Огопедические занятия со школьниками

Как организовать учебное сотрудничество? Недоста­точно просто посадить рядом нескольких учеников, по­просив их помогать друг другу. Вполне вероятно, что некоторые ученики будут только формально принимать участие в работе. Для организации эффективной коллек­тивной работы педагогу (логопеду, педагогу-психологу) необходимо следующее:

1. Определить цель учебного сотрудничества.

2. Провести подготовительную работу: • Сформировать группы (обычно от 2 до 5 человек).

При определении количества человек в группе следует помнить о том, что чем меньше времени отводится на выполнение задания, тем меньше уча­стников должно быть в группе. Главное правило: чем меньше группа, тем лучше. Если возникают сомнения, можно объединить учеников по двое или по трое. Нежелательно позволять учащимся са­мим создавать группы (при этом возникают слиш­ком однородные группы: только мальчики, уче­ники только из одного класса и т. д.). Состав групп необходимо постоянно менять (группа работает вместе до тех пор, пока совместная работа не при­ведет к определенному результату — выполнен­ному заданию).

• Подготовить помещение и нужные материалы. Рас­ставить соответствующим образом столы и стулья, разложить бумагу, ручки, карандаши и т. д.

• Продумать, следует ли распределить работу меж­ду учениками или предоставить им возможность это сделать самим (выбор зависит от уровня под­готовленности учащихся к такой работе).

3. Определить время выполнения задания группами и сообщить об этом ученикам.

4. Сообщить школьникам цель задания, объяснить, что будет считаться положительным результатом работы груп­пы (цель должна быть не только познавательная, но и ком-

огопедические занятия со школьниками - student2.ru
Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

муникативная, например: суметь выслушать каждого; ра­ботать так, чтобы каждый внес свой вклад, и т. д.).

5. Помочь ученикам начать работу в группе.

6. Координировать работу групп, вмешиваясь лишь при необходимости; следить за временем выполнения задания (можно использовать песочные часы).

7. Организовать обсуждение и самооценивание учащи­мися результатов работы групп. Для этого необходимо заранее подготовить место (на доске или большом листе бумаги) для обобщения результатов работы.

8. Предложить ученикам оценить, насколько хорошо они взаимодействовали с другими, удовлетворены ли они результатами своей работы и работы группы.

Для того, чтобы дети лучше представляли себе, что значит работать в сотрудничестве, можно и нужно пред­ложить им сформулировать правила работы в группе.

Сначала каждый ученик запишет то, что считает са­мым важным из правил, на своем листе бумаги, затем можно обсудить правила в парах, потом — в четверках (исключая повторяющиеся правила). Подведение ито­гов происходит в процессе сообщения одного правила каждой группой по кругу (условие — не повторяться!) до тех пор, пока у каждой четверки не иссякнет запас записанных правил.

Логопед может предложить следующие правила рабо­ты в группе (если они не были названы учениками):

• предоставлять право высказаться каждому, соблюдая очередность;

• внимательно выслушивать каждого; вовлекать в работу всех участников группы; работать в группе с любым партнером или партнерами (а не только с теми, кто нравится);

работать активно, серьезно относясь к порученному заданию.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Примеры заданий группам при организации учебного сотрудничества на логопедических занятиях в рамках программы «Учись учиться»

1. Разработка памятки для проверки текста сочине­ния, изложения, диктанта. Прежде чем логопед предло­жит ученикам готовую памятку-алгоритм самопроверки, можно дать задание группам продумать этапы проверки текста и записать свой вариант алгоритма на бумаге. Груп­пы могут получить разные задания: первая будет разра­батывать памятку для проверки сочинения, вторая — для проверки изложения, третья — для проверки диктанта и т. д. Представленные в ходе общего обсуждения вариан­ты памяток дополняются учениками из других групп и логопедом. Желательно раздать на следующем занятии напечатанные и дополненные памятки каждому ученику.

2. Как лучше закрепить пройденное? Группам пред-­
лагается подумать над тем, каким должно быть домаш-­
нее задание, чтобы материал, изученный на занятии,
был закреплен качественно. Домашнее задание на ло­-
гопедических занятиях не задается, но по желанию уче­-
ники могут выполнить дома задание, которое приду­
мала группа.

3. Подбираем примеры. Группам предлагается подо­брать как можно больше слов, предложений по теме за­нятия. Логопед собирает примеры, приведенные группа­ми учащихся, в свою методическую «копилку» и использует в дальнейшем в своей работе.

4. Составляем вопросы для самопроверки. Группам предлагается составить вопросы, которые позволят про­верить полученные знания. После этого ученики разби­ваются на пары, по очереди задают друг другу состав­ленные группой вопросы и отвечают на них.

огопедические занятия со школьниками - student2.ru
Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

5. Обобщаем пройденное, составляя карту памяти.

Группы учащихся составляют карты памяти по пройден­ной теме (правила составления описаны выше), исполь­зуя большие листы бумаги (формат А-2). В конце занятия проводится презентация карт памяти. В течение 2-3 не­дель «работает выставка» карт памяти. Логопед исполь­зует их для повторения материала.

6. Разрабатываем творческие задания. Группы уча­щихся придумывают кроссворды, ребусы, загадки по оп­ределенной теме. Группы обмениваются заданиями и на следующем занятии разгадывают кроссворды, ребусы и загадки, составленные товарищами.

7. Придумываем сказку. Группам предлагается приду­мать «дидактические сказки», которые пополнят методи­ческую копилку логопеда. Например, одной группе можно предложить придумать сказку о гласных и согласных зву­ках, другой — о мягких и твердых согласных, третьей — о звонких и глухих и т. д. Группам можно предложить орга­низовать работу следующим образом: один ученик приду­мывает начало (2-3 предложения), другой продолжает и так далее по цепочке. Кто-то из членов группы записывает сказку. Если учащиеся сами не могут распределить работу, логопед помогает, предлагая очередность и «секретаря».

8. Разработка памятки по планированию работы.Груп­-
пам предлагается составить памятки по планированию.
Логопед просит учеников подумать над тем, что необхо­-
димо учесть при планировании, составить его алгоритм.
На следующем занятии группы, используя составленные
памятки, планируют совместную работу, например по под­
готовке «Праздника достижений».

9. «Ну-ка, отгадай!»(игра из сборника Н.В. Самоуки-

и «Игры в школе и дома»). Группа детей делится на

Две подгруппы. Первая тайно от второй задумывает ка-





ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

кой-либо известный всем предмет. Вторая подгруппа дол­жна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа должна отвечать, используя слова «да» и«нет». Подгруппы встают в шеренги друг напротив друга. Одинученик из второйподгруппы спрашивает, например: «Этотпредмет живой?»Ему отвечает одинученик из первой подгруппы: «Да, этот предмет живой».Следующий ученик из второй подгруппы спрашивает: «Это человек?» Ему отвечает следующий ученик из пер­вой подгруппы: «Нет, это не человек» и т. д.

10. Работа с текстом.Группам предлагаются задания:

1) Один ученик написал сочинение. Прочитайте его, оп-­
ределите тип текста. Оцените правильность построе­-
ния текста с учетом следующих вопросов:
Раскрыта ли тема?

Выделено ли вступление, основная часть и заключение? Нет ли повторов мыслей? Нет ли повторов слов?

2) Вставьте в слова пропущенные буквы. Букву пишите
только после того, как докажете правильность написа­
ния. Исправлений быть не должно! (Посв...тил поэму,
посв...тил фонарем; городской ст...рожил ст...рожил
склад и т. п.)

* Наличие у ученика возможности обсуждать учебную ин­формацию с равными себе, отстаивать свою точку зрения, при­водить доводы — важное условие эффективности обучения. Работа в группе отвечает этому условию. Участие в групповой работе позволяет каждому ученику сразу выявлять причины ошибок и в случаях возникновения трудностей тут же полу­чать помощь товарищей или учителя.

На логопедических занятиях полезно предлагать группе са­мостоятельно выбирать «руководителя», т. е. ученика, кото­рый будет отчитываться о выполнении задания, но это не дол­жен быть каждый раз один и тот же человек. Психологи отмечают, что более оживленные связи при работе в группе устанавливаются между участниками, сидящими напротив, а

Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

не рядом друг с другом. Это нужно учитывать при организации рабочего места для группы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДАЛЬТОН-ПЛАНА

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Наши рекомендации