Глава 2. Методы дифференциальной психологии

Глава 2. Методы дифференциальной психологии

СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Общие требования к методам дифференциальной психологии

2.2. Классификация методов дифференциальной психологии

2.3. Общенаучные методы

2.4. Психогенетические методы

2.5. Исторические методы (методы анализа документов)

2.6. Собственно психологические методы

2.7. Каналы получения информации об индивидуальности

2.8. Приемы и способы научной классификации

2.9. Резюме

Знания, умения и навыки темы 2

Уровни усвоения знаний

Успешное изучение темы позволит:

1. Иметь представлениеоб особенностях психологических фактов; о системе научных методов дифференциальной психологии.

2. Знатьособенности модификации общенаучных методов применительно к задачам психологии индивидуальных различий.

3. Уметьоценивать степень психометрической адекватности различных методов.

4. Владетьключевыми понятиями: валидность, репрезентативность, надежность метода;

навыками предпочтения и обоснования номотетического или идиографического подхода в исследовании; навыками составления комплекса (батареи) взаимодополняющих методов.

Краткие методические указания по изучению темы 2
· проанализируйте основные дихотомии в классификации методов дифференциальной психологии · обратите внимание на соотношение между собой идиографического и номотетического подходов · рассмотрите критически основные каналы получения знаний по дифференциальной психологии · проведите параллели между исследовательскими и психотерапевтическими методами (насколько это вам известно)    

2.1. Общие требования к методам дифференциальной психологии

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще – там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания.

Подбор методов исследования связан с особенностями психологических фактов:

· они недоступны непосредственному наблюдению – поэтому в их изучении могут использоваться методы, фиксирующие внешние проявления психических феноменов, сами же феномены при этом остаются скрытыми.

· психологические факты многозначны, поэтому они должны быть изучены в контексте жизнедеятельности человека, для чего часто бывает необходимо сопоставлять отдельные события и улавливать контекст жизни человека.

· психология судит о психологических явлениях по их внешним проявлениям – действиям, речи, выразительным движениям, в дальнейшем подвергая наблюдения интерпретации.

Все эти особенности психологических фактов ставят особые требования к валидности, надежности и репрезентативности методов психологии развития.

Валидность (соответствие целей, методов и результатов исследования; приближение к бесконечному безупречному эксперименту) представляет собой большую проблему в силу специфики объекта науки, который не всегда может быть изучен точно. Например, Д.Б. Эльконин, анализируя опыты В.И. Аснина, обратил внимание на то, что дети младшего возраста легче решали задачу, чем более взрослые, потому что последние считали верное решение слишком простым и стремились обнаружить более сложные решения, соответствующие их уровню сообразительности и ловкости, то есть в этом случае нарушалась очевидная валидность (Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В., 2005). Очень уязвимыми с точки зрения валидности представляются качественные методы (биографические, личностные проективные тесты и т.д.)

Следующее важное требование к исследованию – это его репрезентативность (возможность обобщать результаты, перенося их на другие популяции и ситуации). Репрезентативность уязвима еще и потому, что невозможно освободиться от культурно-исторического контекста, в котором протекает жизнь человека. И, конечно, репрезентативность практически отсутствует во всех вариантах применения метода отдельных случаев (дневникового, самонаблюдения, автобиографического).

Наконец, в психологии нужно стремиться к получению надежных данных (надежность – это устойчивость результатов во времени). Точный контроль над переменной фона – задача практически нерешаемая.

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

1. Наблюдение–целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Виды наблюдения

Опосредствованное – Непосредственное (Косвенное – Контактное) По форме контакта
Полевое – Лабораторное (Естественное – Экспериментальное) По условиям деятельности
Открытое – Скрытое (Инкогнито) По характеру взаимодействия с объектом
Включенное – Невключенное  
Случайное – Целенаправленное По цели
Сплошное – Выборочное По упорядоченности
Произвольное – Структурированное
Констатирующее – Оценивающее По фиксации результатов

Преимущества метода заключаются в том, что:

· собираются факты естественного поведения человека;

· человек воспринимается как целостная личность;

· отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются:

❑ слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями;

❑ пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию;

❑ отсутствие возможности повторного наблюдения;

❑ фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность посредством нескольких одновременных фиксаций; систематичность, стараясь избегать больших перерывов; маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).

2. Эксперимент– метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что:

· можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс;

· возможно многократное повторение опыта;

· возможно ведение простого протокола;

· данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся:

❑ исчезновение естественности процесса;

❑ отсутствие целостной картины личности человека;

❑ необходимость специальной техники;

❑ отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента.

Лабораторный, какправило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии.

Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Дж. Морено, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы), и в условиях игровой деятельности («купить в магазине» различные овощи).

Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).

Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам). Вариантом формирующего является психолого-педагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (который после этой апробации начинает называться программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно.

Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером моделирования в психологии может быть применение дилемм (незавершенных историй), в которых испытуемый предположительно идентифицируется с героем рассказа, с последующим обсуждением сюжета. Так, в одной из историй, используемых в исследованиях великим швейцарским психологом Ж. Пиаже, один из персонажей, маленький Жан, нечаянно разбил поднос, на котором стояло десять чашек. А другой мальчик, Анри, вопреки запрету взрослых полез в буфет и тоже разбил чашку. Вопрос состоит в том, кого нужно сильнее наказать: Жана, который разбил десять чашек, или Анри, который разбил только одну, но зато нарушил запрет взрослых? К моделированию могут быть также отнесены такие приемы, как индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (Акимова М.К., 1982. С. 122–128; Егорова М.С., 1997; Мешкова Т.А., 2004; Равич-Щербо И.В., 1982. С. 101–121; Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л., 1999; Современная психология…., 2000).

1. Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то, чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения).

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый геносоциограммой – комментированным представлением генеалогического древа, в котором, наряду с отношениями родства, дано наглядное социометрическое (аффективное) представление о фамилиях, именах и значимых событиях (рождении, кончине, бракосочетаниях, абортах, переездах, болезнях, несчастных случаях, профессиональных выборах и т.д.). Этот метод, основанный на социометрии Якоба Морено и семейной терапии Мюррея Боуэна, был предложен Анри Колломбом. Геносоциограмма составляется для семьи по крайней мере в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости или «генерационной памяти» – это направление исследований сейчас очень популярно на Западе) (Шутценбергер А.А., 2005) (Хрестомат. 2.2).

2. Метод приемных детейсостоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью или средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

3. Близнецовый методиспользовался Э. Торндайком, Р. Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

❑ Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов.

❑ Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы составляют так называемую «совокупную личность».

❑ Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.

❑ Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

2.5. Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида – человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

1. Биографический метод– использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности.

2. Дневниковый метод– вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека, содержащий описание его развития и поведения, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

3. Автобиография – это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

Резюме

❑ Методы дифференциальной психологии призваны по возможности учитывать особенности психологических фактов: они недоступны непосредственному наблюдению, многозначны и представлены исследователю своей внешней стороной.

❑ Подбор исследовательского инструментария должен отвечать требованиям валидности, репрезентативности и надежности.

❑ Методы дифференциальной психологии могут быть классифицированы по ряду оснований: по виду используемого опыта, активности воздействия, уровню обобщенности полученных закономерностей, историчности, стабильности-изменению изучаемого явления, способу взаимодействия с полученными данными, способу обработки данных.

❑ Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках (наблюдения, эксперимента, моделирования).

❑ Психогенетические методы направлены на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

❑ Исторические методы (методы анализа документов) посвящены изучению индивидуального жизненного пути выдающихся личностей в контексте особенностей среды и наследственности, которые способствовали их становлению.

❑ Собственно психологические методы включают в себя следующие классы. Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно. Психофизиологические (аппаратные) методы предназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения. Социально-психологические методы включают опросы и социометрию, возрастнопсихологические – «поперечные» и «продольные» срезы. Анализ продуктов деятельности (творчества) представляет собой опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Тестирование – это краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Психосемантические методы представляют собой группу максимально индивидуально-оринтированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Наконец, психотерапевтические методы используются для оказания коррекционного или психоразвивающего воздействия в зависимости от запроса клиента, уровня его психического здоровья и психологического типа.

❑ Методы изучения индивидуальности могут быть также разделены на основании того канала, по которому была получена информация, на три группы: L (life record data) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни; T (objective test data) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией; Q (questionnaire data) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов.

❑ Независимо от способа и канала получения данных они могут быть обобщены двумя основными способами, приводящими к выделению черт или типов индивидуальности.

Глава 2. Методы дифференциальной психологии

СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Общие требования к методам дифференциальной психологии

2.2. Классификация методов дифференциальной психологии

2.3. Общенаучные методы

2.4. Психогенетические методы

2.5. Исторические методы (методы анализа документов)

2.6. Собственно психологические методы

2.7. Каналы получения информации об индивидуальности

2.8. Приемы и способы научной классификации

2.9. Резюме

Наши рекомендации