Анкета «ваша будущая профессия»

1. Мне хотелось бы работать ...

а – в помещении;

б – на открытом воздухе;

в – в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей ...);

г – с чередованием условий.

2. Я предпочитал(а) бы, чтобы режим рабочего дня был ...

а – четким, систематическим (начало и конец работы не менялся);

б – посменным (то утро, то вечер);

в – свободным, гибким (начало и конец определяются работником);

г – ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства ...).

3. Мне удобнее работать ...

а – сидя (за столом, пультом и др.);

б – стоя (у станка, за прилавком и т.д.);

в – в разъездах;

г – чередуя постоянное место работы с разъездами.

4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с ...

а – простейшими механизмами, ручными операциями;

б – с машинами и механизмами с ручным управлением;

в – автоматическим и автоматизированным оборудованием;

г – функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции человека,

функциональные возможности организма).

5. Мне хотелось бы всю работу выполнять ...

а – в одиночку;

б – самостоятельно, но чтобы вокруг были люди;

в – в коллективе, совместно с другими;

г – с людьми, общаясь и управляя ими.

6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы ...

а – точные, мелкие движения;

б – координация движений;

в – быстрота движений;

г – большая сила.

7. В моей будущей работе важны ...

а – устойчивость внимания;

б – наблюдательность;

в – память на числа, даты, события;

г – воображение.

8. Успех в моей будущей работе зависит от ...

а – технической сообразительности, оперативного технического мышления;

б – способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение;

в – самоконтроля и самообладания;

г – эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.

9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять ...

а – по заданному плану;

б – по плану, но получать в процессе новую информацию;

в – по плану, но иметь возможность изменить его;

г – оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы.

10. В своей работе лучше отвечать ...

а – только за себя, за выполнение своего задания;

б – за выполнение задания группы;

в – за работу механизмов, технику безопасности;

г – общественные, материальные ценности.

11. Мне нравится работа, в которой нужно ...

а – распознавать, определять свойства предметов, их качества;

б – преобразовывать, обрабатывать предметы;

в – изображать, придумывать новые образцы продукции;

г – оказывать влияние на других людей.

12. Мне нравится ...

а – оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;

б – обслуживать людей;

в – находить как новые варианты решения задач, так и новые результаты;

г – организовывать новые процессы, деятельность.

13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была связана с ...

а – руководством людьми, трудовыми коллективами;

б – воспитанием и обучением людей;

в – преодолением стихийных сил природы;

г – комфортным, спокойным положением.

14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...

а – малозаметны, известны только узкому кругу специалистов;

б – известны коллективу, широкому кругу специалистов;

в – известны всей стране, широко освещались прессой;

г – всемирно признаны.

15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы ...

а – зависела в основном только моя зарплата;

б – непосредственно зависело выполнение производственного задания цеха, группы;

в – зависела бы жизнь и здоровье людей;

г – зависел бы мир на Земле.

16. После окончания работы ...

а – хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами;

б – интересно было бы продолжать думать о ней и дома;

в – ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься;

г – и не вспоминал бы о работе до следующего дня.

17. Хотел бы, чтобы работа была ...

а – рядом с домом;

б – интересная, а далеко или близко от дома – неважно;

в – не связанная с командировками;

г – подальше от дома.

Чем больше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.

Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант – отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».

2.5. «У ВХОДА В НАУКУ» (тест на выявление склонности к творчеству)*

* См.: Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Кн. Для уч-ся М., 1991. С.55-61.

После ориентации школьников в мире профессий, после определения предпочитаемого типа профессий целесообразно подумать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей методике предлагаем материал, который может помочь тем, кто собирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек–знаковая система», – не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не более 6 – 8% населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже полезно). Чтобы избежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству.

  Качества   Степень выраженности
    А В С
 
  I . Любопытство
  1. Меня все интересует с первого взгляда да нет смотря по обстоятельствам
  2. У меня есть интересы помимо основного занятия да нет иногда
  3. В свободное время у меня тоже есть серьезные      
  дела (общественная работа, спорт и т.п.) да нет время от времени
  4. Я стараюсь расширить ту область, которой занимаюсь да нет иногда
  5. Явсегда хочу знать больше обо всем да нет некоторые темы меня интересуют
  6. Я с удовольствием собираю материалы и информацию да нет иногда
  7. Читать для меня... необходимость скука удовольствие
  II. Упорство  
  1 . Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца да нет зависит от цели
  2. Я заканчиваю то, что начал да нет иногда
  3 . Неудача меня обескураживает нет да я смеюсь над этим
  4. Неудача побуждает к размышлениям да нет немного задумываюсь
  5. Ради дела я готов пожертвовать удовольствиями да нет время от времени
  III. Честолюбие
  1. В профессии для меня важно... возможность творчества спокойствие хорошая зарплата
  2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь да нет вызывает лишь интерес
  3. Если представится случай, я переменю профессию на более интересную да нет все зависит от выигрыша
  4. Ради новых знаний я бы охотно посещал специальные курсы да нет надо, чтобы меня заставили
  5. Я люблю встречи и дискуссии очень нет умеренно
  6. Я люблю коллективную работу да нет могу приспособиться
  IV. Изобретательность
  1. Я размышляю о механизмах мышления да нет иногда, если вынужден
  2. Меня интересует устройство прибора, да нет иногда
  которым пользуюсь      
  3. Я представляю, как можно его улучшить да нет иногда
  4. Думаю, что у меня умелые руки да нет кое-что умею
  5. Меня интересует логика в рассуждениях очень не задумываюсь над этим предпочитаю занимательность
  6. Размышляя, я готов отказаться от своих старых представлений   если убежден иногда это слишком трудно
  V . Мои сильные стороны
  1 . Здоровье позволяет мне напряженно работать да нет умеренно
  2. В общем, мне везет да нет иногда
  3. Моя память... хорошая плохая средняя
  4. Меня привлекает необычное да нет если это касается моих
        интересов
  5. Я убежден в ценности квалификации да нет в некоторой степени
  6. Я выбрал профессию... по призванию случайно из практических соображений
  7. Я люблю мечтать и фантазировать да нет иногда
  8. Не люблю одиночества да нет немного
  9. Люблю размышлять в уединении да нет зависит от ситуации
  10. Когда нужно, я умею отрешиться от хлопот да нет не всегда успешно
               

Анализ результатов.Если большинство ответов в колонке «А», то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального? Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось.

Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмерной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.

Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталантных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть, хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему ... Нет, незавидная судьба.

Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А. Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.

Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают творческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких личностях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.

1. Открыватель.Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений.

2. Созидатель.Обладает умением создавать, конструировать новые материалы, машины технологии и др.

3. Нарушитель границ.Для него характерно очень существенное для исследователя качество: способность переходить из своей узкой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексными проблемами, на стыке наук.

4. Независимый.Умеет противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и методам работы.

5. Фантазер.В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предсказать его будущее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое ценное качество фантазера – способность подниматься над реальностью.

6. Системщик.Его задача – видеть предмет в целом, со всеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специалистам, обслуживающим ведомственную науку. Многочисленные прожекты вроде поворота северных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строительства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий имеют общий недостаток: узость профессионального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности.

7. Разрушитель.Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормозят развитие науки.

8. Искатель.Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.

9. Диалектик.Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, явлениях, событиях.

10. Синтезатор.От него требуется умение за конкретными частностями разглядеть общие закономерности.

Все эти качества объединим в понятии «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:

открыватель – методист системщик – «зашоренный»

созидатель – потребитель разрушитель – охранитель

нарушитель – «патриот» искатель – догматик

независимый – конформист диалектик – прямолинейный

фантазер – педант синтезатор – интерпретатор.

В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.

Левая сторона – качества, необходимые для производства нового знания.

Правая – чтобы сделать это знание приемлемым для всех.

Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних – «закрытого».Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это выглядит так: Я – созидатель – нарушитель – потребитель – системщик – педант».

Подобную характеристику самому себе составьте и вы. В заключение скажем, что к работе с применением описанных методик учителю надо готовиться, так как если ими воспользуется неспециалист, то он вместо пользы может принести вред. Весьма полезна корректирующая беседа-консультация по следующей схеме: а) профессиональные намерения; б) интересы; в) способности; г) личные качества; д) готовность к выбору профессии; е) советы и рекомендации ученику. Это тем более необходимо в современных условиях (новые экономические условия, процесс компьютеризации, экологическая ситуация и др.), когда требования к любой деятельности претерпели существенные изменения, когда кардинально изменилась «карта мира профессий», когда подростки и юноши формируются и делают выбор в этом изменившемся мире.

Наши рекомендации