Словесную или письменную инструкцию

УДК373.1Й76 ББК 74.3

© Коллектив авторов, 2006
©КАРО, 2006
ISBN 5-8981S-666-6Все права защищены

Как известно, одним из самых сложных школьных предме­тов для большинства учащихся является русский язык. Затруд­нения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами (до 21 % учащихся). Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в . формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа сопровождения учащихся с \нарушениями письменной речи должна быть направлена не толь­ко на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и раз­витие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям и правильного распределения времени, планирования, самоконтроля и т. д. Обычно это относят к сфере деятельности педагогов-психологов. Однако результаты исследований в области сопровождения, проведенных в России и за рубежом (в США, Бельгии и других странах), подтверждают эффективность комплексного мультидисциплинарного подхода к ; проблемам развития ребенка.

В данном пособии содержится программа сопровождения уча- щихся, которая представляет собой систематизацию опыта целе-направленной работы целой команды специалистов: педагогов-пси- хологов, учителей-логопедов, социального педагога, логопеда — специалиста по биологической обратной связи — по формирова­нию у учащихся с нарушениями письменной речи (1-5 классы) |навыков учебной деятельности. Перечисленные специалисты ста-

вили перед собой задачу оказать помощь детям в решении про­блем, связанных с учебой, и разработать программы их профилак­тики. Кроме того, в пособии предлагается примерная структура ло­гопедических занятий по коррекции дисграфии и дизорфографии. В приложениях содержатся примеры проблемных ситуаций на логопедических занятиях; подборка упражнений для физкульт­минуток; перспективный план психолого-логопедического сопро­вождения учащихся 1-5 классов с нарушениями письменной речи; сценарии итоговых занятий «Праздник достижений» и «Звездный час».

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(1-5 классы)

Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных

проблем развития.

Е.И. Казакова

Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения письменной речи, целесообразно проводить по определенной программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребенка (сопровождающего и сопровождае­мого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения соб­ственных проблем. Таким образом, ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия» и становится ак­тивным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание должно уделяться коллектив­ным формам работы, позволяющим развивать у учащих­ся самостоятельность и навыки сотрудничества.

В процессе сопровождения учащихся с нарушениями пись­менной речи представляется целесообразным объединить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективные и органично вписывающие­ся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Кроме того, педагоги-психологи и логопеды должны тесно взаимодействовать с

Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи

учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения, о которой рас­сказывается в данном пособии, позволяет проанализовать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь. Для психолого-педагогической диагностики учебных затруд­нений учащихся 1—5 классов используются наиболее про­стые и достаточно информативные методики.

Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем форми­рования и развития навыков учебной деятельности по­зволяет решать следующие задачи:

• развивать умения и навыки планирования и органи­зации деятельности;

• развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;

• формировать навыки самоконтроля;

• развивать коммуникативные навыки в процессе учеб­ной деятельности;

• повышать мотивацию к обучению и преодолению учеб­ных затруднений;

• развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

• формирование положительной «Я-концепции».

Для решения поставленных задач необходимо опираться

1) на основные принципы сопровождения:

- «всегда на стороне ребенка»;

- непрерывность, мультидисциплинарность и комплекс­ный подход. (Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, от­крытость, гуманизация, индивидуальный подход;

2) на общедидактические принципы;

3) на основные принципы логопедии:

- системность, комплексность развития;

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с дру­гими сторонами психического развития;

- деятельностный подход;

- поиск обходных путей и опора на сохранное.

Концептуальной основой программы является педа­гогика успеха, которая предполагает обеспечение усло­вий для развития, самореализации и социализации лич­ности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каж­дого ребенка. В соответствии с данной концепцией педа­гог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а раз­вивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.

Результатом реализации предлагаемой программы дол­жно быть формирование у детей следующих умений и

навыков:

- ориентироваться в учебной ситуации (понимать инст­рукцию, планировать свои действия по ее выполне­нию, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);

- полноценно участвовать в работе в паре, в малой груп­пе, во фронтальной работе с классом;

- произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать вни­мание при смене видов работы, поддерживать общий

темп;

- ответственно относиться к результатам своей учебной
работы, соотносить полученный результат с планируе­
мым и адекватно оценивать его, осуществлять само­
контроль;

- осознавать сильные и слабые стороны себя как учени­
ка, осваивать «технологию успеха и достижений».

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В соответствии с поставленными целями и задачами в программе выделяются шесть модулей, упражнения из которых можно использовать на логопедических за-

Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи

нятиях. Распределение упражнений по модулям услов­но, так как большинство предлагаемых учебных зада­ний полифункциональны.

Модуль А: Умение правильно воспринимать словес­ную или письменную инструкцию.

Модуль В: Умение планировать действия по выполне­нию задания.

Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконт­роль.

Модуль D: Умение самостоятельно оценивать резуль­таты своей деятельности.

Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вни­манием и темпом деятельности.

Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.

В каждом модуле после описания упражнения приво­дится со значком (*) комментарий специалиста: специ­фическая цель упражнения, особые условия проведения, продолжительность и т. п.

На заключительном этапе реализации программы учени­кам предлагается самостоятельно оценить достигнутые резуль­таты, заполнив карту сформированности у себя когнитивных и коммуникативных навыков, навыков учебной деятельнос­ти. По завершении занятий по программе организуется «Праз­дник достижений». Цели проведения праздника:

• обобщение полученных знаний и умений;

• рефлексия, повышение самооценки учащихся;

• установка на дальнейшие учебные успехи;

• получение обратной связи (результативность занятий). В ходе праздника, организаторами которого являются

психолог и логопед, дети участвуют в играх и конкурсах.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

В процессе реализации программы ученики пополня­ют раздел «Я учусь учиться» своего портфолио — папки личных достижений.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru
Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи


Это не просто папка, в которой можно хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и др., а также систе­матизировать интересную и полезную информацию. Кро­ме того, портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений, в том числе успехов в учебе. Составляя портфолио, школьник перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учась отмечать собственные успехи.

Прежде чем начинать собирать портфолио, ученик дол­жен понять цель его составления. Следует регулярно про­водить отбор и оценивание работ, которые учащийся помещает в нем. Время «чисток» устанавливается уче­ником, родителями и учителем (например, один раз в две недели). Портфолио является общим инструментом разных программ сопровождения, направленных на про­филактику и преодоление учебных затруднений.

Предлагаем структуру портфолио, в которую при не­обходимости и по желанию ученика могут включаться и другие разделы.

Структура портфолио

«Мой портрет»:

• характер, любимые занятия;

• «Я в школе» («Моя школа»: любимые учителя и луч­шие школьные друзья, любимый предмет).

«Мои цели»:

• цели по преодолению трудностей в учебе (формулиру­ются на каждую четверть учебного года);

• табличка продвижения к цели;

• лестница успеха.

«Моидостижения»:

• лучшие работы;

• награды.

«Копилка»:

• рабочие материалы (планирование, расписание и т. д.);

• важная и/или интересная информация.

«Я учусь учиться» (отражает работу по программам «Секреты успешной учебы» и «Учись учиться»):

• карты памяти;

• алгоритмы;

• памятки и др.

Необходимо отметить, что оформление портфолио — дело творческое. Папка личных достижений должна от­ражать индивидуальность ребенка. Хорошо, если ученик подберет картинки-символы, отражающие его отношение к каждому разделу портфолио. Однако не следует превра­щать его в «сундук». Портфолио — «живой» инстру­мент, отражающий актуальную ситуацию.



Словесную или письменную инструкцию - student2.ru ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Логопедические занятия



Не будем забывать о том, что ребенок приходит на ло­гопедические занятия, как правило, после уроков, отси­дев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского язы­ка). Желательно максимально использовать игровые при­емы, коллективные формы работы, предоставляя возмож­ность учащимся перемещаться по кабинету. Наверное, излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимули­рования активности и интереса учащихся. Линейки дос­тижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетра­ди ученик, позволяют ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.

МОДУЛЬ А

Умение воспринимать

Логопедические занятия



писать слова в столбик, пишут их в строчку — это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового.)

4. «Светофор».У детей красный и зеленый сигналы.
Логопед быстрочитает 10-12 утверждений, средикото-­
рых есть верные иневерные. Если утверждение верно,
дети поднимают зеленые сигналы, если неверно — крас-­
ные. В конце игры разбираются утверждения, на которые
были даны противоречивые ответы.

* Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В со­гласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.

5. «Или "нет", или "да", а не знаешь — беда!»Логопед
читает 8-10 утверждений, среди которых есть верные и
неверные. После каждого он называет имя кого-нибудь
из учеников, и тот отвечает «да», если согласен с данным
утверждением, и «нет», если не согласен. После его отве-­
та логопед обращается ко всем детям, и они хором сооб­
щают свое мнение («да», «нет») или говорят: «Беда!», если
вызванный ученик ответил неправильно. «Попавший в
беду» ученик получает штрафную карточку. По оконча­
нии игры его нужно будет «выручить», то есть задать воп­
рос или предложить какое-нибудь задание. Например,
придумать предложение из пяти слов или слово подобрать
со звуком «р» и т. п.

* В отличие от предыдущего упражнения, данное требует большей концентрации и распределения внимания. Примеры утверждений см. выше.

6. «Письмо с пропусками».Логопед дает задание: «Я
буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вмес­
то буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети
записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает
им, например, не писать окончания прилагательных, а
ставить вместо них звездочку.

* Прием способствует развитию концентрации и переключе­ния внимания, но основная цель для ученика — саморегуля­ция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

7. «Будь внимательным!»Логопед просит детей про­слушать инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили ичетко представ­ляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.

Примеры заданий:

1) В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а бук­
вы 3 — вычеркнуть:

Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой.

2) В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц —
вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вы-­
черкиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц:

Черная цапля циркулем чертила.

«Внимание!» Цапля старательно циркулем водила.

«Внимание!» Получился очень чистенький чертеж.

8. «Внимание и счет».Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит де­тей поднимать карточку с цифрой, соответствующей по­зиции звука, которым отличается пара слов.

Например: борода — города, редкий — резкий, икра — игра, попугай — поругай, барак — баран, балка — палка, лиловый — ледовый.

* Игра развивает быстроту реакции, фонематическое воспри­ятие, навык фонематического анализа, способствует концент­рации внимания.

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Логопедические занятия



МОДУЛЬ В

Умение планировать действия

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Подготовься к занятию».На доске расположен ряд картинок с изображением ручки простого каранда­ша, цветных карандашей, тетради, дневника. Логопед предлагает ученикам подготовить к занятию учебные принадлежности в порядке, заданнам картинками.

* Упражнение используется на начальном этапе обучения. После того как дети выполнят задание, Уместно подвести итог:

кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попро­сить ее у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, до­бавляя картинки.

2. «Расскажио звуке по плану-схеме»:

гласныйили согласный

               
    Словесную или письменную инструкцию - student2.ru   Словесную или письменную инструкцию - student2.ru
  Словесную или письменную инструкцию - student2.ru   Словесную или письменную инструкцию - student2.ru

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru Словесную или письменную инструкцию - student2.ru ударный или безударный твердый или мягкий

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru Словесную или письменную инструкцию - student2.ru парный или непарный звонкий или глухой звонкий или глухой

Через 1-2 занятия схема характеристики звука заменяет­-
ся. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характе-­
ристики заменены цветными символами.

3. Письмос предварительным проговариванием.Ло-­
гопед диктует предложение или его часть, ученики хором
орфографически проговаривают 1-3 слова, логопед зада­
ет вопрос: «Сомнений нет?», и если сомнений нет, то все
пишут.

* Важно объяснить детям, что предварительное орфографи­-
ческое проговаривание слов — это и есть план их написания.
«Когда проговариваешь так, как собираешься писать, твои зна-­
ния, опыт, интуиция помогают тебе не ошибиться». Выработ-­
кой навыка письма предложений под диктовку следует зани-­
маться на каждом уроке. В начале курса нужно требовать от
детей четкого проговаривания вслух. Чтобы разнообразить Ра-­
боту, можно использовать прием «Я — учитель», когда предло-­
жение диктует один из учеников. «Учитель» следит, чтобы ко-­
личество проговариваемых слов было доступно для запоминания,
регулирует темп общей работы, не забывает задавать вопрос о
возможных сомнениях в написании. Со временем логопед раз­
решает детям проговаривать про себя, но предупреждает, что
будет наблюдать, кто из учеников действительно делает это, а
кто пишет сразу после того, как услышал слова.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

4. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно ка­рандашом проставить над словами цифры, соответствую­щие порядку выполнения действий.

Пример:

1 3 2

Прочитай текст. Выпиши найденные тобой существи­тельные с безударными падежными окончаниями.

4 5

В каждом слове выдели окончание, обозначь склоне­ние и падеж.

* Логопед напоминает детям, что на уроках математики им встречаются сложные примеры, в которых вычисления нужно совершать в определенном порядке (например, выполнить дей­ствия в скобках и с полученным результатом совершить следую­щее действие). Задание к упражнению в учебнике русского языка тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сде­лать ни одно из них. А перед выполнением нужно подумать, что следует сделать сначала, а что потом.

5. «Выделение главного». Для того чтобы правильно составить план, необходимо научиться выделять главное и действовать по порядку. Ученикам предлагается выпол­нить следующее задание, результаты которого можно вло­жить в портфолио:

• выпиши все свои дела (или действия, если речь идет об учебном задании), которые тебе предстоит сделать, на отдельный лист бумаги;

• отметь маркером (текстовыделителем) самые важные из них — те, которые необходимо сделать в первую

очередь;

• отметь маркером другого цвета те дела/действия, ко­-
торые ты поставишь на второе место, и т. д.
* Психолог (или логопед) предлагает детям подумать, поче-­
му иногда трудно взяться за работу (например, по выполнению
домашнего задания или за уборку, когда в комнате беспоря-

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru
Логопедические занятия

док). В процессе беседы выясняется, что пугает самое начало работы — когда не знаешь, за что взяться в первую очередь. Научившись выделять главное и выстраивать план действий, можно значительно облегчить себе жизнь.

6. «ПомогитеКузе». Составление плана выполнения
домашнего упражнения.

Пример:

Спиши, вставляя пропущенные буквы и нужные зна­ки препинания. Во всех предложениях подчеркни глав­ные члены.

Варианты организации работы:

1) План составляется в процессе беседы с детьми, причем
дети аргументируют свои предложения, а логопед за-­
писывает пункты плана на доске.

I 2) Пункты плана в беспорядке написаны на доске, а у каж­дого ребенка есть какая-то магнитная цифра. Ученики прикрепляют свои цифры к соответствующим пунктам, обязательно аргументируя свои действия. 3) Работа в парах. Каждая пара получает текст задания и план выполнения этого задания, разрезанный по пунк­там на полоски. Нужно составить план целиком. Все пары представляют и защищают свой вариант. * Детям предлагается помочь Кузе выполнить домашнее за­дание по русскому языку. («Наш Кузя совсем растерялся, не знает, с чего начать и как сделать упражнение быстрее, а то ведь хочется и в футбол поиграть...»)

7. «Составьте алгоритм».Детям предлагают поработать
в парах. Задание общее для всех пар: составить алгоритм
решения определенной учебной задачи.

Примеры заданий: ; 1) Составьте алгоритм выполнения транскрипции слова.

2) Составьте алгоритм проверки слова с безударным глас-­
ным в корне.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание лого­педа по транскрипции или по проверке слова, используя

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru f

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ______

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т. е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание.

Ищи других родственников
Измени форму слова

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru Словесную или письменную инструкцию - student2.ru * Под алгоритмом в психологии понимают точное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, не­обходимых и достаточных для решения любой из задач, принад­лежащих к некоторому классу. Психологические исследования показывают, что многие из этих операций не осознаются детьми, а иногда ученики о них просто не подозревают (К.Н. Вол­ков). Следовательно, для эффективного обучения эти операции надо выявлять и специально обучать производить их.

Примеры алгоритмов, составленных учениками

Как сделать транскрипцию

1. Открой квадратные скобки.

2. Произнеси слово целиком так, как ты обычно говоришь, и запомни это.

3. Медленно, выделяя звуки, произнеси первый слог.

4. Звуки, которые ты выделил, занеси в скобки.

5. Так же работай и с другими слогами.

6. Закрой скобки.

7. Прочитай свою транскрипцию и сравни: такое ли сло­во ты произносил вначале/

8. Поставь ударение.

Проверка безударных гласных в корне слова Комментарий к схеме:

Чтобы проверить безударную гласную

в корне слова, не обязательно пере-

Смотри в корень

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru Словесную или письменную инструкцию - student2.ru бирать в уме все родственные ему сло­ва. Иногда достаточно просто выде­лить корень, и проверка завершена: дворик — двор.

Логопедические занятия

Откуда слово произошло?

В слове морской корень не является понятным словом, но произошло оно от слова море. Проверка завершена.

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru Для проверки слова гора первые два способа не помогают. Изменим фор­му слова: гора — горы. Проверка завершена.

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru

Для проверки слова удаль предыду­щие способы не подходят. Подбираем родственное слово — уда­ленький. Проверка завершена. 8. Наш помощник — карта памяти. Опорный кон­спект потому и называется опорным, что помогает хоро­шо усвоить информацию, помогает воспроизвести в па­мяти пройденное. Различные варианты опорных конспектов объединяет схематичность, яркость испол­нения и использование ключевых (основных, самых важ­ных и запоминающихся) слов. Рассмотрим один из ва­риантов опорного конспекта — карту памяти, которую придумали англий-ские психологи. Такой конспект по­может проделать следующие операции:

• увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;

• найти связи между отдельными идеями;

• сгруппировать факты;

• увидеть картину (тему) в целом.

Карта памяти имеет структуру и составляется по оп­ределенным правилам. При ее создании используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выра­зительные слова и фразы.

Составление и использование карты памяти достав­ляет удовольствие, на нее приятно смотреть.

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Карта памяти

Правописание безударных гласных окончаниях

 
  Словесную или письменную инструкцию - student2.ru

Правила составления карты памяти:

• Расположите лист бумаги формата А-4 или А-3 гори­зонтально.

• Начните работу с цветного рисунка и названия темы в

центре.

• Нарисуйте жирные изогнутые линии разного цвета, от­
ходящие от центра, обозначающие основные идеи, раз­
делы темы.

• Основные линии дополните другими, обозначающими ключевые слова, основные правила, подсказки.

• Надписи к линиям — ключевые слова и фразы — сле­дует писать печатными буквами и сопровождать схе­матичными рисунками.

• Не следует заключать слова в рамки различной кон­фигурации!

* Психологи обнаружили, что именно изогнутые линии, не­много напоминающие извилины головного мозга, хорошо помо-

Логопедические занятия

гают запомнить и надолго сохранить в памяти информацию. Когда же мы, составляя схему, заключаем слова в рамки, то, воспроизводя информацию по прошествии нескольких лет, па­мять «выдает» нам рамки, а не их содержание!

Примеры заданий с использованием карты памяти:

1) Вставьте в слова на вашей карточке пропущенные окончания, пользуясь картой памяти.

2) Составьте карту памяти «Как проверять написанный диктант». * Для лучшего закрепления умений рекомендуется использовать одну и ту же карту памяти на 3-4 занятиях подряд, а в дальней­шем к ней следует возвращаться, чтобы вспомнить пройденное.

МОДУЛЬ С

Этапы самопроверки

I этап— поиск специфических (дисграфических) оши­-
бок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап— поиск орфографических ошибок в слове.

III этап— поиск пунктуационных, грамматических и
смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспо­могательных приспособлений, позволяющих ребенку вы­делить слово из текста и сосредоточить на нем свое вни­мание. Таким приспособлением может служить провероч­ная карточка — прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней инижней гра­ни которого вырезаны «окошки» для выделения длинно­го и короткого слова.

 
  Словесную или письменную инструкцию - student2.ru

1. «Возвращение к началу».Логопед предлагает уче­никам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове — по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой- «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ло­вит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пой­манное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чте­ния по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru
Логопедические занятия

* Упражнение является подготовительным. Оно приучает де­тей к использованию при проверке карточки- «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей.

Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 заня­тиях подряд.

2. Ищем«случайные» ошибки (I этап самопроверки). Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент — карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повы­шает активность детей. Известный психолог П.Я. Гальпе­рин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином поло­жения, в то время как при ее отсутствии он является пас­сивным исполнителем чужих указаний.

Памятки ученик может поместить в портфолио в раз­дел «Я учусь учиться».

Памятка Проверь свою работу

(Первая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

• Не пропустил ли ты букву?

• Не добавил ли лишнюю букву?

• Не написал ли вместо одной буквы другую?

• Правильно ли ты изобразил каждую букву?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!

3. Ищем орфографические ошибки(II этап самопро­верки). Дети проверяют текст второй раз, сосредоточива­ясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Словесную или письменную инструкцию - student2.ru ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Логопедические занятия



Памятка Проверь свою работу

(Вторая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

• Не словарное ли это слово?

• Есть ли в слове орфограммы? Какие?

• Обозначь опасные места.

• Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!

4. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ре­бенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-«проверялка» уже не нужна. Используется толь­ко памятка.

Памятка Проверь свою работу

(Третья проверка) Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:

• Не пропустил ли ты слово?

• Не написал ли лишнее слово?

• Как написаны предлоги и союзы?

• Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания.)

• Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?

• Есть ли необходимые запятые и другие знаки?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!

* Приведенные примеры памяток рассчитаны на учащихся 3-4 классов.

В случае если какие-то ошибки остаются не найденны­ми ребенком, логопед отмечает их на полях соответству­ющей строки цифрами 1, 2 или 3 в зависимости от типа ошибок. Если и в этом случае ребенок не может обнару­жить ошибку, то логопед указывает слово или предложе­ние, в котором она допущена. И только если ошибка так

и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает ее найти.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

5. «Помогите Кузе». Детям (индивидуально или в парах) предлагаются карточки с текстами из сборника Н.М. Бе-теньковой «Орфография в рифмовках». Дается задание: за 2 минуты помочь Кузе исправить все ошибки.

Разве можно без улыбки Разве можно без улыбки

Видеть Кузины ошибки! Видеть Кузины ошибки!

Пишет Кузя, наш дружок: Он в тетради написал:

«Сел варенье код пушок, «Карандаш, портфель, пинал,

Он конфетку сел, а булкой Ручки и тетратки

Поделился с другом булькой». У меня в порядке».

Быстро Кузе помогайте, Быстро Кузе помогайте,

Где ошибки — исправляйте! Все ошибки исправляйте!

МОДУЛЬ D

Умение самостоятельно

Логопедические занятия



«Точка» — на занятии все было понятно.

«Знак вопроса» — осталось ощущение, что что-то не­понятно.

«Восклицательный знак» — все было понятно, есть уве­ренность, что знания по теме твердые.

«Многоточие» — тема кажется непонятной.

 
  Словесную или письменную инструкцию - student2.ru

* Этот прием является одним из средств обратной связи, вызывает рефлексию у детей. Не стоит без согласия ребенка «озвучивать» тот знак, который он поставил в конце занятия. Если эта информация остается «закрытой», то можно наде­яться на искренность ответов учащихся.

МОДУЛЬ Е

И темпом деятельности

Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня развития внимания ребенка и от темпа его деятельности. Кроме того, немаловажное значение имеет умение произ­вольно управлять этими качествами. Учителя начальной школы, конечно, включают в содержание урока задания, способствующие формированию основных свойств внима­ния, но этого может оказаться недостаточно для ребенка с нарушениями речи. Систематическая, на протяжении ряда занятий, с увеличением объема и темпа выполнения уп­ражнений тренировка основных свойств внимания в про­цессе коррекционной работы значительно повышает уровень успеваемости школьников, получающих логопедическую по­мощь. Дети учатся быстро включаться в коллективную ра­боту, своевременно переключать свое внимание на новые действия, регулировать темп своей деятельности относитель-30

но темпа класса. Только через систему упражнений и за­даний удается перейти от истощаемого к устойчивому, вы­сококонцентрированному вниманию.

УПРАЖНЕНИЯ:

1.Ритмический диктант.Детям предлагается гра­фически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед.

Например: I II I II III III I II I II III

* Упражнение способствует концентрации слухового внима­-
ния, развивает произвольность в учебной деятельности, способ­-
ность воспринимать слухо-речевой ритм. Для большей эффек­-
тивности упражнения нужно соблюдать некоторые условия:

• дать детям установку, что они будут работать, как старшие школьники: не глядя на учителя, не поднимая головы, ори­ентируясь только на слух;

• упражнение проводить на 6-8 занятиях подряд;

• в начале тренировок давать короткие (на 10-15 серий) дик­танты. Впоследствии доводить длительность работы до 1-2 минут. Темп диктовки постепенно наращивать;

• контролировать выполнение задания. Например, попросить де­тей подсчитать количество серий ритмов в диктанте; можно организовать контрольное чтение ритмов по цепочке: один уче­ник читает первую серию, второй - вторую и т. д.

2. «В ритме вальса».Логопед просит детей расслабить кисть руки и работать «с голоса» учителя (не отрывать взгляд от строки, не поднимать голову). Нужно, точно под­чиняя движения руки командам логопеда, безотрывно пи­сать заданный графический элемент. Например:

Наши рекомендации