Биографический метод в прикладной психологии

В области производственной психологии вопросы кадровой работы всегда строится на основе биографических данных о личности работников, их прошлой карьере, истории трудовой деятельности и учёбы. Здесь применяют биографические анкеты, беседы, анализ документов.

В медицинской и медико-психологической практике применяется метод анамнеза и собственно биографические методики. За рубежом применяется опросник относительно недавнего жизненного опыта. Шкала содержит перечень из 43 жизненных изменений (или событий) в здоровье, работе, личной жизни, семье, финансовой сфере, желательные и нежелательные, объективные и субъективные. Изучаемые оценивали события в баллах, общая сумма которых служит показателем стрессогенности жизни у больных с различными заболеваниями. Существуют положительные корреляции между интенсивностью и количеством жизненных изменений за год-два до заболевания и её тяжестью. При показателе выше 300 баллов в 70% случаев в последующие годы случались серьёзные заболевания (приводится по (33)).

Основываясь на событийно-биографическом подходе, Л.Ф.Бурлачук и Е.Ю.Коржова изучали кардиологических больных и обнаружили искажения их восприятия жизненного пути. Так, у больных с приобретённым пороком сердца отмечается снижение количества событий жизни в структуре их субъективной картины жизненного пути, сужение круга значимых переживаний. Они склонны вспоминать более давние события (уход в прошлое) и мало направлены в будущее. Для больных типично преобладание в сознании событий, связанных со здоровьем. Существуют, как выяснилось, различия в психологической автобиографии в зависимости от этапа лечения, тяжести заболевания, социальной адаптированности, пола и возраста больных. Эти и другие факты были получены с помощью биографических методик, в том числе "Психологическая автобиография" (34).

Прикладные задачи военной психологии и педагогики решает диссертационное исследование Н.И. Конюхова. Автор собрал материал о жизненном пути 500 курсантов военного училища и выявил типичные для выборки гистограммы распределения вероятности некоторых качеств личности (например, дисциплинированности) в связи с факторами жизненного пути. На этой основе давался прогноз о поведении курсанта, что было важно для профессионального отбора и проведения воспитательной работы (35).

Ещё одно прикладное использование получил биогра­фический метод в юридической психологии и криминологии в целом. Личность преступника изучается здесь с помощью биографического метода (36).

***

Подведем итог рассмотрения истории биографического метода. Итак, он существовал и существует в гуманитарных науках и психологии в разных формах - в виде частных методик (биографическая анкета, биографическое интервью, контент-анализ биографических документов). Его используют в номотетическом и идеографическом планах, т. е. для исследования общих закономерностей жизни и развития личности и для изучения индивиуальности конкретного человека (анализ "случаев", написание "жизненной истории" или психобиографии одного человека).

Биографический метод применяется в общей, возрастной, дифференциальной психологии, особенно для изучения характера и таланта, социальной психологии и в прикладных областях (работа с кадрами, персоналом, сбор анамнеза в клинике, изучение личности преступника). Растет интерес к биографическому методу, развиваются его теория и техника.

Литература к главе 3

1. Beres D. The contribution of psychoanalysis to the bioqraphy of the artist.A commentary on methodology / /International J. of Psychoanalysis (L.). 1959. V .40 . P. 1-4

2.Рыбников Н.А. Биографический метод в психологии//Психология и дети. 1917. № 6-7

3.Рыбников Н.А.Биографический институт. - М.,1918

4.Рыбников Н.А. Автобиографии рабочих и их изучение. Материалы к истории автобиографии как психологического документа. - М.- Л.. 1930.

5. Рыбников Н.А. Автобиография / /Вопросы психологии 1994.№1.-С.11-16.

6.Боцманова М.Э., Гусева Е.П. Николай Александрович Рыбников (обзор архивных материалов)//Вопросы психологии. 1997. № 6. - С. 96- 108.

7. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches probleme. Leipzig. 1933.

8. Buhler Ch. Zielstrebunqen als Processe//Psycholoqishe Rundschau. 1967. N 2.

9. Buhler Ch. Genetic aspects of the self//Fundamentals of psychology of the self. Annals of the New York Academy of Sciences. V. 96.Art. 3. NY. 1962.

10.Allport G.W., Bruner G.S., Jandorf E.M. Personality under social catastrophe Ninety life histories of the nazi revolution// Personality in Nature Society and culture. 1967.

11. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?//Психология личности. Тексты. М.:МГУ, 1982. - С.208 - 215.

12.Allport G.W. The use of personal documents in psychological science//Soc. Sci. Res. Coun/Bull. 1942. N49.

13.Рыбников Н.А. К вопросу о возрастной психологии//Психология. 1928. №1.

14. Ананьев Б. Г. Осистеме возрастной психологии //Вопросы психологии. 1957. № 5- С. 156-170.

15.Stern W. Anfange der Reifezeit. Ein Knabentagebuch in psychologischer Bearbeitung. Leipzig. 1925.

16.Buhler Ch. Das Seelenleben des Juqendlichen im Tagebuch. Jena, 1927.

17. Рубинштейн M.M. Юность no автобиографическим записям и дневникам. - M., 1928. 18.Thomae Hans. Das Individuum und seine Welt. 2., vollig neu bearbeitete Auflage. Verlaq fur Psychologie. Dr.C.J .Hogrefe. Gottingen. Toronto. - Zurich, 1988. - 189 s.

19.Анциферова Л.И. Жизненный путь учёного (к 80-летию Ханса Томэ)/. Психологический журнал. 1995- № 3. - С. 158-169

20.Анциферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и "техники" её бытия//Психологический журнал. 1993. №2. - С. 3-16.

21.Гейманс Г. О некоторых психологических соотношениях//Вестник психологии. 1908. № 4.

22. Baldwin A.L. Personal structure analysis. A statistical method for investigating the single personality / /J. Abnormal Soc. Psychol. 1942. 37.

23.Мерлин В.С. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте //Вопросы современной психоневрологии. Труды Института им. В.М.Бехтерева. Т. XXXVI11. 1966

24.Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975.-243 с.

25.Теплое Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы//Вопросы психологии. 1971.№ 6. - С. 122-130.

26. Ярошевский М. Г. Структура научной деятельности // Вопр. философии. 1974. № 11.

27. Карцев В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1984. С. 308.

28. Человек науки. М.: Наука. 1974. - 392 с.

29. Chambers J .A. Personality and Biographical Factors to Scientific Creativity//Psychological Monographs. 1964. V. 78. № 7.

30.Eiduson B. Scientists: Their psychological world. Y. 1962

31.Visher S.S. Environmental Background of Leading American Scientist.//Amer.Soc.Rev. 1948. V. 13. № 1.

32.Lehman H.С. Age and Achievement. New Jercy. 1953 Beres D. The Contribution of Psychoanalysis to the Biography of Artist. A Commentary on Methodology//International Journal of Psychoanalysis. 1959. № 40.

33.Evans R.J. Dialogue with Erich Fromm. NY. 1981. 136 p.

34.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций.- М.: Росс. Пед.Агентство, 1998. - 263 с.

35.Конюхов Н.И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов: Дисс.канд. психол.наук.- М., 1981.

36.Саблина Л.С. Автобиография как метод изучения личности преступника// Психологическое изучение личности преступника. - М., 1976.

Глава 4

Наши рекомендации