Практическое значение шкалы поэтапного формирования
А теперь несколько слов о том, какое практическое значение имеет шкала поэтапного формирования Всегда ли шкала должна иметь такую развернутую форму, о которой я уже говорил? Если бы она всегда имела развернутую форму, то не составляло бы труда установить эту шкалу. А нам пришлось потратить около 20 лет, чтобы ее установить В том-то и дело, что формирование не всегда
ЛЕКЦИЯ 15. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ОБРАЗОВ
П. Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
происходит по столь отчетливым этапам. Почему? Вот недавно А. Ф. Карпова защищала специальную диссертацию на эту тему. И она показала, что если вы имеете очень новый материал и очень новые задания, то тогда вы должны применить эту развернутую форму. И вот те, кому пришлось уже взрослыми людьми изучать математическую логику, знают, что без хорошего прописывания, т. е. материализованного действия, без хорошего проговаривания всего того, что прописывается, вы этой логикой не овладеете, т. е. очень новую систему нужно провести по всем этапам. Или, если вам нужно исправить прежде неправильно сформированное действие, то тоже надо провести по всей этой шкале. Но если вы применяете поэтапное формирование последовательно к разным объектам, то оказывается, что этапы начинают сокращаться. Это происходит потому, что там действует ряд механизмов.
Один из них, очень важный, заключается в том, что происходит совмещение этапов. Например, очень важной частью является проговаривание. Но дело в том, что на первых объектах испытуемый учится проговаривать, потому что нам не нужна обычная речь. Нам нужно, чтобы он умел говорить так, чтобы всякий другой мог понять его полностью и во всем объеме содержания. И тогда получается, что нет необходимости выделять особый этап громкой социализированной речи,потому что ссамого начала испытуемый начинает говорить так, как потребуется потом. Это, между прочим, дало себя знать вот в чем Оказывается, что в обычных наших школах, где родным языком является русский, очень часто в старших классах не приходится выделять этот этап А вот в национальных школах даже в 9-Ю классах, там, где обучение идет на русскОхМ языке, приходится выделять этот этап И этот этап имеет для них величайшее значение, потому что для них русская речь не является родной. Это один момент сокращения, очень существенный.
Второй момент сокращения заключается в том, что испытуемые в ходе формирования начинают переходить от развернутого процесса к процессу, настолько свернутому, что он кажется одномоментным, т. е. пока испытуемый знакомится с заданием, он уже его перерабатывает на основе сложившихся автоматизмов И получается как бы ответ сразу Это переход от сукцессивного действия к симультанному
ЕП1
2Е
И затем есть момент, конечно, автоматизации, т. е. применения прежде автоматизированных приемов к новым задачам, которые отличаются от симультанности тем, что здесь мы имеем явную последовательность, но очень быстро проходящую.
Все это приводит к тому, что если вы отработали поэтапность на первых новых объектах, то на последующих она сокращается и очень часто принимает вид почти традиционного обучения, т. е. практически незаметна. Есть разъяснение нового задания, есть внешнее материальное действие, а дальше все происходит как бы само. Но при этом я бы хотел особенно подчеркнуть значение материализованного этапа действия. И кроме того, хотя и происходит такое сокращение, но вы же не уверены, насколько оно реально происходит. Поэтому, хотите обеспечить результат — проверьте, посмотрите, как на самом деле. И если там очень много протекает быстрым, сокращенным образом, то, конечно, принудительно не для чего развертывать его.
Значит, очень важно, что первоначальная громоздкость исходного действия, во-первых, все-таки окупается чрезвычайной быстротой процесса построения по сравнению с традиционным, а во-вторых, она потом сама снимается.
Еще одно обстоятельство касаетсятого, что мы начинаем управлять процессомусвоения. Ведь,собственно, процесс усвоения у нас до сих пор кчему сводился? К заучиванию. Вам объясняют что-то, потом дают заучить, потом проверяют. И больше ничего А как происходит это заучивание, неизвестно. А здесь вы имеете этапы перенесения внешнего задания, превращения его в собственное достояние ученика. И мы управляем этим процессом
Теперь благодаря тому, что мы выносим все во внешний план с явным, четким развертыванием и т д, оказывается, что очень многие вещи становятся гораздо легче, чем в традиционном обучении, где все дается в основном на словах и лишь иногда что-то иллюстрируется.
Поэтому, например, то содержание, которое раньше считалось доступным в 5-м или 6-м классе, сейчас могут усваивать дети во 2-м и даже 1-м классе, а при очень развернутом обучении — даже и старшие дошкольники. Очень часто говорят, что дети обладают какими-то прежде неизвестными способностями Это чепуха Разве есть в моз1у скрытые способности? Никаких скрытых способностей