проводились в 2-5 сеансов по полтора часа. Общая продолжительность интервью составила около 5 часов с каждым изучаемым.

Согласно устной инструкции изучаемый должен год за годом вспомнить свою жизнь и рассказать о ней подробно, более обстоятельно, чем в автобиографии. Вопросы биографиста часто служили лишь пусковым толчком, в ответ на который развертывалось свободное повествование. Превращение интервью в беседу - показатель того, что психологу доверяют и хотят с ним поделиться воспоминаниями. Приёмы активного слушания и вспомогательные средства типа хронологической таблицы способствуют успеху беседы.

5. Методика "Круг общения"

Задание по методике направлено на получение точных датированных сведений об истории общения на жизненном пути. По моим данным, это наиболее важное измерение жизни: 44% событий жизни, указанных изучаемыми, имеют отношение к общению.

Инструкция: Предлагаем отобразить основные, наиболее важные в вашей жизни контакты с окружающими людьми. Для этого вам даётся система координат, где на оси абсцисс отмечены годы вашей жизни от рождения по сей день. Вам надо будет обозначить на оси ординат инициалы или имена людей, с которым вы общались. Каждому имени соответствует одно деление на оси ординат. На уровень того или иного деления вы проведёте горизонтальную прямую или отрезок, начало которого соответствует году знакомства с указанным Вами человеком, а конец — году завершения ваших контактов с ним - очных и заочных. Если это общение продолжается по настоящее время, то вы изображаете прямую со стрелкой на конце, устремленную в будущее.

Учтите, вы должны отразить: а) дружеские связи, что можно понимать как совместное проведение досуга, обсуждения интересных тем, регулярную переписку, обращение за помощью, симпатию и т.п.; б) антипатии, т.е. общение с теми, кто был вам неприятен, противодействовал вам, вредил, но по обстоятельствам вы вынуждены были с ним общаться, и это не прошло бесследно для вас; в) характер и интенсивность ваших человеческих связей.

Обозначения: связи-симпатии рисуйте сплошной линией, связи-антипатии - пунктиром, интенсивность закодируйте одной или двумя линиями, укажите по оси ординат пол (ж., м.) и позицию старшинства: существенно старше >, существенно младше <, ровесник =.

(Здесь должен быть Образец диаграммы «Круг общения».)

6. Методика "События"

Мы придерживаемся мнения, что события — главный феномен жизненного пути, его единица. Для выяснения структуры субъективной картины жизненного пути предлагаю простую, но эффективную методику "События", или ''События жизни". По инструкции изучаемый должен письменно перечислить, датировать и кратко описать те факты жизненного пути, которые он сам считает событиями. В моей работе каждый изучаемый давал своё понимание понятия "событие жизни", но можно самому исследователю разъяснить изучаемому человеку, что имеется в виду, когда говорится о событиях.

Принимая во внимание уникальность содержания и формы осуществления события, отмеченного самими изучаемыми, мы рассматриваем события как индикаторы их индивидуальности. Они указывают на значимые для человека объекты, случаи, ситуации в прошлом и настоящем, а ведь сфера значимого составляет содержание внутреннего мира индивидуальности. Например, мы изучали двух однокурсниц. Обе участвовали в работе студенческого клуба. Но одна отметила этот факт как яркое событие, а другая - нет.

Показательно и количество упомянутых событий. В контексте других сведений о личности и её биографии по количеству событий можно судить о развитии рефлексии личности, разной степени концептуализации жизненного пути. Нам встречались люди, которые несмотря на доверие к исследователю и интерес к методике "События", отказывались выполнять её, ссылаясь на то, что их жизнь якобы протекает без событий. Однако объективный анализ их жизненного пути свидетельствовал о противоположном.

В ответах наших изучаемых события сгруппировались в три категории - события среды, события поведения и события-впечатления. Пропорции этих видов событий в индивидуальных ответах были характерны для каждой личности. Так, одна из изучаемых, человек весьма социально активный и волевой, отметила больше всего событий-поступков (81 % всех событий), а другая, замкнутая и углублённая в себя, близкая миру искусства, назвала больше всего событий-впечатлений (54,5 %). Как видно, количественное соотношение видов событий может быть диагностическим показателем индивидуальности.

Методика "События" в модифицированном виде используются в исследованиях биографистов для изучения структуры субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности (работы Р.А.Ахмерова, Л.Ф.Бурлачука и Е.Ю.Коржовой, Е.И.Головахи и А.А.Кроника, (5;6; 7). Она преобразована в оригинальный метод каузометрии А.А.Кроника и Е.И.Головахи. В основе каузометрии лежит понятие субъективной картины жизненного пути Б.Г.Ананьева и теоретическое представление авторов метода о наличии причинно-целевых связей между основными событиями жизни. Этопозволяет более объективно судить о значимости событий по критерию их количества связей с другими (так называемый мотивационный статус события).

Техника каузометрии хорошо разработана и описана её авторами, поэтому не будем на ней останавливаться. Однако отметим, что особенностью метода каузометрии в отличие от моей методики "События" являются жесткая заданность количества событий - их должно быть 15, а также выявление межсобытийных связей - причинно-следственных и целевых. В теоретическом обосновании каузометрии заложено представление о трех временных координатах жизни и соответственно трех видов межсобытийной связи. Так, потенциальные связи указывают на принадлежность события психологическому будущему, актуальные - настоящему, реализованные — прошлому. В работах А.А.Кроника и Е.И.Головахи не анализировалось конкретное содержание событий, но обращалось внимание на сферу их принадлежности - семья, карьера, здоровье и т.д. Положительным свойством метода является сравнительная быстрота проведения процедуры (40-60 минут на опрос, иногда до полутора часов в два приема), отсутствие защиты биографии, так как изучаемый человек не раскрывал содержательную сторону событий и даже мог обозначить их символически.

В результате каузометрии и нашей методики "События" можно получить большой массив данных, которые дают представление о событийной плотности отдельных периодов или возрастных фаз жизни. Чтобы получить показатель плотности мы подсчитывали суммарное (по выборке) количество событий, приходящихся на один год жизни (таким образом, микровозрастной период был равен 1 году).

7. Методика "Впечатления"

Память личности хранит не только события, но и множество более или менее ярких впечатлений, которые также очерчивают сферу значимого. Для их выявления предлагается данная методика. Изучаемый должен был вспомнить, описать и датировать некоторые случаи, эпизоды, предметы, встречи, которые произвели сильное впечатление, вызвали в своё время интенсивные переживания.

По моим данным наибольшая плотность впечатлений приходится на текущий период жизни, что отличается от плотности собственно событий (их в текущем периоде меньше, судя по нашим данным).

Есть событийные впечатления - события внутренней жизни. Но их не много. Другие впечатления, хотя обычно и связаны с событиями, сами не играют судьбоносной роли. Они суммируются, обобщаются, благодаря чему истинное событие переживается как таковое и осуществляется его воздействие на развитие личности.

Некоторые события длятся несколько лет и складываются из многих фактов жизни, дающих соответствующие впечатления. Например, для одной девушки, которую мы изучали, дружба со старшим человеком, режиссером, длившаяся несколько лет, была событием, а каждая встреча с ним - ярким впечатлением. По её словам, беседы с другом были ступенью интеллектуального взросления.

Мы имели возможность убедиться на фактах, что половина названных впечатлений не связана с событиями, но указывает на какие-то существенные особенности конкретной личности. Так, чувствительная к отрицательным воздействиям и трудным жизненным ситуациям изучаемая И.Д. годы спустя заново до слёз переживала обиды и страхи детства, рассказывая о впечатлениях жизни.

8. "Ценности"

Особое место в эмоциональном жизненном опыте человека занимают впечатления от произведений искусства. По нашему заданию, изучаемые должны были назвать любимые книги, фильмы, спектакли, картины, музыкальные произведения, указать, в каком году были впервые прочитаны, просмотрены, послушаны эти произведения. Затем требовалось подчеркнуть те из них, над которыми человек размышляет до сих пор.

Ответы респондентов были характерны для каждого из них. Например, Людмила М., с развитыми лингвистическими способностями, склонная к самоанализу, философствованию, перечислила самый длинный список любимых книг, среди которых преобладали сложные произведения, дававшие пищу уму и душе. Она особенно выделила произведения русских поэтов первой половины XX столетия. Это хорошо согласуется с тем, что событием жизни она называла своё открытие поэзии Серебряного века.

Методика "Ценности" дополняет методику "Впечатления" и по-своему высвечивает сферу душевного и духовного опыта индивидуальности.

9. "Периоды счастья"

На примере событий и впечатлений видно, что человек активно относится к своему прошлому, заново переживает его, выстраивает концепцию своего жизненного пути. Он создаёт обобщённые оценки периодов жизни и отдельных её моментов. Чтобы выявить эту оценочную сторону биографической концепции субъекта и подойти к периодизации его жизненного пути, была использована методика "Периоды счастья".

Изучаемый должен был вспомнить, кратко описать и датировать периоды, моменты жизни, которые он считает счастливыми и те, которые считает несчастливыми. В инструкции пояснялось, как можно понимать счастливые и несчастливые периоды. Если у человека было своё мнение, то он высказывал его и руководствовался им. Полученные ответы заносились в хронологическую таблицу в колонку “Субъективные оценки”.

Судя по ответам, смысл периодов счастья состоит в возможности реализовать свои потенциалы, в полной мере проявить себя, осуществить заветное желание, любить и быть любимым.

Нечто сходное проделывали респонденты в исследованиях А.А.Кроника и его сотрудников. По инструкции они должны были оценить в баллах удовлетворенность периодами своей жизни (по пять лет каждый). Эти оценки затем были переведены в графическую форму в виде кривой относительно времени жизни по оси абсцисс*. (*Подобные методики также применял М. Аргайл в исследованиях психологии счастья (8).)

10. "Первые воспоминания"

Как было показано, биографический метод во многом основан на воспоминаниях. Начало личностной памяти весьма раннее и относится к двух-трехлетнему возрасту, что не случайно совпадает с началом развития личности, самосознания. Можно думать, что возраст первого воспоминания имеет психодиагностический смысл и указывает на более или менее раннее пробуждение самосознания. По моим данным, средний возраст первых воспоминаний равен 2,1 года, что согласуется с данными В. и К.Анри (2 года) и М.Топоровой (3 года) (9; 10)*. (* Лев Толстой, по его словам, помнил, как его младенцем купали в детской ванночке. А в трансперсональной психологии постулируется способность человека помнить себя во внутриутробном периоде.)

Показателем сохранности воспоминаний служит количество слов в описании вспоминаемого факта. Если сравнивать по этому показателю первые воспоминания и событийные, то оказывается, по моим данным, что первые зависят от удалённости во времени, а вторые - в большей мере от личностной их значимости.

Наши рекомендации