В каких случаях особенно эффективна методика незавершенных предложений?

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В современной классификации проективных методов обследования личности метод незавершенных предложений (МНП) находится среди тех, которые основаны на дополнении (требуется завершить предложенный рассказ, предложения и т.п.). Существуют разнообразные варианты МНП, построенные на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В основе всех этих методик лежит положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. он проецирует свои особенности на свои ответы.

МНП представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, предложенного впервые Ф.Гальтоном и развитого впоследствие К.Юнгом, Э.Крепелином, В.Вундтом, А.Р.Лурия и др.

Впервые для изучения личности МНП был применен А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Наиболее известны методики завершения предложений, разработанные Дж.Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Ронде (1957).

МНП более информативен, чем тест словесных ассоциаций, потому что обследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и разнообразие ответов.

Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.

По оценкам зарубежных специалистов, валидность и надежность МНП достаточно высоки (Р.Ватсон, 1978).

Достоинства:

1. МНП достаточно прост по технике реализации

2. Является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. Одни предназначены для выявления мотивов и потребностей индивида, другие - чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т.п., третьи - для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика может быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться. Благодаря этому имеются значительные возможности изучения с помощью МНП как нормальных, так и клинических случаев

3. Заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта испытуемого

4. Пригоден для индивидуального и группового использования.

Сфера применения: для исследований в школе, промышленности, клинике и др.

Общие характеристики МНП: исследование, в котором используется конкретный вариант МНП, может проводиться в устной или письменной формах. Это определяется видом вербального ответа испытуемого: он может быть устным или письменным. К устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды). В этом случае и начальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения МНП возможна только в рамках индивидуального, а не группового обследования. Письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом начальные части предложений могут предъявляться: 1) устно и письменно - 2) на специальных бланках или 3) на отдельных карточках. При работе с группой традиционно используются 1) и 2) способы, в случае индивидуального исследования - любой из трех перечисленных.

Независимо от формы применения (письменной или устной) исследования, существенной характеристикой последнего являются временные показатели. В случае группового эксперимента для каждого испытуемого фиксируется время, в течение которого он справился с работой в целом. Это представляется возможным, поскольку все испытуемые приступают к работе одновременно, по команде экспериментатора.

При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, а не при использовании бланка.

Использование различных вариантов МНП в возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа растет вместе с возрастом, причем выразительный “скачок” в его величине возникает между 10 и 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого испытуемого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования является выражением повышенной утомляемости испытуемого.

Испытуемые: дети, взрослые, престарелые; испытуемые обоих полов; здоровые и больные.

Цель: выявление отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.

Инструкция: “Прочитайте эти незаконченные предложения. Завершите их письменно первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его и займитесь им позже. Будьте правдивы. Это задание необходимо для тренировки вашей памяти и внимания.”

Таким образом, независимо от варианта МНП инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания.

Порядок проведения МНП: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке рядом или под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, т.к. позволяет наблюдать за всей ситуацией обследования в целом.

Материал для проведения МНП: в отечественной психологии в основном используются два варианта МНП.

Первый из них - сокращенный вариант Rayne - Ronde - состоит из 20 фраз, очень простых по содержанию.

1. Моя специальность...

2. Моя семья...

3. Боюсь...

4. Деньги...

5. Моя мечта...

6. Работа...

7. Мои сны...

8. Бороться...

9. Больше всего люблю...

10. Дома...

11. Моя голова...

12. Дети...

13. Меня беспокоит...

14. Смерть...

15. Мой вид...

16. Друзья...

17. Если б я мог...

18. Мои планы...

19. Скрываю...

20. Когда мыслю...

Гораздо более широко распространенным является вариант Saks - Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева (1969, 1971). Первоначально он использовался в целях исследования личностных отношений больных неврозами и психозами. Данный вариант МНП состоит из 64 незавершенных предложений с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения. Каждая из них соответствует определенной сфере отношений человека - к самому себе, к другим людям и т.п. Первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе. Например, предложение, соответствующее сфере “отношение к будущему”, начинается: “Будущее кажется мне...”; соответствующее сфере “отношение к подчиненным” - “Если кто-нибудь работает под моим руководством...”; соответствующее сфере “отношение к матери” - “Моя мать...”

Метод незаконченных предложений

1. Думаю, что мой отец редко...

2. Если все против меня, то...

3. Я всегда хотел (-а)...

4. Если бы я занимал (-а) руководящий пост...

5. Будущее кажется мне...

6. Мое начальство...

7. Знаю, что глупо, но боюсь...

8. Думаю, что настоящий друг...

9. Когда я был (-а) ребенком...

10. Идеалом мужчины для меня является...

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной...

12. По сравнению с большинством других семей моя семья...

13. Лучше всего мне работается с...

14. Моя мать...

15. Сделал (-а) бы все, чтобы забыть...

16. Идеалом женщины для меня является...

17. Если бы мой отец только захотел...

18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы...

19. Я мог (-ла) бы быть очень счастливым (-вой), если бы...

20. Если кто-нибудь работает под моим руководством...

21. Надеюсь на...

22. В школе мои учителя...

23. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь...

24. Не люблю людей, которые...

25. Когда-то я...

26. Считаю, что большинство юношей...

27. Супружеская жизнь кажется мне...

28. Моя семья обращается со мной как...

29. Люди, с которыми я работаю...

30. Моя мать и я...

31. Моей самой большой ошибкой было...

32. Считаю, что большинство девушек...

33. Я хотел (-а) бы, чтобы мой отец...

34. Моя наибольшая слабость заключается в том...

35. Моим скрытым стремлением в жизни...

36. Мои подчиненные...

37. Наступит тот день, когда...

38. Когда ко мне приближается мой начальник...

39. Хотелось бы мне перестать бояться...

40. Больше всего люблю людей, которые...

41. Если бы я снова стал (-а) молодым (-дой)...

42. Считаю, что большинство мужчин...

43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...

44. Большинство известных мне семей...

45. Люблю работать с людьми, которые...

46. Считаю, что большинство матерей...

47. Когда я был (-а) моложе, то чувствовал (-а) себя виноватым (-той), если...

48. Считаю, что большинство женщин...

49. Думаю, что мой отец...

50. Когда мне начинает не везти, я...

51. Больше всего я хотел (-а) бы в жизни...

52. Когда я даю другим поручение...

53. Когда я буду старым (-рой)...

54. Люди, превосходство которых над собой я признаю...

55. Мои опасения не раз заставляли меня...

56. Когда меня нет, мои друзья...

57. Моим самым живым воспоминанием детства является...

58. Мне очень не нравится, когда мужчины...

59. Моя половая жизнь...

60. Когда я был (-а) ребенком, моя семья...

61. Люди, которые работают со мной...

62. Я люблю свою мать, но...

63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...

64. Мне очень не нравится, когда женщины...

Ответы испытуемого отражают существующую у него систему отношений к семье, представителям своего и противоположного пола, сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудникам, друзьям, отцу, матери, переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.

Наши рекомендации