Кафедра безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

ИНСТИТУТ МАГИСТРАТУРЫ

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Для студентов заочной формы обучения, обучающихся

в институте магистратуры СПбГЭУ по

направлениям «Экономика»,»Менеджмент»,

«Финансы и кредит» и «Торговое дело»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016г.

Учебное пособие включает в себя конспективное изложение информационного, теоретического и практического материала, необходимого для изучения студентами института магистратуры СПбГЭУ заочной формы обучения, изучающими дисциплину «Конфликтология» по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Торговое дело».

Учебное пособие соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам Высшего Образования, учебным планам и рабочим программам института магистратуры СПбГЭУ.

Предназначено для студентов института магистратуры СПбГЭУ.

Авторы:д-р экон. наук., проф.С.Г. Плещиц

канд. мед. наук., доц.Л.Н. Мармышева

доцент П.П. Дергаль.

Рецензент:д.э.н., проф. Б.К. Плоткин

Составитель:доц. П.П. Дергаль

Техническая помощь:К.Ю. Матвеева

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………… .4

Общая информация по изучению дисциплины «Конфликтология» в институте магистратуры СПбГЭУ……………………………………………………………..5

Тема № 1. Понятие конфликта и его характеристика в современных условиях……………………………………………………………10

Тема № 2. Внутриличностный и межличностный конфликты…………………………………………………………16

Тема № 3. Группа и конфликт…………………………22 Тема № 4. Управление конфликтом………………………

Тема № 5. Стратегия поведения в конфликте……….27

Тема № 6. Переговоры в конфликтных ситуациях. Медиация, как технология регулирования конфликтов……….36

Методика работы по проведению научного исследования и оформления научно-исследовательской работы…………………………………………………………….43

Примерный перечень тем научных исследований….46

Ситуационные задачи ……………………………49

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум предназначен для самостоятельной работы студентов института магистратуры СПбГЭУ, изучающим дисциплину «Конфликтология» и соответствует ФГОС ВО по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит» и «Торговое дело» (уровень магистратуры), учебным планам и рабочим программам института магистратуры СПбГЭУ.

Данный практикум является дополнением к учебному пособию «Основы конфликтологии», в котором изложен теоретический материал в соответствии с темами рабочей программы дисциплины «Конфликтология» (См. учебное пособие «Основы конфликтологии» под ред. д.э.н., проф. С.Г. Плещица, изд-во СПбГУЭФ, 2012г.).

Практикум включает информационный материал по изучению дисциплины, конспективное изложение содержания теоретического материала по изучаемым темам, список дополнительной литературы для углубленного изучения тем, тщательно подобранные тесты, задачи и практические задания, а также вопросы для самостоятельного контроля и проверочные тесты, которые помогут студентам глубже усвоить теорию и практику дисциплины.

В практикум вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики.

В нем также подробно расписана методика подготовки, проведения и оформления научно-исследовательской работы.

Авторский коллектив надеется, что практикум позволит студентам магистратуры сформировать такие знания, навыки, умения и компетенции, которые позволят всегда найти правильный выход из различных конфликтных ситуаций, в которых они могут оказаться в нашем неспокойном и противоречивом мире, что они помогут успешно продвигаться вперед для достижения поставленных целей.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «КОФЛИКТОЛОГИЯ»

В соответствии с федеральными государственными стандартами высшего образования (ФГО ВО) по направлениям подготовки по направлениям подготовки: «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Экономика» и «Торговое дело». (уровень магистратуры), дисциплина «Конфликтология» является специальным предметом и входит в вариативную часть блока №1 (общенаучный цикл) подготовки студентов института магистратуры СПбГЭУ (По выбору).

Трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы -72 учебных часа для направлений подготовки: «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Экономика» и 3 зачетные единицы - 108 учебных часа- для направления подготовки «Торговое дело».

Дисциплина включает в себя изучение двух разделов, в каждом из которых по три темы.

Завершается изучение дисциплины выставлением зачета по бально-рейтинговой системе ,, который определяется на основе суммы баллов, полученных студентом в ходе обучения. Магистрант получает зачет, если сумма баллов составит 55 и более. (Зачетный минимум – 55 баллов, зачетный максимум – 100 баллов).

Цели и задачи дисциплины

Цель:овладение магистрантами теоретических и практических знаний в относительно новом научном направлении «Конфликтология».

Задачи:

- изучение истории появления и развития основных направлений конфликтологической науки;

- умение проводить магистрантами научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;

- развитие у магистрантов культуры управления, умений самостоятельно анализировать, оценивать и управлять конфликтами.

- умение выявлять «трудных» и конфликтных личностей и использовать методы работы с ними;

- грамотное управление переговорным процессом в ходе конфликта, опираясь на знания основ медиации.

-

В результате изучения учебной дисциплины магистранты обязаны овладеть компетенциями, соответствующими ФГОС ВО для соответствующего направления подготовки и рабочёй программе дисциплины «Конфликтология» . Они должны: Знать: - основные категории и понятия конфликтологии и владеть ее категориальным аппаратом при анализе жизненных ситуаций; - сущность, структуру и динамику конфликта; - методы, способы и формы управления предконфликтными и конфликтными ситуациями; - теоретические основы медиации и законодательную базу её проведения в РФ. Уметь: - применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов; - самостоятельно находить оптимальные пути выхода из конфликтных ситуаций; - проявлять качества лидера при разрешении конфликтных ситуаций в трудовых коллективах, общественных организациях и микрогруппах; - проводить научно-исследовательскую работу в области конфликтологии. Владеть: - навыками самостоятельной научно - исследовательской работы: - понятийным аппаратом, методами и методикой описания и разрешения конфликтов; - необходимым минимумом знаний и навыков управления конфликтной ситуацией, а так же инструментарием по разрешению конфликтов; - методикой проведения переговорного процесса, основами медиации и управления конфликтными ситуациями.

Оценка результатов обучения производится по бально-рейтинговой системе с учетом всех видов самостоятельной работы и текущей работы в аудитории.

Зачет определяется на основе суммы баллов, полученных путем сложения всех баллов, при условии, что студент по каждому виду работ набрал количество баллов не менее зачетного минимума. Студент получает зачет, если сумма баллов составит 55 и более (зачетный минимум 55 баллов, зачетный максимум 100 баллов).

Степень успеваемости освоения дисциплины в системе зачетных единиц оценивается суммой баллов, исходя из 100 максимально возможных, и включает в себя следующие составляющие:

1. Оценка активности магистранта на практических занятиях;

2. Оценка домашнего задания – выполнение научно-исследовательской работы;

3.Оценка за итоговое тестирование.

Оценки осуществлять в соответствии со шкалами оценок в таблицах:

№ п/п Виды работ Оценка в баллах
зачетный минимум зачетный максимум
Активность на практических занятиях  
.Домашнее задание - научно-исследовательская работа .    
Тестирование – после изучения всех тем дисциплины.          
  Итого:

1. Шкала оценок активности на практических занятиях.

Традиционная оценка Номера тем  
1,2,3,4 5,6  
Баллы  
   
Отлично  
Хорошо  
Удовлетворительно  
Неудовлетворительно  

Примечание: Активность на практических занятиях может быть оценена преподавателем максимально 4-тью баллами. Зачетный максимум – 12 баллов, зачетный минимум –ноль баллов.

2.Шкала оценок домашнего задания и итогового тестирования.

Традиционная оценка 1.Домашнее задание - Научно-исследовательская работа 2. Итоговое тестирование
Баллы
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно

Примечание: Зачетный максимум: по научно- исследовательской работе – 50 баллов, по итоговому тестированию – 38 баллов. Зачетный минимум: по научно-исследовательской работе 30 баллов, по итоговому тестированию 25 баллов

.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятие «конфликтология».

2. Что является объектом и предметом исследования конфликтологии?

3. Какие методы используются в конфликтологических исследованиях?

4. Каковы социальные функции конфликтологии?

5. Каковы цели и задачи учебной дисциплины «конфликтология»?

6. Какое значение имели конфликты в истории становления и разви­тия человеческого общества?

7. Назовите основные источники и предпосылки возникновения кон­фликтологии.

8. Какой вклад в развитие теории конфликта внесли известные иссле­дователи социологического направления (К. Маркс, Г. Зиммель, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.)?

9. В чем сходство, а в чем различие в подходах к теории классового конфликта в работах К. Маркса и Р. Дарёндорфа?

10. Каковы особенности становления и развития конфликтологии •в России?

11. Каковы роль и значение конфликтологии как науки и

учебной дис­циплины?

Тесты для самоконтроля

1. Первые относительно целостные концепции конфликта появились:

а) на рубеже XVII-XVIII вв.;

б) на рубеже XVIII-XIX вв.;

в) на рубеже XIX—XX вв.;

г) на рубеже XX—XXI вв.

2. Согласно греческой легенде о «яблоке раздора» и«суде Париса», золотое яблоко с надписью «прекрасней-
шей» по решению царевича Париса из Трои досталось:

а) верховной олимпийской богине Гере, супруге Зевса;

б) богине мудрости и справедливой войны Афине;

в) богине любви и красоты Афродите;

г) никому из богинь.

3. Китайский философ, считавший, что злоба и за-
носчивость, а вместе с ними и конфликты порождают-
ся прежде всего от неравенства и несхожести людей:

а) Конфуций;

б) Лао Цзы;

в) Гераклит;

г) Эмпедокл.

4. Античный философ, утверждавший, что конфликт
является свойством, непременным условием социальных
отношений, ибо противоборство, в том числе и война,
есть «отец всего и царь всего»:

а) Конфуций;

б) Лао Цзы;

в) Гераклит;

г) Эмпедокл.

5. Одну из первых в мире попыток системного анали-
за социальных конфликтов в эпоху Возрождения пред-
принял:

а) Эразм Роттердамский;

б) Никколо Макиавелли;

в) Джордано Бруно;

г) Пико делла Мирандола.

6. Ученый, которому принадлежит идея о том, что в
условиях борьбы за существование выживают и дают
потомство наиболее приспособленные особи:

а) Томас Мальтус;

б) Чарлз Дарвин;

в) Герберт Спенсер;

г) Огюст Конт.

7. Ученый, которому принадлежит идея о том, что
не только биологические виды, человек, социальные
институты и системы, но и вся Вселенная подчинена
закону выживания сильнейших:

а) Томас Мальтус;

б) Чарлз Дарвин;

в) Герберт Спенсер;

г) Огюст Конт.

8. Философ и экономист, полагавший, что глубина
конфликта между господствующим и подчиненным клас-
сами прямо пропорциональна неравномерности распреде-
ления в системе дефицитных ресурсов:

а) Огюст Конт;

б) Карл Маркс;

в) Эмиль Дюркгейм;

г) Макс Вебер.

9. Социолог, считавший, что конфликт, хотя и явля-
ется одной из форм разногласия, выступает интегриру-
ющей силой, которая объединяет противоборствующих,
способствует стабилизации общества и укрепляет орга-
низации:

а) Георг Зиммель;

б) Зигмунд Фрейд;

в) Вильфредо Парето;

г) Толкотт Парсонс.

10. Социолог, которому конфликт представлялся со-
циальной аномалией, болезнью, которую необходимо ле-
чить:

а) Георг Зиммель;

б) Зигмунд Фрейд;

в) Вильфредо Парето;

г) Толкотт Парсонс.

Ответы по тестам приведены в разделе - ситуационные задачи..

Литература для углубленного изучения темы:

.

1. Степанов Е.С. Отечественная Конфликтология: современное состояние и задачи // Конфликтология – теория и практика. СПб, 2003. №1. С. 7-16. В. Шейнов «Управление конфликтами». М, СПб, Питер, 2014г.

2. Р.М.Грановская, Е.А. Дуленкова «Врожденные истоки конфликтов». СПб, Речь, 2014г.

3.Н.Гришина «Психология конфликта», 3-е издание, учебное пособие для ВУЗов. Питер, 2015г.Р. Грин «48 законов власти». М., Рипол классик, 2002г.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое внутриличностный конфликт?

2.Почему внутриличностный конфликт является социальным?

3.Назовите внутренние и внешние причины внутриличностных кон­фликтов.

4. Какова специфика анализа внутриличностного конфликта по 3. Фрейду?

5. В чем видит причины внутриличностных конфликтов Э. Фромм?

6. Как объясняет внутреннюю конфликтность человека социально-ан­тропологический подход в конфликтологии?

7. Из каких элементов состоит социальная структура личности и в чем ее конфликтность?

8. Назовите основные виды внутриличностных конфликтов.

9. Что такое внутренний неосознанный конфликт?

10. Назовите основные типы поведения людей в конфликтных ситуаци­ях. К какому из названных типов вы можете отнести себя?

11. Какие способы разрешения внутриличностных конфликтов вы знаете? Назовите их.

12. Как, каким способом можно решить неосознанный внутриличност­ный конфликт?

13. Что такое рефлексия? Какова ее роль в разрешении конфликта?

14. Что такое фрустрация и в каких формах она проявляется?

15. Какие вы знаете механизмы психологической защиты?

16. В чем заключаются положительные и отрицательные последствия внутриличностного конфликта?

17. Что такое стресс и дистресс и каковы причины их возникновения?

18. Какие существуют способы предотвращения негативных последствий стресса

19. Что такое конгруэнтность и какова ее суть?

1. Что такое межличностный конфликт и какова его суть?

2. Какова структура межличностного восприятия?

3. Какова сущность понятий «идентификация», «эмпатия»?

4. Что такое рефлексия в межличностном восприятии?

5. Что такое трансакциональный анализ в межличностном воспри­ятии по Э. Берну?

6. Какую роль играют стереотипы и установки в межличностном вос­приятии?

7. Каковы основные причины межличностных конфликтов?

8. Какие факторы влияют на межличностную совместимость (несо­вместимость)?

9. Какие существуют способы предупреждения межличностных кон­фликтов?

10. Назовите основные типы конфликтных людей.

11. Какие варианты исхода межличностного конфликта возможны?

12. Что такое «готовность к разрешению конфликта, в чем она выражается?

1. Что такое социальный конфликт?

2. Из каких элементов состоит структура конфликта?

3. Что такое противоборствующая сторона конфликта и какова её структура?

4. Какую роль в конфликте играет «третья сторона»?

5. Что такое «косвенная сторона» и какова ее роль в конфликте?

6. Каковы различия между субъектом и участником конфликта?

7. Какую роль играет в конфликте инцидент?

8. Какие виды конфликтов вы знаете?

9. В чем особенность эмоционального конфликта?

10. Что такое «нереалистический» (безобъектный) конфликт?

Тесты для самоконтроля

1. В какой форме может проявляться внутриличностный конфликт:

а) в форме ролевого конфликта;

б) в форме несогласованности личных потребностей и
ценностей с производственными требованиями;

в) в форме ответа на рабочую перегрузку или недо-
грузку;

г)в любой из вышеперечисленных форм?

2. Кто из ученых-психологов раскрыл биопсихологи-
ческий и биосоциальный характер внутриличностного
конфликта и показал связь человеческого существова-
ния с постоянным напряжением и преодолением проти-
воречия между биологическими влечениями и желания-
ми человека:

а) Зигмунд Фрейд;

б) Курт Левин;

в) Карл Роджерс;

г) Виктор Франкл?

3. Кто из ученых-психологов определил внутрилично-
стный конфликт как ситуацию, в которой на индивида
одновременно действуют противоположно направленные
силы равной величины:

а) Зигмунд Фрейд;

б) Курт Левин;

в) Карл Роджерс;

г) Виктор Франкл?

4. Какая потребность в мотивационной структуре
личности, согласно американскому психологу Абрахаму
Маслоу, является самой высшей, венчающей «пирамиду
потребностей»:

а) потребность в уважении;

б) потребность в безопасности;

в) потребность в любви;

г) потребность в самоактуализации?

5. Конфликт неадекватной самооценки возникает в
результате:

а)нарушения равновесия между субъектом и окружа-
ющей средой;

б) сохраняющегося в течение длительного времени внут-
риличностного конфликта;

в) расхождения между претензиями личности и оцен-
кой своих возможностей;

г) невозможности одновременно реализовать несколько
ролей.

6. Внешние причины внутриличностного конфликта,
обусловленные положением личности в обществе, свя-
заны:

а) с противоречиями, которые возникают на уровне со-
циальной макросистемы;

б) социальной структуры общества;

в) с политическим устройством и экономической жиз-
нью общества;

г) со всеми вышеперечисленными причинами.

7. Процесс, в результате которого не приемлемые для
личности мысли, воспоминания, переживания «изгоня-
ются» из сознания и переводятся в сферу бессознатель-
ного:

а) вытеснение;

б) сублимация;

в) регрессия;

г)рационализация.

8. Открытое столкновение субъектов социального вза-
имодействия на основе возникших противоречий, вы-
ступающих в виде противоположных целей, не совмес-
тимых в какой-то конкретной ситуации:

а) внутриличностный конфликт;

б) межличностный конфликт;

в) межгрупповой конфликт;

г) конфликт между личностью и группой.

9. Люди, которые отстаивают свои собственные ин-
тересы, стремятся к достижению своей цели, являются:

а) субъектами конфликта;

б) объектами конфликта;

в) посредниками конфликта;

г) противниками конфликта.

10. Противоречия, в которых проявляются противо-
положные интересы социальных субъектов, являются:

а) методом конфликта;

б) предметом конфликта;

в) объектом конфликта;

г) принципом конфликта.

.

Литература для углубленного изучения темы:

1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. №5.

2. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

4.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены ,механизмы и защита.М.,1996.

5. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. В. Шейнов «Управление конфликтами». М, СПб, Питер, 2014г.

6.Р.М.Грановская, Е.А. Дуленкова «Врожденные истоки конфликтов». СПб, Речь, 2014г.

7.Н.Гришина «Психология конфликта», 3-е издание, учебное пособие для ВУЗов. Питер, 2015г.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные при­знаки?

2. Назовите основные виды малых групп и дайте им краткую характе­ристику.

3. Как, по каким принципам формируются формальные и неформаль­ные группы?

4. Как возникают неформальные групповые нормы и какие функции они выполняют?

5. Что такое внутренняя структура группы и как она формируется?

6. Что такое «групповое место» и «зона неопределенности» в группо­вом месте?

7. Назовите основные виды групповых конфликтов.

8. Назовите основные причины внутригрупповых конфликтов.

9. Какова взаимосвязь между изменениями в группе и групповыми конфликтами?

10. Назовите основные причины возникновения конфликтов между формальной и неформальной системами отношений.

11. Какие возможны варианты урегулирования конфликта между фор­мальной и-неформальной системами отношений?

12. Как вы понимаете феномен социальной (групповой) идентичности?

13. Каковы причины возникновения межгрупповых конфликтов?

14. Назовите основные последствия групповых конфликтов.

1. Что такое социальная напряженность, какова ее природа?

2. Как, в каких формах проявляется социальная напряженность?

3. Что такое мониторинг социальной напряженности?

4. Назовите основные стадии развития конфликта.

5. На какие этапы можно разделить предконфликтную стадию?

6. Какова динамика конфликта на второй стадии?

7. Что такое «переоценка ценностей» в конфликте и когда она проис­ходит?

8. В чем состоит особенность развития конфликта на третьей стадии?

9. Назовите основные способы разрешения конфликта.

10. Какова последовательность процедур в проведении переговоров?

11. Что такое институционализация конфликта?

12. Назовите основные функции социального конфликта.

13. Какими могут быть последствия социального конфликта?

Тесты для самоконтроля

1. К групповым конфликтам относятся конфликты:

а) личность — группа;

б) группа — группа;

в) личность — группа и группа — группа; г)руководитель — коллектив;

д) микрогруппа — микрогруппа внутри коллектива.

2. Групповая атрибуция — это:

а) завышение оценки в групповых мнениях своей группы и за­нижение достоинств противоборствующей группы;

б) объяснение позитивного поведения своей группы и негатив­ного поведения чужой группы внутренними причинами, и, со­ответственно, негативное поведение своей группы и позитив­ное поведение чужой группы внешними обстоятельствами;

в) неадекватное социальное сравнение своей и чужой группы;

г) «деиндивидуализация» взаимного восприятия;

д) противопоставление своей и чужой группы по нравственным особенностям их социального взаимодействия.

3. Для каких конфликтов характерны следующие причины: про­тивоположность интересов; целей; амбиции лидеров; неудов­летворительные коммуникации:

а) конфликт между микрогруппамив коллективе;

б) конфликт между лидером и микрогруппой;

в) конфликт между руководством организации и персоналом;

г) конфликт между подразделениями внутри организации;

д) конфликт между руководством и коллективом?

4. Основными причинами конфликта между руководителем и воз­главляемым им коллективом являются:

а) стиль управления, низкая компетентность руководителя;

б) влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лиде­ров;

в) негативная оценка руководителя со стороны вышестоящего руководства;

г) неудовлетворительные коммуникации;

д) распределение ресурсов.

5. Организация — это: а)коллектив;

б)корпорация;

в) ассоциация;

г) социальная группа; объединяющая людей на основе общей цели, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели;

д) организованная социальная группа на основе общей цели.

6. Конфликт в организации — это:

а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации;

б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами;

в) конфликты между руководством организации и ее сотрудни­ками;

г) конфликты между различными структурными элементами организации;

д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива.

7. Структурные конфликты в организации — это:

а) конфликты между структурными подразделениями;

б) конфликты, связанные с изменением организационной струк­туры;

в) конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;

г) конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие ста­новление и этапы развития коллективов внутри организации;

д) конфликты, возникающие на основе нарушения принципа справедливости или целесообразности в распределении огра­ниченных ресурсов.

8. Инновационные конфликты в организации — это:

а) конфликты между структурными подразделениями;

б) конфликты, связанные с изменением организационной струк­туры;

в) конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;

г) конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организа­ции;

д) конфликты, возникающие на основе нарушения принципа спра­ведливости или целесообразности в распределении ограничен­ных ресурсов.

9. Позиционные конфликты в организации — это:

а) конфликты между структурными подразделениями;

б) конфликты, связанные с изменением организационной струк­туры;

в) конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри орга­низации;

г) конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие ста­новление и этапы развития коллективов внутри организации;

д) конфликты, возникающие на основе нарушения принципа справедливости или целесообразности в распределении огра­ниченных ресурсов.

10. Ресурсные конфликты в организации — это:

а) конфликты между структурными подразделениями

б) конфликты, связанные с изменением организационной струк­туры;

в) конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри орга­низации;

г) конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие ста­новление и этапы развития коллективов внутри организации;

д) конфликты, возникающие на основе нарушения принципа спра­ведливости или целесообразности в распределении ограничен­ных ресурсов.

Литература для углубленного изучения темы:

1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разре­шения. М., 1993.

2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М, Внимание: конфликт! Новосибирск,

3. Введение в теорию международного конфликта. М., 1996.

4. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить кон­фликт в коллективе. М., 1998.

5. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.,

6. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их раз­решения. Л., 1990;

7. Козер Л.А. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.

8. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без пораже­ния. М., 1992.

Вопросы для самоконтроля

Тесты для самоконтроля

1. Под конфликтами в сфере управления понимают:

а) конфликт между субъектами и объектами управлений;

б) конфликты, которые возникают в системах социального вза­имодействия субъектов и объектов управления;

в) конфликты между субъектами управления различных уров­ней;

г) конфликты между руководителем и подчиненными;

д) конфликты в процессе принятия управленческих решений.

управления.

2. Дезорганизация — это:

а) такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами;

б)отказ определенных субъектов управления или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения;

в) форма конфликта, которая затрагивает устои существующей системы управления;

г) форма конфликта, которая ведет к расколу и ликвидации су­ществующей системы управления;

д) выход из подчинения нижестоящих субъектов управления ими субъектов управления.

3. Несогласие как форма управленческого конфликта — это:

а) возражение со стороны отдельных субъектов или объектов управления по поводу стиля управления;

б) отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм;

в) выход отдельных субъектов и объектов управления из суще­ствующей системы управления;

г) отказ от существующих принципов управления;

д) открытое предъявление претензий руководителю.

4. Напряженность как форма управленческого конфликта — это: а) более острая форма управленческого конфликта, чем несо­гласие, которая характеризуется резким ростом сознательным нарушением в управленческих действиях со стороны различ­ных субъектов управления;

б) резкое обострение во взаимоотношениях между различными субъектами управления;

в) социально-психологический климат в аппарате управления;

г) нарушение принципа субординации в управлении;

д) открытое несогласие субъектов и объектов управления по по­воду стиля управления вышестоящего субъекта управления.

5. Конфронтация как форма управленческого конфликта — это:

а) резкое обострение во взаимоотношениях между различными субъектами управления;

б) самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления;

в) открытое йротивоборство в различных звеньях системы уп­равления, которое характеризуется поляризацией интересов;

г) кризис существующей системы управления;

д) борьба за руководящее место в организации.

6. Девиз, подтверждающий тот факт, что главным
инструментом улаживания конфликта является обще-
ние сторон, по Чарльзу Никсону:

а) «кричим так, чтобы нас боялись»;

б) «поем так, чтобы нами восхищались»;

в) «говорим так, чтобы нас услышали»;

г) «убегаем так, чтобы нас не догнали».

7. Кто из психологов советовал: «Если вы хотите
склонить кого-то к своей точке зрения, проявляйте ува-
жение к мнению собеседника, с самого начала придержи-
вайтесь дружелюбного тона...»:

а) Зигмунд Фрейд;

б) Карл Юнг;

в) Дейл Карнеги;

г) Карл Леонгард?

8. Стратегия разрешения конфликтов, при которой
человек старается уйти от конфликта и не попадать
в ситуации, провоцирующие возникновение противоре-
чий, — это:

а) компромисс;

б) конфронтация;

в) уклонение;

г) приспособление.

9. Когда столкновение происходит между равными
или близкими по силе субъектами, сознательно избега-
ющими осложнений во взаимоотношениях, то, как пра-
вило, избирается стратегия разрешения конфликтов, ко-
торая называется...

а) компромисс;

б) конфронтация;

в) уклонение;

г) приспособление.

10. Когда проблема имеет жизненно важное значение
для участника конфликта, считающего, что он облада-
ет достаточной силой для ее быстрого решения в свою
пользу, то он, как правило, выбирает стратегию, кото-
рая называется…

а) компромисс;

б) конфронтация;

в) уклонение;

г) приспособление.

Литература для углубленного изучения темы:

1. Василюк Ф.Е. Типология переживания. М., 1984.

2. Донченко Е.А., Титаренко Е.М. Личность, конфликт, гармония. Киев, 1989.

3. Личность, Внутренний мир и самореализация. СПб, 1996.

4. Роббер М.А., Титман Ф. Психолгия индивида и группы. М., 1988.

5. Селье Г. Стрессы и дистрессы. М., 1992.

6. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов, 1994.

7. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи, 1996.

8. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб, 1997.

Эта тема поможет магистранту изучить типы конфликтных и «трудных» личностей, уяснить методику бесконфликтного взаимоотношения с ними и роль руководителя в процессе предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.

Материал для самостоятельного изучения

Необходимо уяснить роль руководителя в процессе управления конфликтом и методы, используемые руководителем в регулировании и завершении конфликта. Для этого необходимо усвоить знания:

1. Диагностика и экспертиза социальной напряженности и конфликтов в современном российском обществе. Определение природы и субъектов современных социальных конфликтов. Основные способы предупреждения, разрешения и управления социальными конфликтами. Принципы управления социальными конфликтами. Особенности социальной напряженности в тоталитарных, авторитарных и демократических социальных системах. Прямая и представительная демократия, развитие гражданского общества и технологии социального партнерства как формы профилактики социальных конфликтов на различных уровнях управленческой системы. Методы поддержания и развития сотрудничества с организациях и социальных общностях.

2. Предупреждение конфликта. Управление собственным поведением в конфликте как внутренний аспект конфликтного управления. Теория и практика современной рационально - эмотивной терапии (А.Эллис, Р. Мак-Маллин). Методы управления эмоциями: изменения процесса восприятия, запускающего образа, эмоционального состояния, внешнего поведения, эмоционального последствия. Стратегии ослабления стресса. Технологии эффективного поведения и общения (Д.Скотт). Манипулятивные технологии и способы защиты от них. Понятие карты конфликта, ее структурные элементы (Х. Корнелиус, Ш. Фенр). Внешняя форма предупреждения конфликта: нейтрализация действий комплекса детерминирующих конфликт факторов как вынужденная профилактика: эффективное управление социальной системой как превентивная (стратегическая) форма предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта: его субъект, средства, границ

Наши рекомендации