Структура личности как субъект жизненного пути

Личность творит свою историю, строит жизнь в предлагаемых и созданных ею обстоятельствах. То, как именно она это делает, зависит от сложившейся её структуры, которая является продуктом развития на жизненном пути. История жизни отпечатывается в структуре личности и её сознании. В первом случае она воплощается в обобщённой форме в свойствах личности, во втором случае - в конкретной форме знаний, усвоенных из культуры, и воспоминаний, так сказать, знаний о прожитом.

Знания - основа сознания и самосознания. Некоторые знания имеют инструментальное значение, т.е. относятся к исполнительской стороне деятельности, другие - программирующее значение, направляют деятельность в качестве убеждений, принципов личности, её жизненной философии, мировоззрения.

Но жизненный путь зависит не только от знания, сознания, самосознания, но от личности в целом. Жизненные решения как ответ личности на те или иные обстоятельства и события являются эффектом целостной структуры личности, которая преломляет, опосредствует все внешние воздействия - события и обстоятельства жизни. Инициируемые самой личностью поступки - жизненные выборы в большинстве случаев вполне соответствуют её характеру и общей её структуре, хотя, это надо особо отметить, человек может преодолевать самого себя и совершать поступки осознанно вопреки своему характеру, своей же сложившейся структуре.

Анализ жизненного пути личности опирается на знанияобщих закономерностей личностного опосредстваванияжизненных событий. В психологии существуют многочисленные структурные модели личности, которые, однако, имеют определённое сходство. В них отражается иерархичность структуры, наличие более формальных и более содержательных свойств, природно и социально обусловленных. В регуляции жизнедеятельности на жизненном пути они имеют разное значение.

В теории Б.Г.Ананьева, на которой основаны наши представления о жизненном пути и биографическом методе, согласно антропологическому принципу в структуру личности (точнее, индивидуальности) включаются природные и социальные свойства человека. Б.Г.Ананьев выделял, во-первых, свойства индивида и личности, во-вторых, - субъекта и индивидуальности.

Личность и индивид - основные формы существования человека как природного и социального явления. Понятия "индивид" и "личность" не исчерпываются психологическими характеристиками, но включают характеристики других уровней (например, физиологический у индивида социологический у личности). То же самое можно сказать и о субъекте, который является производной от первых двух формой существования человека.

Наиболее интегральным образованием в структуре человека является индивидуальность. Это обуславливает трудности ее изучения. Дело в том, что индивидуальность может быть понята только при знании полного набора основных характеристик и свойств человека как индивида, личности и субъекта. Но индивидуальность не сводится к сумме этих свойств, она предстает как новая полисистема, так как ею интегрируются все три указанные системы свойств. В отношении уровня интеграции понятие индивидуальности совпадает, по Ананьеву, с понятием структуры личности (не путать со структурой собственно личностных свойств). В структуре личности “пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства не только личности, но также индивида и субъекта” (1, 211).

Структура личности воплощает статику индивидуальности. Но есть и динамика - внутренняя жизнь, сфера глубоко личностных переживаний, предельно индивидуализированных, уникальных. Не только структура, но и зависящая от нее динамика субъективного мира опосредствует воздействия на человека и детерминирует его поведение. В настоящей главе речь пойдёт о статике индивидуальности, т.е. о её структуре. В её основе лежат исходные природные свойства человека как индивида.

Индивид

Понятие "индивид" имеет в концепции Ананьева смысл природного психофизического существа, особи биологического вида Homo Sapiens. Природные свойства первично детерминированы наследственностью. Вторичная же детерминация складывается из взаимодействия генетической программы с условиями онтогенеза - абиотическими, биотическими и социальными факторами среды. К этим условиям относится также воспитание и собственная деятельность человека.

Содержание понятия "индивид" раскрывается в ходе структурного анализа. Первый шаг анализа приводит к различению двух классов индивидных характеристик - возрастно-половых и индивидуально-типологических. Возраст индивида - одна из форм биологического времени. Возраст и пол, будучи изначально природными характеристиками, становятся также параметрами личности, факторами её жизненного пути, поскольку социально значимы и учитываются обществом в моральной и правовой регуляции общественной и индивидуальной жизни.

Индивидуально-типологические свойства включают общую конституцию и конституцию мозга. К первой относятся морфологические особенности - габариты и пропорции тела, что оказывается немаловажной предпосылкой некоторых видов деятельности (спортивной, хореографической, например) и опосредствованно влияют на формирование характера благодаря участию внешности человека в общении. Значение внешности иногда выходит на судьбоносный уровень в таких профессиях как манекенщица, актриса, диктор телевидения.

Более непосредственное отношение к психологическим особенностям имеют разнообразные формы реактивности организма - биохимическая, связанная с метаболизмом, сердечно-сосудистая, психовегетативная, психомоторная. Любой психический процесс имеет реактивный фон и потому "заземлен" на жизнедеятельность организма. Реактивность организма лежит в основе восприимчивости человека к внешним воздействиям, в том числе обстоятельствам и событиям жизни. То же можно сказать относительно конституции мозга, особенностей нейродинамики и функциональной его геометрии (билатеральная организация, в частности).

В структуре индивида важное место занимают психофизиологические функции: сенсорно-перцептивные, мнемические, вербально-логические, моторные, тонические, аттенционные. Все вместе они образуют как бы второй "слой" индивидной структуры, которая завершается задатками, темпераментом и органическими потребностями. Причём, задатки служат исходным материалом способностей, органические потребности — предшественники направленности личности, темперамент служит природной основой характера. В целом индивид рассматривается Б.Г. Ананьевым как "сырье" для строительства личности.

Личность

В узком смысле слова личность характеризуется социальными и психосоциальными свойствами. "Для человека как личности существенными могут считаться лишь те характеристики, которые связаны с развитием общества, особенно с производством его материальной жизни, и выполняют, следственно, определенную социальную функцию" (2,179). Психология личности раскрывается только в связи "с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического и правового развития, определившей становление современного образа жизни" (3, 107). “...Личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути" (3, 276-277).

В структуре собственно-личностных характеристик и свойств исходными являются объективный статусличности и социальные функции-роли. Функциональная заданность личности делает ее "функционером" общества, группы. Поведение "функционера" в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредствующих деятельность с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, - общественной функцией человека в данной ситуации" (3, 287). В этом качестве личность скорее объект, чем субъект, она конформна, зависима, не вполне самостоятельна, иначе говоря, она социальный индивид, а не индивидуальность.

Но это лишь один полюс континуума существования личности. Человек осуществляет социальные функции по-разному в зависимости от степени их осознания и отношения к ним. Личность может воспротивиться предписаниям, направляя свою деятельность на преобразование статуса и всей системы ролей. Она не только функционер, но и субъект социального повеления, деятель, борец. Опираясь на социологический анализ статуса, функций-ролей, а также социально-типичных ценностных ориентации, Ананьев обращается к системе внутренних субъективных отношений и мотиваций личности. Они составляют вторичный, психосоциальный, класс личностных свойств.

Мотивация - центральный "блок" в структуре собственно личностных психосоциальных свойств. В мотивах социального поведения актуализируется направленность личности.

Система личностных свойств завершается характером, "Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер, как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни... Структурной интеграцией отношений является именно характер личности..." (1, 259, 260).

С образованием характера связана самобытность человека, самостоятельность его общественного поведения. Наличие зрелого характера указывает на то, что личность уже много больше, чем социальный индивид, она - самобытная индивидуальность.

Генетическим источником характера является темперамент, но не он определяет содержание и сущность характера. Последние связаны с жизненной направленностью (идейностью, мировоззрением) личности, зависящей от ее общественных отношений. Темперамент в структуре характера становится его динамической, формальной стороной и теряет самостоятельное значение в регуляции поведения личности.

В формировании направленности и характера первостепенную роль играет непосредственные отношения ребёнка к окружающим людям. Для него важнее не социальные отношения в макросоциологическом смысле, а зависящие от них межличностные отношения в контактных группах микросреды (школьник-учитель, школьник - одноклассники, родители и пр.). На этой основе вырастают коммуникативные черты, формируется тип общительности (широта, избирательность, интенсивность, мотивированность общения). Вместе с тем практика взаимодействия и сооценки людей формирует у них самооценку и весь комплекс отношений к себе, закреплённых в рефлексивных чертах характера.

Характер образуется при закреплении в образе жизни индивидуального стиля общения, познания и труда, социального поведения и внутренней жизни личности (поэтому можно вслед за Бюффоном сказать " человек — это стиль"). С точки зрения укоренённости черт характера, их тенденции к обязательной актуализации в соответствующей ситуации они являются своеобразными привычками. Иначе говоря, та или иная черта характера - это своего рода привычка думать, чувствовать и поступать в определенных обстоятельствах характерным образом. Поэтому в деле формирования характера так важен педагогический метод приучения ребёнка к образцовому поведению на основе нравственных мотивов, а для зрелого человека - неуклонность следования в своём поведении нравственным принципам.

Характер завершает систему собственно личностных свойств и как бы представляет их в общей структуре личности(точнее, индивидуальности).

Субъект

Структура субъекта интегрирует свойства индивида и личности. Но субъект вовсе не сводится сумме индивида и личности - это новое качество человека. Чтобы раскрыть суть этого качества, Ананьев развел близкие понятия "личность" и "субъект": "Оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе... Сложнейшая целостная структура человека как субъекта раскрывается лишь на социальном уровне развития человека как личности" (1, 243-244). Формой существования и способом развития личности является социальное поведение, а субъекта – деятельность. Субъект не тождественен личности потому, что "...сама деятельность (труд и т.д.) с ее предметом, орудием и операциональной техникой и субъект деятельности с его сенсомоторным, речемыслительным и знаковым аппаратом не сводятся к общественным отношениям, совокупность которых составляет сущность личности" (3, 87).

Субъект - познающее и сознательно действующее материальное существо. Свойства субъекта (субъектные) не сводятся к субъективным. К внешней структуре субъекта относятся такие не субъективные явления, как предмет деятельности, средства (орудия и знаки) и способы действий с ними (операции), наконец, продукты и производительность деятельности.

Внутренней структурой субъекта, в которой обобщаются свойства личности индивида, являются психофизиологические и психосоциальные свойства человека, определяющие его готовность к выполнению разных видов деятельности и возможный уровень продуктивности. Поэтому их можно отнести к потенциалам, ресурсам человека. Потенциалы субъекта иерархически, субординационно организованы. Но есть и координационные отношения между классами ресурсов и резервов человека. Причем все потенциалы представляют собой синтез различных сторон природы человека.

Исходные, первичные потенции субъекта кроются в самой жизнедеятельности индивида - его жизнеспособности. Жизнеспособность - эффект структуры индивида является природным основанием для развития всех других потенциалов. В определенном отношении жизнеспособность - это готовность всего организма и особенно мозга к эффективному функционированию. Иначе говоря, жизнеспособность - это психофизическое здоровье человека, характеристика субъекта на уровне индивида. На уровне личности образуется трудоспособность "как синтез функциональной работоспособности организма и его приспособленности к определенным условиям работы и профессии" (1, 179). "Реализация жизнеспособности человеческого организма в трудовой деятельности и является исходным компонентом общей трудоспособности человека" (4, 47).

Общая трудоспособность формируется до начала профессиональной деятельности, в самообслуживании, а затем развивается вместе с профессиональной трудоспособностью и не исчерпывается с ее прекращением. Она имеет исторический характер и зависит от социальной системы трудового воспитания, от накопления жизненного и профессионального опыта, в частности, знаний, умений и навыков. С помощью орудий труда человек расширяет диапазон своих возможностей, поэтому техника, орудия являются ультра- и инфрапотенциалами субъекта. Трудоспособность - свойство субъекта труда, конкретным видам которого соответствуют специальные способности.

Интеллектуальный компонент необходимо присутствует в общей трудоспособности и специальных способностях, так как он имеет существенное значение для всех видов деятельности. Действительно, интеллект необходим для адекватного отражения, без чегоневозможна успешная деятельность. Науровне индивида интеллект представлен задатками умственных способностей, на уровне личности - собственно способностями (мыслительными в первую очередь), эрудицией, креативностью, социальной продуктивностью. По мысли Ананьева, успешность умственной деятельности зависит не только от оперирования информационными единицами, от мотивации, но и от энергетической обеспеченности процессов переработки информации, а значит, от эффективности "подключения" к интеллектуальной деятельности энергетических систем индивида.

В качестве потенциалов выступают не только трудоспособность и интеллект, т.е. собственно потенции, но и характерологические свойства, генетически связанные с тенденциями личности. Можно поэтому сказать, что структура субъекта - это общая структура личности, взятая в отношении к деятельности и ее продуктивности.

Совокупность свойств личности, определяющих готовность к деятельности на творческом уровне, составляет талант. Талант - творческий уровень потенциалов человека. Творческая деятельность интегрирует свойства субъекта в целом, потому что процессы творчества возникают на "пересечении" труда, познания и общения. В нем представлен "сплав" различных способностей и характера. О таланте можно говорить тогда, когда развитие способностей направляется субъектом в соответствие с его мировоззрением и самосознанием. Осознание собственных потенциалов и стремление следовать призванию отличает талантливого человека. Призвание характеризуется "определенным соответствием между потребностями и способностями, мотивами деятельности и реальной готовностью к этой деятельности, сложившимся характером с системой жизненных отношений и сочетанием необходимых для самостоятельной творческой деятельности способностей" (5, 97).

Индивидуальность

Индивидуальность - наиболее поздний продукт индивидуального развития личности. Генетический порядок здесь таков: индивид — личность - индивидуальность. В структуре индивидуальности "пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства не только личности, но также индивида и субъекта" (1, 211).

Интеграция и дифференциация - две взаимосвязанные тенденции в развитии любой системы. Однако уровень интеграции может быть различным. В системе индивидуальности он наивысший. Индивидуальность, пользуясь метафорой Ананьева, - производная второго порядка (после субъекта). Говоря об интегральной природе индивидуальности, Ананьев допускал относительную автономность отдельных ее подсистем и элементов, которые могут вступить в противоречие с целостной системой. Этому содействуют координационные, паритетные отношения между структурными элементами данной системы, существующие наряду с субординационными. Но в большей степени индивидуальности свойственна гармония её частей, соответствие потенций и тенденций личности, природного "и социального в ней, единство мысли, слова и дела. Эта гармония не устанавливается раз и навсегда как итог развития, но воспроизводится вновь и вновь в результате собственных усилий личности по наведению порядка в собственном внутреннем мире и в самой жизни.

Индивидуальность - "закрытая" система, "встроенная" в открытые системы человека. Психика, сознание - интегральные качества, атрибут личности и вместе с тем субъекта, и вместе с тем индивидуальности. Индивидуальность не сводится к сознанию, но и не бывает без него. Сознание в системе индивидуальности выступает как внутренний мир, микрокосм, возникающий на основе отражения мира внешнего. Существуют внутренние связи сознания, обеспечивающие его замкнутость, а вследствие этого относительную автономность.

Психологическая характеристика сознания как внутреннего мира (переживания) относится к динамическому аспекту индивидуальности. Феноменология динамики внутреннего мира выразительно описана Ананьевым: "В этом относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов ("портретов", "пейзажей", "сюжетов") и концептов, притязаний и самооценки" (3, 328). Здесь происходит осмысление опыта, выработка собственных позиций и убеждений, стратегии жизни. Психологическими механизмами внутренней жизни служат визуализированные и вербализованные представления: внутренняя речь, мышление, эмоции, - в общем, психические процессы и вместе с ними все психофизиологические функции.

Содержание внутреннего мира, процессы внутренней жизни опосредствуют поведение личности. Обретение человеком своей индивидуальности означает возможность и необходимость сознательной саморегуляции социальной жизнедеятельности, указывает на становление личности субъектом собственной жизни. Личность становится самостоятельной, самобытной. Зрелость характера и зрелость индивидуальности, в общем, совпадают. Индивидуальность обладает собственным мировоззрением, жизненной философией - "идеологией", лично выработанной путем осмысленного усвоения общественной идеологии на основе собственного жизненного опыта. Интеллектуальная развитость необходима для зрелости характера и индивидуальности в целом, так как способствует правильному осознанию человеком своих потенциалов и тенденций, осознанию законов жизни общества и личности.

Индивидуальность в целом и её интегральные свойства являются продуктами индивидуализации в процессах творчества и созидания. "... Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека" (3, 328, 329). "Мера" индивидуальности состоит не в степени отклонения от некоей статистической средней, а в масштабе созидающей, творческой деятельности; об индивидуальности судят по ценности и оригинальности ее вклада в культуру человечества, народа, общности. Не индивидуальное своеобразие, особость частных феноменов определяет индивидуальность, а, наоборот, индивидуальность детерминирует неповторимость, уникальность личности и всех ее проявлений. "Единичное не становится индивидуальностью потому лишь, что оно отличается от других в однородном ряду (по полу, возрасту, статусу и личности, мотивации и т.д.). Это отличие еще не составляет феномена индивидуальности, связанного с образованием синтеза свойств как замкнутой саморегулирующейся системы... Единичный, отдельный человек (каждый) именно потому уникален, что он - индивидуальность" (3, 93).

В разных связях и отношениях человек выступает то как индивид (в отношении человек - среда обитания), то как личность (в отношении к обществу, к общностям), то - в отношении к продуктивной деятельности в обществе - как субъект. В каком же отношении человек определяется как индивидуальность? Можно думать, что доминирующим становится отношение к самому себе (поэтому-то в структуре индивидуальности возникает "я" как система самоотношений). На этой основе возможна самобытность личности, ее автономность. Именно с рефлексивными чертами характера, в которых кристаллизуется отношение человека к себе, Ананьев связывал функцию саморегулирования и контроля развития, так как они "наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками" (3, 314).

Осознание своего характера и таланта приводит к пониманию своего призвания, предназначения в жизни. В последующем жизненный путь строится с учётом призвания или полностью подчиняется ему, о чём наиболее ярко свидетельствуют биографии великих людей. Быть индивидуальностью значит следовать своему призванию и предназначению. Предназначение осознаётся не только как необходимость развития своего таланта и совершенствования личных характерологических качеств, но оно может быть понято личностью как служение народу, человечеству, Богу через созидательный труд и помощь конкретным окружающим людям. И тогда происходит универсализация индивидуальности (6). Не переставая быть индивидуальностью, человек как бы забывает о себе, посвящая себя другим людям, а через них высшему, надличному. Человек - индивидуальность - это не индивидуалист и эгоист. (Гуманистические психологи уже отмечали в самоактуализирующейся личности терпимость, альтруизм, способность к глубокой дружбе и любви). Он готов на подвиг любви и человеческого братства.

Об этом стихи русского поэта и христианской подвижницы Елизаветы Кузьминой-Караваевой, матери Марии:

И забыла я, - есть ли средь множества

То, что всем именуется — Я,

Только крылья, любовь и убожество,

И биение всебытия*.

(*Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (Пиленко) русский поэт. Родилась в Анапе, жила в Санкт-Петербурге. В 1915 году состоялась её событийная встреча с Александром Блоком. Эта встреча оставила след в её душе столь глубокий, что образ Блока стал путеводной звездой на её тернистом жизненном пути. После революции 1917 года эмигрировала за границу, в Париж. Постриглась в монахини, получила в монашестве имя Мария и посвятила себя помощи страждущим на чужбине. В годы Второй мировой войны участница антифашистского Сопротивления. Погибла в концлагере, пойдя на казнь вместо другой узницы.)

Литература к главе 4

1. Ананьев Б.Г О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977.

2. Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы изучения человека// Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1966. В. 1. - С. 176-183.

3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968.

4.Ананьев Б.Г. Структура личности и трудоспособность//Вопросы современной психоневрологии. - Л.: Психоневрологический инст. им. В.М.Бехтерева. 1966. С. 33 - 50.. 5.Ананьев Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характepa//Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М., 1956. С. 93-97.

6. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореферат дисс. доктора психол. наук. М., 1994.

7.Кайдаш С. Мать Мария// Наука и религия. 1986. № 6. С.42-46.

Глава 5

Наши рекомендации