Методы диагностики: виды и особенности

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ

Любое научное исследование проводится соответствующи­ми приемами и способами и по определенным правилам. Уче­ние о системе этих приемов, способов и правил называют мето­дологией.

Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания, алгоритм поиска цели, набор приемов, методов, средств, способов, принципов достижения цели научного познания.

Уровни методологического знания.

Последний – технологический уровень методологии, составляют методы и техника научного исследования.

Метод научного исследования – это способ познания объек­тивной действительности. Способ представляет собой опреде­ленную последовательность действий, приемов, операций.

Характерные признаки научного метода: объек­тивность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преоб­разования того или иного объекта. Поэтому метод в той или иной своей форме сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной зада­чи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Главное предназначение любого метода–на основе со­ответст­вую­щихпринципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничи­вать понятия техники, процедуры и методики научного иссле­дования.

Под техникой исследования понимают совокупность специ­альных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой– определенную последовательность действий, способ организации исследования.

Методика – это совокупность способов и приемов иссле­дования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных ме­тодов, общего уровня квалификации исследователя.

I.Организационные методы.

Это методы организации исследования, направляющие его ход и организующий взаимодействие конкретных эмпирических методик. В других традициях вместо термина организационный метод используют термин методический подход, Выбор организационных методов определяет весь ход исследования. Б.Г.Ананьев называет в числе организационных методов сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы, а также метод поперечных срезов.

Сравнительный метод.

(Метод \"поперечных срезов\") заключается в сопоставлении свойств у лиц разного возраста с целью изучения динамики психических явлений Он требует критериев в формировании выборки испытуемых (по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе и т.д.) В достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например, уровень развития интеллекта В результате получают данные, характерные для этой группы - детей одного возраста, или школьников, учащихся по одной учебной программой Таких срезов делается несколько и данные по каждой группе сравниваются между собой Метод поперечных срезов требует однозначных критериев в формировании выборки испытуемых Например, при изучении особенностей потребностей взрослых, значительно отличающихся по возрасту, часто трудно сформировать выборку по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе или пола, а также отделить эффекты хронологичного возраста от эффектов исторического периода, в котором жили люди.

Лонгитюдный (лонгитюдинальный) метод

Весьма трудоемкий и долговременный метод, который предполагает многократное исследование характеристик психического развития одних и тех же испытуемых на протяжении достаточно длительного отрезка жизненного пути.

Различают большой лонгитюд (10 лет и более) и малый лонгитюд, границы которого доставляют условно несколько лет, но «на короткие дистанции его применение неэффективно». Лонгитюд обеспечивает большую точность прогноза дальнейшего развития за счет отсутствия мешающего фактора межгрупповых различий в сравниваемых разных по возрасту выборках, поскольку в лонгитюде сравнение происходит в пределах одной группы, а также в определении генетических связей между фазами психического развития.

Как пишет, Б.Г.Ананьев, итогом лонгитюда является индивидуальные монографии, психологические портреты испытуемых.

В большом лонгитюде требуется также предусмотреть формирование выборки с запасом, поскольку неизбежно ее сокращение за счет различных «жизненных» факторов. Большие лонгитюдные исследования проводились такими психологами, как Ш.Бюлер, Ж.Пиаже, в психогенетике - Равич-Щербо и др. [ ].

Комплексный метод.

Нередко ученые объединяют методы лонгитюдного и поперечного срезов. Например, американская исследовательница Стелла Витбурн в 1968-1976 годах исследовала развитие Я-образа, социальные отношения и жизненные ценности студентов старших курсов колледжей. В 1984-1990 годах она повторила это исследование с новыми группами старшекурсников, а также вновь исследовала тех, кто принимал участие в исследовании раньше. Каждую из этих 4-х групп он рассматривал как возрастную когорту Старейшая возрастная когорта до завершения исследования обследовалась 4 раза Возрастные изменения в ней можно было проанализировать тем же способом, что и за лонгитюдного исследования, в течение длительного времени. Кроме того, эту когорту можно было сравнить с другими на каждом возрастном уровне.

Можно также отметить и другие организационные методы, не вошедшие в эту классификационную схему - исследование отдельного случая, клиническая модель и пр.

Тенденция сегодняшнего дня - сочетание различных организационных методов в одном исследовании.

П.Эмпирические методы.

1.Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение).

2.Эксперимент (лабораторный, естественный, полевой, идеальный, психофизический и т.д.).

3.Психодиагностические методы (психологическое тестирование и т. п.).

4.Праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности).

5 .Моделирование.

6.Биографический метод.

Первые две подгруппы - представлены общенаучными методами. Отмечается, что большая объективность метода объективного наблюдения сегодня обеспечивается средствами записи видео- и аудиосигнала. В отношении самонаблюдения Б.Г.Ананьев пишет, что «самонаблюдение как обсервационный метод имеет особый смысл при изучении динамики сознания...», «нет сомнения в ошибочности представления самосознания как проявления лишь субъективного в форме самонаблюдения» [ с.304].

Обсуждая экспериментальный метод, Б.Г.Ананьев отмечает многообразие вариантов вариаций. Главный их них, метод лабораторного эксперимента, именуемый «королевским» методом исследования, является, как известно, единственым, позволяющим выявлять причинно-следственные отношения между явлениями. Эксперимент определяется со времен Вудвортса, автора знаменитой «Экспериментальной психологии», как «упорядоченное исследование, в ходе состоит в том, что исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений» Гудвин с. 172]. Факторы, которые модифицирует исследователь, именуются независимыми переменными, факторы, поддерживаемые постоянными -внешними, измеряемые поведенческие реакции - зависимыми переменными.

Среди психодиагностических методов Б.Г.Ананьев называет вопросники (например, личностные - Айзенка или Кеттелла), тесты интеллекта, тесты успешности или достижений, тесты профессиональной пригодности, социометрию, прожективные (проективные) тесты, психомоторные, психовегетативные тесты, тесты нейродинамических свойств и др. Б.ГАнаньев не включает уже заимствовавшиеся в социологии опросные методы в состав основных шести подгрупп, но в его текстах они присутствуют — методы анкетирования, беседы, интервью с.308]. Добавим к этому списку тесты способностей, методы измерения актуальных состояний.

Компендиум психодиагностических методов настолько велик и разнообразен, что требует для своей классификации многих критериев, к примеру, их дифференцируют по следующим основаниям:

- по содержанию (области изучаемых явлений или предмету изучения) на пять категорий - личностные, интеллекта, достижений, специальных способностей, состояний и настроений);

- по назначению: диагностические, профориентационные, профпригодности;

- по качеству: стандартизированные, исследовательские;

- о количеству одновременно тестируемых (по процедуре обследования): индивидуальные и групповые;

- по форме ответа испытуемого: устные и письменные;

- по однородности заданий:а гомогенные, с единообразными заданиями (например, шчностные вопросники Айзенка, ММР1) и гетерогенные, с разнообразными по форме заданиями, например, тест интеллекта Векслера.

- по комплексности: на изолированные , тестовые батареи;

- по материалу с которым оперирует испытуемый: бланковые, предметные (кубики Коосса), аппаратурные, компьютерные;

- по измеряемой переменной:

а) тесты скорости, где определяется время выполнения задачи

б) тесты результативности, где определяется факт решения задачи или задач, а скорость в расчет не берется (личностные тесты).

б) мощности (оценивается эффектность - результат, соотнесенный со временем.

в) смешанные.

- по характеру умственных действий испытуемого: вербальные, невербальные.

- по целям применения:

а) отсеивающие;

б) отбор;

в) классификация типов испытуемых;

г) отличие одного класса от другого (в медицине - ксЬ или МДП).

- по используемой шкале измерения:

а) номинативная (тесты личностной акцентуации);

б) ранговая (тест ценностных ориентации Рокича)

в) интервальная (личностный вопросник Кеттела 16 РР).

- по особым шкалам измерения:

а) измерение все или ничего;

б) измерение интенсивности (сильное - слабое);

в) измерение количества (много - мало) ;

г) измерение оригинальности;

д) измерение качества;

е) измерение адекватности.

Иногда тесты классифицируют на вопросники и проективные тесты. Проективные тесты характеризуются информационной неопределенностью, заставляющей испытуемых при их выполнение проецировать содержание внутреннего мира - мотивы, потребности, свойства личности, жизненный опыт. В них изучаются не отдельные функции, а целостная личность в ее взаимоотношении с миром, собой и т.д. Неопределенность возникает в разных тестах на разных этапах, в разных формах.- в неопределености стимульного материала, инструкции и др. Проективные методы также классифицируются на методы структурирования (Роршаха), интерпретации (ТАТ), дополнения (незаконченные предложения), катарзиса (психодрама), анализа экспрессии (Мира-Лопеца), продуктов творчества (рисунки дом-дерево-человек и т.д.) [ Соколова с. 10].

Уже после Б.Г.Ананьева появились и другие эмпирические методы - метод экспертных оценок, разнообразные междисциплинарные методы психолингвистические, психосемантические, в последнее время - синергетический метод [ ].

Праксиметрические методы, иначе именуемые методами анализа процессов и продуктов деятельности, а также архивными методами Б.Г.Ананьев называет здесь хронометраж спортивных или рабочих достижений, циклографическую запись актов поведения, профессиоведческое описание производственного комплекса. При анализе продуктов деятельности в виде текстов уже на современном этапе развития может быть назван контент-анализ, психолингвистический, психосемиотический, психогерменевтический методы анализа текстов. Особые методы количественного анализа разработаны для анализа рисунков, речевых сигналов. Здесь можно подчеркнуть такой универсальный метод, как метод семантического дифференциала.

Моделирование Б.Г.Ананьев представляет как новый метод или методы теоретического исследования, «необходимые как для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции. Сегодня компьютерное моделирование, действительно, один из самых эффективных методов.

Биографический метод - «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности...», Б.Г.Ананьев отмечает его слабую разработанность. Отметим, что за прошедшие годы появились биографически-ориентированные личностные опросники (биографический опросник нарушения поведения - БИФ Вертшера, Лишера, Ягера, метод построения субъективной картины жизненного пути личности [ ].

Методы обработки данных.

1.Математическо-статистического анализа данных. 2.Методы качественного описания данных.

Методы математико-статистического анализа эмпирических данных выборочного исследования можно разделить на одномерные и многомерные, первичные и вторичные. С помощью этих методов проверяется справедливость нулевой или альтернативной статистической гипотезы [ ].

К одномерным относят описательные методы подсчета различных среденегрупповых параметров, определение ошибок репрезентативности, построение графиков частотных распределений отдельных переменных, проверка нормальности их распределения, анализ достоверности межгрупповых различий с помощью критериев различия, подсчет отдельных коэффициентов корреляций.

Многомерные методы, такие как факторный, кластерный анализ, многомерное шкалирование часто используют как вторичные методы анализа при построении математических моделей явлений.

Качественные методы анализа «заключаются в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, в общем в категоризации количественно обработанного материала что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования. Один из типов качественного анализа описание случаев, типических для данной популяции либо являющихся исключениями.

Производятся сегодня помощью специализированных компьютерных программ статистической обработки даннах типа Зшйзйса, 8Р88, включающий широкий арсенал методов.

Интерпретационные методы.

Б.Г.Ананьев пишет, что на этом уровне метод становится в известном смысле теорией. Интерпретационные психологические методы складываются в зависимости от двух основных видов взаимосвязей психических явлений «вертикальных» генетических связей между фазами и уровнями развития и структурных «горизонтальных» связей между характеристиками личности или социальных групп.

Генетический метод позволяет интерпретировать материал в характеристиках развития, выделяя фазы развития, критические моменты становления психических функций или свойств личности (в современных синергетических терминах это точки бифуркации). Близнецовый метод как частный случай генетического позволяет дифференцировать в полученном материале влияние генетического фактора, фиксированного у однояйцевых близнецов и фактора влияния среды.

Структурный метод интерпретирует материал в характеристиках систем и типов связей, системообразующих факторов, образующих личность или социальную группу.

В дальнейшие годы, кроме классификации Б.Г.Ананьева, в отечественной психологии предлагались и другие классификационные схемы. Так, В.Н.Дружинин выделяет три класса методов:

1.Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2.Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью предмета исследования.

3.Интерпретации и описание данных, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим описанием объекта (графиками, таблицами, схемами, расчетами).

В результате применения первой группы методов появляются данные, фиксирующие состояние объекта, показания приборов, памятью компьютера. Результаты применения теоретических методов предстают в форме естественно-языковой, знаково-символической, пространственно-схематической. Интерпретационно-описательные методы - продукт соединения теоретических и экспериментальных методов.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ

Любое научное исследование проводится соответствующи­ми приемами и способами и по определенным правилам. Уче­ние о системе этих приемов, способов и правил называют мето­дологией.

Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания, алгоритм поиска цели, набор приемов, методов, средств, способов, принципов достижения цели научного познания.

Уровни методологического знания.

Последний – технологический уровень методологии, составляют методы и техника научного исследования.

Метод научного исследования – это способ познания объек­тивной действительности. Способ представляет собой опреде­ленную последовательность действий, приемов, операций.

Характерные признаки научного метода: объек­тивность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преоб­разования того или иного объекта. Поэтому метод в той или иной своей форме сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной зада­чи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Главное предназначение любого метода–на основе со­ответст­вую­щихпринципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничи­вать понятия техники, процедуры и методики научного иссле­дования.

Под техникой исследования понимают совокупность специ­альных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой– определенную последовательность действий, способ организации исследования.

Методика – это совокупность способов и приемов иссле­дования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных ме­тодов, общего уровня квалификации исследователя.

Наши рекомендации