Общая характеристика психологического тестирования.Классификация психологических тестов.
Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник.
Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой психологического тестирования является психологический тест – стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.
Изначально тестирование рассматривалось как разновидность эксперимента. Однако к настоящему времени специфика и самостоятельное значение тестирования в психологии позволяют отграничить его от собственно эксперимента.
Теория и практика тестирования обобщены в самостоятельных научных дисциплинах – психологической диагностике и тестологии. Психологическая диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Таким образом, психодиагностика является экспериментально-психологическим разделом дифференциальной психологии. Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов.
Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:
1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;
2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;
3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.
Использование тестов – неотъемлемая черта современной психодиагностики. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностики: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика и, наконец, область экспертизы – медицинской, судебной и т. п.
Классификация психологических тестов С Розенцвейга:
1. Субъективные психодиагностические методики - методики, основанные на использовании принципа самооценки исследуемым своего поведения и личностных особенностей. В психодиагностике в основном представлены опросниками.
По процедуре использования опросники сближаются с анкетированием. И в том и в другом случае общение между исследователем и исследуемым опосредовано анкетой или опросником. Исследуемый сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Подобная опосредованность дает возможность проведения массового психодиагностического исследования с помощью опросников.
Вместе с тем существует и ряд различий, не позволяющих рассматривать анкеты и опросники как синонимы.
Анкеты выполняют функцию сбора информации любой направленности, опросники нацелены на выявление психологических характеристик (н-р, личностных особенностей).
Опросник– это тест для выявления индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми.
Классификация опросников
1) В зависимости от того, к какой категории относится исследуемое с помощью опросника явление, выделяют опросники состояний и опросники свойств (личностные опросники). Существуют также комплексные опросники (сочетают в себе признаки опросника состояний и опросника свойств).
2) В зависимости от степени охвата свойств личностные опросники делятся на реализующие принцип черт и типологические.
3) По оцениваемой подструктуре личности выделяют: опросники темперамента, опросники характера, опросники способностей, опросники направленности личности; смешанные опросники. Опросники каждой из групп могут быть как типологическими, так и нетипологическими. Например, опросник темперамента может быть направлен на диагностику как отдельных свойств темперамента (активности, реактивности, сензитивности, эмоциональной возбудимости и т. д.), так и на диагностику типа темперамента в целом по одной из существующих типологий.
Диагностика способностей с помощью субъективных опросников проводится редко, например, диагностика коммуникативных способностей.
2. Объективные тесты. В рамках объективного подхода диагноз выносится на основании информации о результативности деятельности и об особенностях выполнения деятельности. Эти показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе (в отличие от субъективных тестов) и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию (в отличие от проективных тестов).
В зависимости от предмета тестирования существует следующая классификация объективных тестов:
• тесты личности;
• тесты интеллекта (вербальные, невербальные, комплексные);
• тесты способностей (общих и специальных);
• тесты креативности;
• тесты достижений (тесты действия, письменные, устные).
Тесты личности, как и личностные опросники, направлены на выявление личностных особенностей, однако уже не на основе самоописания этих особенностей испытуемым, а через выполнение им ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест на изучение перцептивного стиля личности («полезависимость» /«поленезависимость»).
Тесты интеллектанаправлены на оценку уровня интеллектуального развития. При узкой трактовке понятия «интеллект» применяются методики, позволяющие оценить только умственные (мыслительные) особенности человека, его умственный потенциал. При широком понимании категории «интеллект» применяются методики, позволяющие характеризовать в дополнение к мышлению и другие познавательные функции (память, пространственную ориентировку, речь и др.), а также внимание, воображение, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты интеллекта.
Тесты способностей – это методы, направленные на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками как общего, так и частного характера. В первом случае речь идет об оценке общих способностей (сенсорных, моторных, мнемических и т. д.), во втором – об оценке способностей специальных, обычно связанных с профессиональной деятельностью (математических, музыкальных, художественных, скорости чтения и т. д.).
Отдельный вид способностей представляют собой творческие способности. Совокупность творческих способностей называют креативностью. В теоретическом плане не проведена четкая грань между креативностью как качеством интеллекта, как творческой способностью и как свойством личности. Поэтому в группу тестов креативности входят весьма разнообразные методики. Наиболее известны тесты Дж. Гилфорда и Е. Торренса, разработанные на рубеже 1950—1960-х гг.
Тесты достижений предназначены для оценки уровня овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо конкретной деятельности и используются преимущественно в сферах обучения и профотбора.
3. Проективные тесты. В рамках проективного диагностического подхода получение информации основано на анализе реакций испытуемого на внешне нейтральный, как бы безличный материал, становящийся в силу его слабой структурированности и неопределенности объектом проекции. Проективные тесты позволяют выявить неосознаваемые компоненты психического.
Тестирование с помощью проективных методов имеет следующие наиболее общие особенности:
1) В методиках используется неоднозначный, слабоструктурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации.
2) Для преодоления сопротивления испытуемого инструкция дается ему без раскрытия истинной цели, а сама процедура тестирования нередко проходит в игровой форме. Испытуемый, как правило, не ограничивается в выборе ответов, и ответы не оцениваются как «правильные» или «ошибочные».
Благодаря этим особенностям проективные методики нередко используются на начальных этапах психологической работы с клиентом или в начале комплексного психологического тестирования личности, поскольку позволяют установить контакт и вызвать интерес к обследованию.