Проектирование в социально- педагогической деятельности.

В настоящее время теоретическое обоснование социального проектирования позволило разработать эффективные модели вхождения педагога и ученика в социальное проектирование. Подтверждением этому являются труды Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой и др. Широко представлена методология проектирования образовательной деятельности для работников образования, руководителей, участвующих в инновационной деятельности в работах Т.Г. Новиковой, А.С. Сиденко.

Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств.

Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации. Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, мазнет носить более широкий характер. Здесь уместно привлечение средств массовой информации и различного вида социальных и компьютерных сетевых связей.

Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым педагогизируя общественное сознание.

В последние годы проектирование получило широкое распространение в системе высшего профессионального образования. Большинство студентов выпускных курсов современных вузов выполняют свои дипломные проекты, которые по сути своей соответствуют признакам исследовательских проектов.

Проблема включения студенческой молодежи в социальное проектирование оказалась актуальной вдвойне - с одной стороны, как один из методов, способствующий повышению качества их образования, с другой стороны, как метод позволяющий выпускникам вузов стать конкурентоспособными специалистами на рынке услуг.

Социальное проектирование как сфера деятельности, предполагающая сотрудничество педагогов и студентов, может найти широкое применение в различных областях образовательно-воспитательной деятельности вуза, среди которых значительное место занимает участие студентов в волонтерском движении, конкурсах инновационных проектов, форумах, выставках педагогического мастерства.

Заключение

Любое проектирование, в том числе и социально-педагогическое на основе концептуального анализа ситуации выдвигает и функционирует некий идеальный образ желаемого будущего, выявляет тенденции развития, планирует те изменения, которые откроют дорогу полезным и ограничат или ликвидируют возможности развития нежелательных тенденций. Первые затем должны превратиться в практические дела, обеспечить позитивное развитие. Этой цели и служат модели исходного состояния системы, процесса ее преобразования и желаемого состояния преобразуемых объектов или процессов, реализующего если не идеальную, то реально достижимую в конкретных условиях цель. Таким образом, проектирование, должно быть направлено на улучшение существующих образовательных систем, решение насущных проблем образовательных учреждений путем разработки проекта и претворения его в реальность.

Планирование социально- педагогической деятельности.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования), обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.

Основные принципы планирования:

Научность конкретность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

Целенаправленность - определенная целевая установка деятельности на конкретный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта.

Перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

Объективность - разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта: материальных, экономических, географических, социальных и др. Социальный работник ориентирован на реализацию потребностей и интересов клиента.

Скоординированность (согласованность) - соотнесение и координация плана работы соц. Работника с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

Оптимальность - выбор содержания и форм построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

Комплексность - при составлении плана предполагается использование разных форм, методов, видов направлений деятельности в их единстве и взаимосвязи. Ориентация на комплексный характер планов (разнообразие форм работы; «+»: влияние на разные стороны личности, включение школьников в разные виды деятельности;

Коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

Конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей;

Реальность - разумная насыщенность плана.

Виды планирования:

Перспективный план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы. Возможно планирование и на более длительный срок;

Календарный план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю . Формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

Текущий план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Структура плана:

Аналитическая записка (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т.д.);

Цели и задачи работы

Планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относят: профилактическую работу, защитно- охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

Календарный план чаще всего имеет форму:

Циклограммы помогает распределить работу во времени по отдельным направлениям , соотнести между собой основные этапы предпринимаемых социально-педагогических действий.

План-графика. Позволяет упорядочение расположить предстоящую деятельность, составляется на месяц, неделю, либо на день, план график на день составляется в те дни, когда необходимо провести много обязательных мероприятий и надо предельно рационально распределить время.

План-сетка. Наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

Предназначение плана:

Упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение, планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Функции планирования:

· Направляющая, определяющая конкретное направление и виды деятельности.

· Прогнозирующая, представляет результаты через конкретные действия.

· Координирующая, организаторская, отражает, какими средствами организуется деятельность, кто является ее субъектом и объектом, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, отражает взаимодействие субъектов деятельности.

· Контрольная, ребенок может контролировать реализацию поставленной цели.

· Репродуктивная (воспроизводящая), в любое время по плану можно восстановить содержание выполненной работы.

5. Технология социального посредничества в организации социально- педагогической деятельности. Сущность посреднической деятельности. Посредническая функция социального педагога образовательного учреждения, интернатного учреждения, учреждения пенитенциарной системы.

Технология социального посредничества в организации социально-педагогической деятельности.

Социальное посредничество — это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них. В роли такого субъекта могут выступать группа, коллектив, отдельная личность, семья, социальный слой и др. Для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов (государственное социальное учреждение, общественные организации, коммерческие структуры, специалисты и т. д.).

Быть социальным посредником — значит объяснять интересы одной стороны другой стороне. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный педагог должен уметь устанавливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости. Нередко специалист выступает в роли посредника между конфликтующими сторонами. В таком случае он может оказаться «между двух огней», и ему следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументированно отводить обвинения, продолжая посреднические усилия.

Смысл технологии посредничества заключается в содействии достижению согласия между субъектами (отдельная личность, семья, коллектив и др.) для решения социальных проблем одного из них.

Можно выделить следующие виды посредничества в профессиональной социально-педагогической деятельности:

► в поиске соответствующих служб (организаций, учреждений), способных оказать подопечному необходимую помощь и поддержку;

► в решении межличностных, семейных конфликтов;

► в решении правовых проблем — например, участие в оформлении опеки (попечительства), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям несовершеннолетних;

► в решении медико-реабилитационных проблем.

Основные этапы деятельности социального педагога, реализующего посредническую функцию:

► диагностика причин и состояния проблемы подопечного, оценка возможностей ее решения, анализ информации об учреждениях, оказывающих различные услуги в сфере правовой, социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и т.п.;

► выбор учреждения, способного оказать подопечному наиболее эффективную помощь;

► информирование подопечного о характере деятельности рекомендуемого учреждения;

► помощь в установлении контакта подопечного с соответствующим специалистом;

► проверка результативности контакта (определение позитивной динамики в решении проблемы подопечного).

Основные приемы реализации технологии посредничества:

► оформление для подопечного выписки с указанием адреса, номера телефона, фамилии, имени, отчества нужного специалиста рекомендуемой организации (учреждения, центра, службы);

► личный контакт социального педагога с представителем учреждения или специалистом (непосредственный или опосредованный, например, по телефону);

► составление сопроводительного письма с указанием причины и цели обращения подопечного в учреждение;

► при необходимости подбор сопровождающего для подопечного из числа педагогов, родственников, близких людей;

► в некоторых случаях заключение письменного трехстороннего договора: социальный педагог—специалист (учреждение) — подопечный как одного из способов установления правил, норм взаимодействия субъектов.

Сущность посреднической деят-ти: Социально-педагогическое посредничество – это форма социально-педагогической деятельности по разрешению проблем клиента на основе поиска педагогических ресурсов, возможностей социума, установления взаимодействия с ними и сопровождения до получения конечного результата, способствующая формированию социальной активности личности.

Посредничество представляется как многоуровневое, многофункциональное социально-педагогическое явление, как значимый атрибут социально-педагогической деятельности.

Посредническая функция соц. педагога образовательного учреждения, интернатного учреждения, учреждения пенитенциарной системы.

Посредническая функция соц. педагога в школе предполагает учет влияния всех социальных институтов на формирование и развитие личности, сплачивание единомышленников в поисках оптимальных решений, осуществление связи с обществом, с различными службами и центрами, оказывающими, прежде всего, содействие и поддержку в преодолении трудных ситуаций ребенку, семье.

Посредническая функция соц. педагога интернатного учреждения обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно- посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения.

Посредническая функция соц. педагога учреждения пенитенциарной системы. Пенитенциарный – относящийся к наказанию, преимущественно уголовному. Заключается в поддержание связей с семьей, работа с общественностью.

Назначение экспертной деятельности. Примеры, иллюстрирующие использование в социально- педагогической деятельности элементов экспертизы.

(Примеры не найдены)

Экспертиза (от лат. — испытывать) — процесс научно-технического исследования специалистом существенных для дела объектов или обстоятельств; рассмотрение, изучение каких-либо вопросов, проблем, решений, требующих специальных знаний для представления по ним мотивированного, аргументированного заключения, научного обоснования.

Социально-педагогическая экспертиза является технологической процедурой, применяемой при решении многих социальных задач и оказании помощи различным категориям населения. Эта процедура взаимодействует с такими общими технологиями, как диагностика, профилактика, реабилитация и др.

Специфика социально-педагогической экспертизы определяется:

- предметом экспертизы (процесс социального воспитания, социализации, развития личности, группы, система социально-

педагогического взаимодействия и т.п.);

- квалификацией экспертов (педагоги, психологи, социологи, специалисты в сфере управления, медики, юристы и др.) и необходимостью их совместной деятельности;

- характером методов экспертной деятельности, среди которых преобладают психолого-педагогические (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и т. п.);

- рекомендательным (а не нормативным) характером экспертного заключения, обеспечением условий для выбора стратегии дальнейшего развития объекта, процесса, явления

Социальная экспертиза, как правило, представляет собой комплекс различных экспертных процедур (социологические оценки, комплексные диагностические процедуры, социально-психологическая, судебно-психиатрическая, медико-социальная и другие виды экспертизы). Социальный педагог, как правило, применяет уже существующие экспертные процедуры.

7. Этические основы социально- педагогической деятельности.

Этические принципы являются теми основополагающими положениями, которыми руководствуется социальный педагог в своей практической деятельности.

· Принцип принятия ребёнка таким, каков он есть. Социальный педагог при решении проблем жизненных ситуаций детей должен ориентироваться на разумный характер их требований. Главной задачей в практической ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем. Ни личные качества, ни физические недостатки, ни психические отклонения, ни вероисповедание не могут служить основанием в отказе в помощи социальным педагогом и причиной для любой формы дискриминации ребёнка (или иного объекта воздействия). Социальный педагог должен учитывать все специфические особенности своих подопечных в процессе принятия решения по оказанию помощи.

· Уважение права ребёнка на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Социальный педагог не может оказывать помощь человеку без его согласия. Вне зависимости от степени рациональности поступков клиента социальный педагог и социальный работник не могут принуждать его (психологически или физически) следовать своей профессиональной логике. Основными инструментами воздействия социального педагога являются доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты и собственный профессиональный опыт социального педагога.

· Конфиденциальность сотрудничества социального педагога. Конфиденциальной информацией (доверительной, не подлежащей разглашению) является всё, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также всё остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом. Социальный педагог должен гарантировать такую конфиденциальность и принять все меры к её обеспечению. Социальный педагог должен заранее поставить клиента в известность, что та или иная информация должна быть переданной другим работникам, возможно руководству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне. Однако даже при этом, подобная информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет непосредственное отношение к решению данной конкретной проблемы. Нарушение же конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента - для жизни, здоровья, материального или психического благополучия.

· Принцип ответственности социального педагога за результаты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем, несёт личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за её последствия. Социальный педагог несёт ответственность не только перед своими клиентами, но и перед собой и своей семьёй. Постоянное участие в разрешении множества «чужих» проблем, «проживание» вместе со своими клиентами их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному «выгоранию» личности социального педагога. Каждый социальный педагог обязан уметь защитить себя как в личных интересах, так и в интересах своих клиентов. Социальные педагоги и социальные работники несут ответственность и перед своей профессией. Они обязаны повышать её престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и групповом общении в различных видах и типах социума.

· Принцип порядочности социального педагога. Порядочность социального педагога, по мнению И. Липского [4, с. 111], является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов своих клиентов и их социального окружения. Личная порядочность социального педагога заключается в обеспечении разумного баланса, в гармонизации интересов всех сторон, умении предотвратить установление приоритетов одних над другими.

Проблемные вопросы для дискуссии:

1. Почему планирование является основой социального управления?

Современная теория управления трактует социальное управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Следует обратить внимание на тот факт, что речь идет не об удовлетворении потребностей общества, а о достижении субъективных целей, продиктованных интересами обособленного от общества социального формирования, за которыми скрываются интересы его членов.

В целом к концу XX века сформировалось несколько подходов к определению понятия «социальное управление», условно можно сказать – определение в широком или узком смысле. Первый характерен для энциклопедической литературы (социально-философской и собственно по вопросам социального управления). В широком смысле социальное управление рассматривается как функция самоорганизующихся социальных систем по обеспечению продвижения системы к намеченной цели. Цель рассматривается как идеальное представление, предвосхищение в сознании субъекта результата деятельности. В социальном управлении целью может являться упорядочение, сохранение целостности и качественной специфики, воспроизводство, совершенствование и развитие системы. Кроме того, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, регулирование, учет. В целом такой подход дает представление о социальном управлении как о явлении социальной реальности.

Социальное планирование - метод социального управления, суть которого состоит в определении и обосновании целей, задач и темпов развития социальных процессов и в разработке основных средств их реализации.

В настоящее время социальное планирование сосредоточилось на территориальном уровне, где объектами являются город, область, регион. Социальное планирование имеет характер социальных прогнозов и ориентировано на решение специфических задач, тесно связанных с территорией социальных и экономических проблем - занятости населения, социальной защиты населения, охраны его здоровья, развития сферы социально-культурного обслуживания, экологии и др.

Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат.

Рассмотрим процесс стратегического планирования. Стратегической целью социальной работы является наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите.

Слово стратегия произошло от греческого «искусство генерала». Стратегия - детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Необходимо помнить, что само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха. Это подтверждает то, что все функции управления взаимосвязаны.

Стратегическое планирование обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок; дает основу для принятия решения; способствует снижению риска для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, а также создает единство общей цели внутри организации.

2. Как вы считаете, целесообразно ли социальному педагогу составлять ежедневные планы?

Планирование является основой социального управления.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными организациями - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности. Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится предмет деятельности к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода, от выбора эффективных путей и средств достижения цели.

Основные принципы планирования - научность (конкретность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность проведения планируемых мероприятий), скоординированность (согласованность), оптимальность (выбор содержания и формы построения плана, наиболее подходящих для данных условий), перспективность (построение плана с учетом близких и дальних перспектив), коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур), конкретность (четкость формулировок, определения сроков, указание непосредственных исполнителей).

В деятельности социального педагога используются различные формы планов: годовой или на полугодие, план работы на четверть, месяц, неделю (календарный план), план проведения конкретных акций, мероприятий, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Структура перспективного плана: аналитическая записка (она отражает состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т.д.), цели и задачи работы, планирование по разделам (профилактическая работа, защитно-охранная деятельность, организационная деятельность и др.)

Годовой план может иметь и такие разделы: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом, работа с общественными организациями.

Календарное планирование может быть в форме циклограммы (составляется в случае, когда четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности), плана-сетки (наглядно - с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений представляет весь объем запланированной работы), плана-графика (позволяет упорядоченно расположить будущую деятельность).

Календарный план конкретизирует, развивает, детализирует соответствующие пункты годового плана, соотносит их с конкретным временем.

Кроме того, социальный педагог составляет планы конкретных мероприятий. Необходимо указать цель и задачи, место и время, ответственных за проведение всего мероприятия или отдельных его частей.

Как вы считаете, целесообразно ли социальному педагогу составлять ежедневные планы?

Нет не целесообразно.

В профессиональной работе социального педагога достаточно часто встречаются ситуации, предполагающие деятельность, направленную на проведение реформ, изменений в условиях жизни, учебы, труда подопечных. Хотелось бы вам стать участниками процесса управления изменениями? Если да, то какими именно изменениями вы бы хотели управлять?

В профессиональной работе социального педагога достаточно часто встречаются ситуации, предполагающие деятельность, направленную на проведение реформ, изменений в условиях жизни, учебы, труда подопечных. Хотелось бы вам стать участниками процесса управления изменениями? Если да, то какими именно изменениями вы бы хотели управлять?

Да, хотелось бы стать участником процесса управления изменениями.

(безусловно, характер изменений зависит от конкретных подопечных, примеры указаны, исходя из того, какими изменениями хотелось бы управлять)

Изменения, направленные на современный подход к обучению. Создание сайтов с полезной и достоверной информацией, которая может пригодится для выполнения домашних заданий. Кажется, что сейчас можно найти в интернете все, но к сожалению, это не всегда так. Так же школьным сайтам не помешает наполнение не только для родителей, но и адаптированное для воспитанников.

Изменения, касающиеся внеурочного времени, создание зон для комфортного и интересного времяпрепровождения воспитанников. Мест с настольными играми, интернетом для отдыха от занятий и общения.

Изменения, касающиеся социально-профилактической работы.

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей. Создание условий для полноценного личностного развития. - разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей. - создание благоприятного социально-психологического микроклимата.

- оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.

- работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению.

- психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.

-программа профилактики аддикций

-программа профилактики межличностных конфликтов.

Изменения, относящиеся к социальному воспитанию.

Цель: активное воздействие на процесс социализации личности: позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации.

-программа развития житейских умений и навыков.

-программа профориентации.

-программа сексуального воспитания и подготовка к семейной жизни.

-программа развития коммуникативных навыков и культуры общения.

-программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аддиктивное поведение, застенчивость, аутизм).

-программа психотерапии акцентуации характера.

-программы коррекции образа «Я».

- программы психогимнастики.

-программы кризисной интервенции в критических ситуациях.

Наши рекомендации