Анкета «ваша будущая профессия»
1. Мне хотелось бы работать ...
а – в помещении;
б – на открытом воздухе;
в – в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей ...);
г – с чередованием условий.
2. Я предпочитал(а) бы, чтобы режим рабочего дня был ...
а – четким, систематическим (начало и конец работы не менялся);
б – посменным (то утро, то вечер);
в – свободным, гибким (начало и конец определяются работником);
г – ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства ...).
3. Мне удобнее работать ...
а – сидя (за столом, пультом и др.);
б – стоя (у станка, за прилавком и т.д.);
в – в разъездах;
г – чередуя постоянное место работы с разъездами.
4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с ...
а – простейшими механизмами, ручными операциями;
б – с машинами и механизмами с ручным управлением;
в – автоматическим и автоматизированным оборудованием;
г – функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции человека,
функциональные возможности организма).
5. Мне хотелось бы всю работу выполнять ...
а – в одиночку;
б – самостоятельно, но чтобы вокруг были люди;
в – в коллективе, совместно с другими;
г – с людьми, общаясь и управляя ими.
6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы ...
а – точные, мелкие движения;
б – координация движений;
в – быстрота движений;
г – большая сила.
7. В моей будущей работе важны ...
а – устойчивость внимания;
б – наблюдательность;
в – память на числа, даты, события;
г – воображение.
8. Успех в моей будущей работе зависит от ...
а – технической сообразительности, оперативного технического мышления;
б – способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение;
в – самоконтроля и самообладания;
г – эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.
9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять ...
а – по заданному плану;
б – по плану, но получать в процессе новую информацию;
в – по плану, но иметь возможность изменить его;
г – оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы.
10. В своей работе лучше отвечать ...
а – только за себя, за выполнение своего задания;
б – за выполнение задания группы;
в – за работу механизмов, технику безопасности;
г – общественные, материальные ценности.
11. Мне нравится работа, в которой нужно ...
а – распознавать, определять свойства предметов, их качества;
б – преобразовывать, обрабатывать предметы;
в – изображать, придумывать новые образцы продукции;
г – оказывать влияние на других людей.
12. Мне нравится ...
а – оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;
б – обслуживать людей;
в – находить как новые варианты решения задач, так и новые результаты;
г – организовывать новые процессы, деятельность.
13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была связана с ...
а – руководством людьми, трудовыми коллективами;
б – воспитанием и обучением людей;
в – преодолением стихийных сил природы;
г – комфортным, спокойным положением.
14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...
а – малозаметны, известны только узкому кругу специалистов;
б – известны коллективу, широкому кругу специалистов;
в – известны всей стране, широко освещались прессой;
г – всемирно признаны.
15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы ...
а – зависела в основном только моя зарплата;
б – непосредственно зависело выполнение производственного задания цеха, группы;
в – зависела бы жизнь и здоровье людей;
г – зависел бы мир на Земле.
16. После окончания работы ...
а – хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами;
б – интересно было бы продолжать думать о ней и дома;
в – ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься;
г – и не вспоминал бы о работе до следующего дня.
17. Хотел бы, чтобы работа была ...
а – рядом с домом;
б – интересная, а далеко или близко от дома – неважно;
в – не связанная с командировками;
г – подальше от дома.
Чем больше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.
Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант – отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».
2.5. «У ВХОДА В НАУКУ» (тест на выявление склонности к творчеству)*
* См.: Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Кн. Для уч-ся М., 1991. С.55-61.
После ориентации школьников в мире профессий, после определения предпочитаемого типа профессий целесообразно подумать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей методике предлагаем материал, который может помочь тем, кто собирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек–знаковая система», – не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не более 6 – 8% населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже полезно). Чтобы избежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству.
Качества | Степень выраженности | ||||||
А | В | С | |||||
I . Любопытство | |||||||
1. Меня все интересует с первого взгляда | да | нет | смотря по обстоятельствам | ||||
2. У меня есть интересы помимо основного занятия | да | нет | иногда | ||||
3. В свободное время у меня тоже есть серьезные | |||||||
дела (общественная работа, спорт и т.п.) | да | нет | время от времени | ||||
4. Я стараюсь расширить ту область, которой занимаюсь | да | нет | иногда | ||||
5. Явсегда хочу знать больше обо всем | да | нет | некоторые темы меня интересуют | ||||
6. Я с удовольствием собираю материалы и информацию | да | нет | иногда | ||||
7. Читать для меня... | необходимость | скука | удовольствие | ||||
II. Упорство | |||||||
1 . Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца | да | нет | зависит от цели | ||||
2. Я заканчиваю то, что начал | да | нет | иногда | ||||
3 . Неудача меня обескураживает | нет | да | я смеюсь над этим | ||||
4. Неудача побуждает к размышлениям | да | нет | немного задумываюсь | ||||
5. Ради дела я готов пожертвовать удовольствиями | да | нет | время от времени | ||||
III. Честолюбие | |||||||
1. В профессии для меня важно... | возможность творчества | спокойствие | хорошая зарплата | ||||
2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь | да | нет | вызывает лишь интерес | ||||
3. Если представится случай, я переменю профессию на более интересную | да | нет | все зависит от выигрыша | ||||
4. Ради новых знаний я бы охотно посещал специальные курсы | да | нет | надо, чтобы меня заставили | ||||
5. Я люблю встречи и дискуссии | очень | нет | умеренно | ||||
6. Я люблю коллективную работу | да | нет | могу приспособиться | ||||
IV. Изобретательность | |||||||
1. Я размышляю о механизмах мышления | да | нет | иногда, если вынужден | ||||
2. Меня интересует устройство прибора, | да | нет | иногда | ||||
которым пользуюсь | |||||||
3. Я представляю, как можно его улучшить | да | нет | иногда | ||||
4. Думаю, что у меня умелые руки | да | нет | кое-что умею | ||||
5. Меня интересует логика в рассуждениях | очень | не задумываюсь над этим | предпочитаю занимательность | ||||
6. Размышляя, я готов отказаться от своих старых представлений | если убежден | иногда | это слишком трудно | ||||
V . Мои сильные стороны | |||||||
1 . Здоровье позволяет мне напряженно работать | да | нет | умеренно | ||||
2. В общем, мне везет | да | нет | иногда | ||||
3. Моя память... | хорошая | плохая | средняя | ||||
4. Меня привлекает необычное | да | нет | если это касается моих | ||||
интересов | |||||||
5. Я убежден в ценности квалификации | да | нет | в некоторой степени | ||||
6. Я выбрал профессию... | по призванию | случайно | из практических соображений | ||||
7. Я люблю мечтать и фантазировать | да | нет | иногда | ||||
8. Не люблю одиночества | да | нет | немного | ||||
9. Люблю размышлять в уединении | да | нет | зависит от ситуации | ||||
10. Когда нужно, я умею отрешиться от хлопот | да | нет | не всегда успешно | ||||
Анализ результатов.Если большинство ответов в колонке «А», то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального? Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось.
Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмерной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.
Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталантных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть, хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему ... Нет, незавидная судьба.
Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А. Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.
Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают творческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких личностях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.
1. Открыватель.Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений.
2. Созидатель.Обладает умением создавать, конструировать новые материалы, машины технологии и др.
3. Нарушитель границ.Для него характерно очень существенное для исследователя качество: способность переходить из своей узкой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексными проблемами, на стыке наук.
4. Независимый.Умеет противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и методам работы.
5. Фантазер.В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предсказать его будущее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое ценное качество фантазера – способность подниматься над реальностью.
6. Системщик.Его задача – видеть предмет в целом, со всеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специалистам, обслуживающим ведомственную науку. Многочисленные прожекты вроде поворота северных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строительства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий имеют общий недостаток: узость профессионального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности.
7. Разрушитель.Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормозят развитие науки.
8. Искатель.Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.
9. Диалектик.Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, явлениях, событиях.
10. Синтезатор.От него требуется умение за конкретными частностями разглядеть общие закономерности.
Все эти качества объединим в понятии «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:
открыватель – методист системщик – «зашоренный»
созидатель – потребитель разрушитель – охранитель
нарушитель – «патриот» искатель – догматик
независимый – конформист диалектик – прямолинейный
фантазер – педант синтезатор – интерпретатор.
В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.
Левая сторона – качества, необходимые для производства нового знания.
Правая – чтобы сделать это знание приемлемым для всех.
Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних – «закрытого».Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это выглядит так: Я – созидатель – нарушитель – потребитель – системщик – педант».
Подобную характеристику самому себе составьте и вы. В заключение скажем, что к работе с применением описанных методик учителю надо готовиться, так как если ими воспользуется неспециалист, то он вместо пользы может принести вред. Весьма полезна корректирующая беседа-консультация по следующей схеме: а) профессиональные намерения; б) интересы; в) способности; г) личные качества; д) готовность к выбору профессии; е) советы и рекомендации ученику. Это тем более необходимо в современных условиях (новые экономические условия, процесс компьютеризации, экологическая ситуация и др.), когда требования к любой деятельности претерпели существенные изменения, когда кардинально изменилась «карта мира профессий», когда подростки и юноши формируются и делают выбор в этом изменившемся мире.