Основный текст курсовой работы (главы и параграфы)

В основной части курсовой работы дается теоретическая оценка состояния исследуемого вопроса, обосновываются проблемы и направления их решения, высказывается мнение автора и подчеркивается точка зрения специалистов, изучающих эту область науки. Проводится анализ собранных данных, используя соответствующие методы.

В структуре основной части должны быть выделены главы (1,2,З), а в их составе – вопросы (параграфы) (1.1, 1.2, 1.3... 2.1, 2.2, 2.3...). Названия глав формулируются в соответствии с темой, по возможности кратко, не повторяя ее название, и отражают содержание курсовой работы.

Теоретическая глава курсовой работы. Существующие нормы научной деятельности предполагают, что автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литера­турный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а так­же в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серь­езной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с науч­ной литературой.

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое постро­ение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой:

  1. Феноменологическое описание предмета изучения: область про­явлений, их частота, временные параметры или признаки интенсив­ности и другие качественные характеристики.
  2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.
  3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.
  4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определе­ния данного явления; разнообразие в его понимании.
  5. Закономерности, которым подчиняется явление.
  6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопро­сы, противоречивость теоретических представлении различных авто­ров, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обосно­вания целей эмпирического исследования.

Эмпирическая глава курсовой работы. Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Струк­тура этой главы может содержать 3-4 параграфа, например:

1. Программа эмпирического исследования.

2. Результаты.

3. Обсуждение результатов.

4. Выводы.

В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обо­снование методик.

Экспериментальная часть содержит программу экспериментального исследования, его результаты и их обсуждение.

В программе экспериментального исследования необходимо:

1. Перечислить использованные методы и методики, обосновать их выбор и указать источники, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в Приложении.

2. Описать базу исследования и выборку испытуемых, указав их социально-психологические характеристики (пол, возраст, социальное положение и т.п.).

3. Охарактеризовать условия (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапы и процедуры, упомянув обстоятельства, которые могли повлиять на результат.

4. Указать способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обосновать выбор этих способов.

Результаты и их обсуждение. Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Опи­сание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть/нет) или количественными харак­теристиками (сколько, как часто и пр.). Наиболее удобный вид их представления таблицы, каждая из которых должна иметь свой но­мер и название.

Частные данные, а также промежуточные расчеты при­водятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: диаграммы; графики для пред­ставления характера функциональной зависимости между величина­ми (переменными); корреляционные плеяды для отображения корре­ляционных связей между выделенными параметрами и т.д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схе­мы и т.п.) помещаются внизу, т.е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения (например расшифровку ус­ловных обозначений).

В разделе, описывающем результаты, помещаются все варианты анализа до тео­ретической их интерпретации, приводится собственно анализ полу­ченных данных. В обсуждении результатов следует раскрытие значе­ния полученных фактов с точки зрения теории, размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения постав­ленной проблемы, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленны­ми в литературе данными подходами.

Результаты включают изложение (без теоретической интерпретации) полученных экспериментальных фактов; сводные таблицы первичных результатов, а также графики, диаграммы, схемы с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в Приложении. Следует учесть, что при составлении таблиц или описании каких-то данных исследования не следует указывать фамилии и имена участников эксперимента. Достаточно сделать нумерацию по порядку номеров (№ п/п).

Обсуждение результатов посвящено интерпретации смысла полученных экспериментальных данных с привлечением теоретических знаний.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия прове­дения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоми­наются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.

Указываются способы обработки первичных данных. Количествен­ная обработка данных предполагает обоснование в выборе математи­ческой статистики.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежу­точные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

Заключение

Заключение (объемом две-три страницы) должно содержать общую оценку результатов проделан­ной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содер­жанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследо­ваний и психологической практики. В нем намечаются пути и цели даль­нейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации.

Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обоб­щения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 3-5. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отра­жать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

Например, можно указать, что в структуре рассматриваемого феномена обнаружены ранее не известные компоненты (перечислить их). Или отметить наличие (отсутствие) и характер взаимосвязей между исследуемыми педагогическими или психологическими явлениями. Добавить, в рамках какого научного подхода получены результаты и какова сфера их практического применения.

Заключение представляет собой краткий обзор всей выполненной работы. В нем указывается теоретическая и практическая значимость исследования, намечаются пути дальнейшего исследования по данной теме. Рекомендации.

В случае прикладною характера исследования выводы дополняют­ся практическими психолого-педагогическими рекомендациями, они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной обла­сти общественной практики).

Наши рекомендации