По теме «Предмет, задачи и методы

Возрастной и педагогической психологии»

1. Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях (детство, отрочество, юность и т.д.).

Второй вариант определения: предметом возрастной психологии как научной дисциплины является психическое развитие и формирование личности в онтогенезе.

Возможны и иные варианты. Главное, чтобы были раскрыты общие и существенные признаки понятия.

Критерии оценки качества определений каждого понятия.

Полный и правильный ответ – раскрыты существенные и необходимые признаки, адекватная взаимосвязь между объемом и содержанием понятия – 1 очко; отсутствие ответа – 0 очков; мера полноты в промежутке от 0 до 1 очков (0,1; 0,2; 0,3; ... 0,9; 1) по вашему усмотрению, сверенному со словарем или учебником. Общая сумма очков по всей системе понятий оценивается в следующих баллах: «отлично» – за 16 и более очков; «хорошо» – за 11 – 15 очков; «удовлетворительно» – за 6 –10 очков; «неудовлетворительно» – менее 6 очков.

2. Составьте схему взаимосвязи основных методологических принципов, методов и конкретных методик психологического исследования, используя рекомендуемую литературу [3, 7].

3. Подготовьте реферат на тему: «Педология и ее место в системе наук о человеке». В содержании реферата отразите предмет, задачи и методы педологии, ее историческое развитие в нашей стране и за рубежом, ее ценность для дисциплин психолого-педагогического цикла в современных условиях, используя следующую литературу:

Блонский П.П. Педология. М., 1934; Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М, 1984. Т.5. С. 257 –321; Т.6; Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 374–449; Петровский А.В. Обездушивание науки, или продолжение енчмениады // Наука и жизнь. 1989. № 11. С. 110–115; 1989. № 12. С. 100–105; Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 270; Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., 1991 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 8); Шведин Б. Диагноз или приговор? // Знание–сила. 1990. № 5. С. 66–71.

4. Проведите наблюдение за изменением сосредоточенности внимания учащихся и приемами его организации учителем на одном из уроков по профилю вашей работы по предложенной программе наблюдения:

1. Обследование состояния внимания детей в начале урока (приемы, применяемые учителем для мобилизации их внимания; приход учителя в класс, его внешний вид, манера и способ обращения к классу и отдельным ученикам; создание у учащихся необходимой установки на произвольное внимание; оформление класса и санитарно-гигиенические условия, способствующие мобилизации внимания школьников на учебную работу).

2. Анализ проявления внимания детей на разных этапах урока (приемы и способы поддержания внимания школьников в процессе урока; устойчивость внимания, ее продолжительность, причины отвлечения; распределение внимания и его выражение; переключение внимания, причины, вызывающие его; смена видов внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное); знание учителем возрастных особенностей внимания школьников и умение управлять им; характер активности детей на уроке. Преобладающее эмоциональное их состояние).

Проводя наблюдение, обратите внимание на следующие элементы урока:

• содержательность, четкая последовательность и логичность подачи учебного материала учителем. Эмоциональность и красочность изложения; привлечение уже усвоенных учащимися знаний, связь материала с жизнью;

• характер вопросов, предлагаемых учителем по ходу изложения нового материала, как один из приемов активизации самостоятельной деятельности школьников. Разнообразие методических приемов (беседа, рассказ, самостоятельная работа и групповые формы работы и т.д.);

• техническая оснащенность урока (телепередача, кино, магнитофон, компьютерные средства и др.), применение наглядных пособий; характер руководства восприятием и вниманием учеников при демонстрации наглядных пособий и использовании ТСО;

• уплотненность и темп ведения урока, а также их влияние на состояние внимания детей;

• другие способы привлечения внимания на уроке.

По материалам проведенной работы заполните «Карту наблюдения за изменением сосредоточенности внимания школьника на уроке» (по выбору студента – один или несколько ребят для сравнения).

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

Наши рекомендации