Тема 5. Память и деятельность

(4 часа)

Зависимость памяти от мотивации. Эффект Зейгарник. Произвольное и непроизвольное запоминание. Исследование непроизвольного запоминания. Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Факторы мнемической направленности. Исследование Истоминой. Метапознание и метапамять.

Вопросы к семинарским занятиям {59}

1. Мотивация и запоминание. Экспериментальные исследования припоминания действий и забывания намерений в школе Левина {28}

· Психология памяти. М., 1998/2000. С. 437–452 (Зейгарник), 453–456 (Биренбаум), 457–464 (Левин)

2. Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности. Исследование Истоминой {15}

· Психология памяти. М., 1998/2000. C. 476–486 (Смирнов) (2,3), 653–657 (Истомина).

3. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания П.И. Зинченко и А.А. Смирнова: гипотезы, результаты и выводы {16}

· Там же. С. 465–475 (Зинченко),476–486 (Смирнов) (2,3).

Тема 6. Развитие памяти

(4 часа)

Различные подходы к постановке и решению проблемы развития памяти. Общее представление о развитии памяти. Социокультурная природа памяти человека. Виды памяти по Жане. Память как высшая психическая функция. Экспериментальное исследование онтогенеза памяти: параллелограмм развития памяти. Проблема улучшения памяти. Феноменальная память. Тренировка памяти.

Вопросы к семинарским занятиям {83}

1. Память и сознание. Уровневая классификация видов памяти (Блонский) {10}

· Психология памяти. М., 1998/2000. С. 380–389 (Блонский)

2. Память и речь. Функции памяти и характеристика ее видов по Жане {4,5}

· Там же. С. 371–379 (Жане)

3. Проблема памяти в культурно-исторической теории Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания {25}

· Там же. С. 616–625 (Выготский), 420–436 (Леонтьев)

4. Феноменальная память. Мнемотехники {44}

· Там же. С. 149–165 (Лурия), 166 –172 (Клацки), 694­–703 (Солсо), 682–693 (Челпанов).

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Тема 1. Общие представления о внимании

(4 часа)

Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Состояния внимания и невнимания. Виды рассеянности. Эффекты, функции и критерии внимания. Виды и свойства внимания. Типы внимания. Проблема внимания: история и современное состояние.

Вопросы к семинарским занятиям {40}

1. Субъективные и объективные явления внимания и невнимания {28}

· Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 11–32 или то же М. 1999. С. 10–31 или то же М. 2002 С. 9–32

Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 305–310, 344–347 (Рибо)

2. Эффекты и функции внимания. Критерии его наличия {1}

· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 543­–545 (Гиппенрейтер)

3. Основные виды, свойства и типы внимания {11}

· Там же. С. 238–244 (Джеймс) (2, 4); 29–34 (Кравков)

Тема 2. Внимание и сознание

(7 часов)

Внимание как узловая проблема психологии сознания. Внимание как состояние и как процесс сознания. Учение Вундта об апперцепции: виды и функции апперцепции. Представление о внимании в структурной психологии Титченера. Джеймс о внимании и его механизмах: понятие преперцепции. Проблема внимания в ассоцианизме. Моторная теория внимания Рибо: естественное и искусственное внимание. Теория волевого внимания Ланге. Проблема внимания в гештальтпсихологии.

Вопросы к семинарским занятиям {112}

1. Сознание и его свойства. Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании {27,5}

· Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. С. 137–151 (Вундт), 182–184, 192–195 (Титченер), 214–215, 230-234 (Джеймс)

2. Внимание как состояние и процесс сознания. Понятие апперцепции {9}

· Там же. С.151–154, 163–168 (Вундт)

См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:

Ø Понятия объема сознания и объема внимания: эксперименты Вундта.

· Там же. С. 137–151, 176–181 (Вундт).

3. Внимание как атрибут процессов сознания. Понятие сенсорной ясности и виды внимания по Титченеру {7}

· Там же. С. 184–191 (Титченер)

См. также вопросы контрольной работы и литературу к ним:

Ø Понятия объема сознания и объема внимания: эксперименты Вундта.

· Там же. С. 198–203 (Титченер)

Ø Проблема и методы измерения степени внимания. Метод вторичной зондирующей задачи: эксперимент Канемана.

· Там же. С. 206–208 (Титченер)

Ø Исследование отвлечений внимания (Гови, Морган, Вебер), аккомодации и инерции внимания (компликационный эксперимент).

· Там же. С. 208–211 (Титченер)

4. Джеймс о внимании и его механизмах. Понятие преперцепции {18,5}

· Там же. С.245–254, 286–296 (Джеймс)

См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:

Ø Понятие и исследование сдвигов внимания: обычных (Биллингс, Пилсберри), при восприятии двузначных фигур (Биллс) и борьбы полей зрения (Гельмгольц)

Там же. С. 242–244 (Джеймс)

5. Моторные теории внимания Рибо и Ланге: определение, механизмы и виды внимания {35}

· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 297–304, 316–323 (Рибо); 381–394, 409– 415 (Ланге).

6. Гештальтпсихологи о внимании: постановка проблемы и экспериментальные исследования {15}

· Там же. С. 430–431 (Рубин), 432–435 (Коффка), 436–444 (Кёлер, Адамс)

См. также вопрос контрольной работы и литературу к нему:

Ø Исследование внимания в гештальтпсихологии: опыты Гельба и эксперименты с измерением порога расчленения и маскировкой.

· Там же. С. 432–433 (Коффка), 436–444 (Кёлер, Адамс)

Наши рекомендации