Коммуникативная компетентность специалиста по соц. работе.
В социальной работе важным моментом выступает компетентность в общении. Основа коммуникативной компетентности - социальный интеллект, т.е. способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Коммуникативная функция в социальной работе призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека.
Социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др. Социальный работник должен обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе "трудных" подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т. д. Специалист по социальной работе должен быть способен вызвать симпатию и доверие у людей. Деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. "Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение, интуиция, сострадание и т. д. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. Очень важно, чтобы социальный работник был компетентен в общении, т. к. от этого зависит эффективность его работы, а значит и состояние (психическое, физическое, материальное и т. д.) его клиентов. Кроме того, компетентный в общении социальный работник может оказать помощь в умении общаться своему клиенту и через это решить его проблему. Для социального работника в его профессиональной деятельности можно выделить 3 основных вида (типа) общения: 1). деловое (это общение в официально-деловой сфере специалиста по социальной работе с представителями организаций, социальных институтов, чиновниками различных уровней, с целью улучшения деятельности служб социальной помощи, решения каких -либо проблем (правовых, материальных, жилищных, психологических и пр.) своих клиентов и т. д.) 2). консультативное (это общение с целью оказания помощи клиенту). 3). интимно-личностное (это общение, основанное на дружеских, доверительных отношениях между клиентом и социальным работником).
Выделяют ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника, которые называются коммуникативной профессиограммой, что, по сути, является системой квалификационных требований, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы. Специалист в этой области должен:
• знать речевой этикет и уметь его использовать;
• организовать требуемый вид общения и управлять им;
• анализировать предмет общения, его цели и задачи;
• корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;
• уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги,
• уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
• иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;
• владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;
• уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
• знать служебный этикет и уметь его использовать;
• уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении; снимать стресс, напряжение; адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.
В содержание коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе можно включать умение устанавливать эмоциональный контакт, умение брать на себя инициативу в общении, понимание психологического состояния клиента, а также владение техникой профессионального общения.
Показателями коммуникативной компетентности социального работника могут выступать:
− умения быстро ориентироваться в условиях внешней стороны общения;
− умения правильно планировать свою речь;
− умения находить адекватные средства для передачи информации;
− умения обеспечивать обратную связь с клиентом в ситуации общения.
Существенным компонентом тактики профессионального общения является умение слушать.