По профилактике суицидального поведения.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Информационно-методические материалы

Для специалистов психологической службы

по профилактике суицидального поведения
среди обучающихся

Донецк, 2017

ВСТУПЛЕНИЕ

Вопрос о профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних снова становится актуальным по нескольким причинам.

Во-первых, это переживания детьми психотравмирующих ситуаций, связанных с боевыми действиями. У детей, в связи с этим, могут проявляться затяжные и отсроченные реакции на стрессовые ситуации, сопряженные с серьезной угрозой для жизни и здоровья. Такими последствиями могут быть проблемы в учебе, сложности в общении, повышенная тревожность, поведенческие нарушения (например, агрессия), утрата веры в окружающих людей, чувство страха, одиночества, ощущение отсутствия поддержки, переживания депрессивного спектра, утрата смысла жизни и бесперспективность будущего и т.д. При низком уровне личностной уязвимости (умения справляться с трудностями), эти факторы способны привести ребенка к суицидальным мыслям.

Во-вторых, это нововозникшая проблема увлечения детей суицидально опасными интернет-сообществами. В так называемых «группах смерти» пропагандируются действия саморазрушительного характера, и подростки, выполняя задания, причиняют себе вред, наносят различные повреждения, а некоторые доходят до последнего шага – суицида.

В связи с этим необходимо принять срочные меры по недопущению распространения суицидальных тенденций среди несовершеннолетних, усилить методы профилактики самоповреждающего поведения и самоубийств. Решение возникшей проблемы возможно только при объединении усилий администрации, педагогов, психологов, социальных педагогов, родителей для организации совместной профилактической работы. Необходимым видится проведение педагогами мероприятий воспитательного характера, а также проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами психологической службы. Лишь комплексная система работы всего коллектива образовательного учреждения может быть эффективным средством превенции суицидов среди детей.

С целью оказания методической помощи и поддержки специалистов психологической службы по проблеме профилактики суицидального поведения среди детей и подростков, предлагаем информационно-методические материалы по данному направлению.

Материалы включают в себя рекомендации для специалистов психологической службы по профилактике суицидального поведения; информацию по профилактике суицидального поведения среди обучающихся, состоящих в опасных интернет-сообществах, которые пропагандируют самоубийство; перечень упражнений для использования в работе практических психологов (педагогов-психологов) с несовершеннолетними по профилактике суицидального поведения; перечень документации, предоставляемой в ДРУМЦ ПС СО по случаю суицида.

Рекомендации для специалистов психологической службы

I блок

II блок

III блок

IV блок

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Информационно-методические материалы

Для специалистов психологической службы

по профилактике суицидального поведения
среди обучающихся

Донецк, 2017

ВСТУПЛЕНИЕ

Вопрос о профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних снова становится актуальным по нескольким причинам.

Во-первых, это переживания детьми психотравмирующих ситуаций, связанных с боевыми действиями. У детей, в связи с этим, могут проявляться затяжные и отсроченные реакции на стрессовые ситуации, сопряженные с серьезной угрозой для жизни и здоровья. Такими последствиями могут быть проблемы в учебе, сложности в общении, повышенная тревожность, поведенческие нарушения (например, агрессия), утрата веры в окружающих людей, чувство страха, одиночества, ощущение отсутствия поддержки, переживания депрессивного спектра, утрата смысла жизни и бесперспективность будущего и т.д. При низком уровне личностной уязвимости (умения справляться с трудностями), эти факторы способны привести ребенка к суицидальным мыслям.

Во-вторых, это нововозникшая проблема увлечения детей суицидально опасными интернет-сообществами. В так называемых «группах смерти» пропагандируются действия саморазрушительного характера, и подростки, выполняя задания, причиняют себе вред, наносят различные повреждения, а некоторые доходят до последнего шага – суицида.

В связи с этим необходимо принять срочные меры по недопущению распространения суицидальных тенденций среди несовершеннолетних, усилить методы профилактики самоповреждающего поведения и самоубийств. Решение возникшей проблемы возможно только при объединении усилий администрации, педагогов, психологов, социальных педагогов, родителей для организации совместной профилактической работы. Необходимым видится проведение педагогами мероприятий воспитательного характера, а также проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами психологической службы. Лишь комплексная система работы всего коллектива образовательного учреждения может быть эффективным средством превенции суицидов среди детей.

С целью оказания методической помощи и поддержки специалистов психологической службы по проблеме профилактики суицидального поведения среди детей и подростков, предлагаем информационно-методические материалы по данному направлению.

Материалы включают в себя рекомендации для специалистов психологической службы по профилактике суицидального поведения; информацию по профилактике суицидального поведения среди обучающихся, состоящих в опасных интернет-сообществах, которые пропагандируют самоубийство; перечень упражнений для использования в работе практических психологов (педагогов-психологов) с несовершеннолетними по профилактике суицидального поведения; перечень документации, предоставляемой в ДРУМЦ ПС СО по случаю суицида.

Рекомендации для специалистов психологической службы

по профилактике суицидального поведения.

Современная ситуация, сложившаяся в Донбассе, характеризуется опасностью возникновения суицидального поведения у детей и подростков. Это обусловлено переживанием кризисной ситуации, перенесенным многими из них травматическим стрессом, и наличием психотравмирующих переживаний, связанных с военными действиями и их последствиями. Суицидальное поведение может выступать в качестве дезадаптивного способа совладания с кризисной ситуацией в субъективном восприятии учащегося.

Психотравма разрушает сложившиеся представления ребенка о себе, о других людях, о жизни в целом и главным её (психотравмы) содержанием выступает утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю. Разрушается само представление учащегося о существовании. Происходит утрата и обессмысливание человеческих связей, жизнь кажется бесперспективной и безнадёжной. Безнадёжность (в зависимости от степени) является существенным фактором суицидоопасности. На субъективном уровне «пресуицидальное» состояние как раз и воспринимается через призму беспомощности, безнадежности и невозможности найти альтернативный выход.

У некоторых детей и подростков на фоне перенесенного психотравмирующего события и переживания травматического стресса развивается посттравматическое стрессовое расстройство. Одним из проявлений данного состояния являются возникновение чувства отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества, чувства укороченного будущего, проявление пессимизма в отношении грядущего, представления о кратковременности предстоящего отрезка жизни, ожидания несчастья в будущем. Помимо того, опасным для личности ребенка, с психологической точки зрения, является обостренное чувство вины, особенно «вина выжившего» в случае гибели близких людей, сопровождающееся антивитальными переживаниями. В свете описанного чувства вины следует помнить о таком типе суицидального поведения, как «суицид по типу самонаказания», который является протестом против себя и, по существу, самообвинением.

Актуальным вопросом по профилактике суицидального поведения подростков является оказание психологической помощи тем учащимся (в основном подросткам), которые принимали и/или принимают добровольное участие в боевых действиях. Суициды среди данной категории лиц обусловлены несколькими причинами, одна из которых – чувство вины, вызванное опытом собственноручного выполнения боевых задач, связанных со смертью, гибелью, травмированием людей. Кроме того, у таких подростков нарушен процесс реадаптации и привыкания к мирной жизни, так как их боевой опыт оказывается в ней неуместным, иногда даже неадекватным (в случае проявления сверхбдительности, когда в ответ на обычный, привычный раздражитель ветеран проявляет гиперреакцию). Поэтому таких подростков зачастую преследует ощущение ненужности, неадекватности, отверженности, что, в свою очередь, усиливает рост самоповреждающего поведения (например, алкоголизма, самоубийств).

Превенция суицидов включает в себя профилактику и своевременное выявление суицидального риска. В случае выявления детей из группы высокого риска, психологом должны быть применены психокоррекционные программы предотвращения самоубийств, направлены на снижение факторов риска (депрессия, чувство безнадежности, стресс, беспокойство и гнев), а также на усиление личностных ресурсов (формирование навыков решения проблем, саморегуляции, повышение самооценки, формирования круга социальной поддержки).

Учитывая всё вышеизложенное, возникает необходимость акцентировать внимание практических психологов (педагогов-психологов) на своевременном выявлении суицидальных тенденций и профилактике суицидального поведения. Выявление суицидального поведения – это система, в которую включены все субъекты образовательной среды: учащиеся, родители, педагоги, психологи, администрация и другие сотрудники учреждения. Наличие поддержки со стороны родных, близких, друзей, соучеников, социальных служб является протективным фактором. Деятельность психолога по оказанию психологической помощи должна строиться таким образом, чтобы взаимодействовать со всей системой в целом. Также следует осуществлять межведомственное взаимодействие при необходимости оказания медицинской, правоохранительной, социальной, информационной и других видов помощи.

В целом, для профилактики самоубийств, применяются программы, направленные на улучшение психологической адаптации, снижающие вероятность развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения учащихся, улучшающие идентификацию своего «Я». На этапе возникновения антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения подростки чаще обращаются к друзьям, и намного реже к учителям, школьным психологам. Учащихся необходимо информировать о том, где они могут получить информацию, задать вопросы, узнать о том, как можно помочь себе и другим в случае навязчивого повторения мыслей о суициде.

Обращаем ваше внимание на то, что в случай состоявшегося детского или подросткового суицида является исключительным, трагическим событием. Данный случай соответственно тщательно рассматривается, разбирается и анализируется. В Донецкий республиканский учебно-методический центр ПС СО предоставляется соответствующая нижеприведенная документация. Следует отметить, что в предоставляемых психологом материалах обязательно должна быть отражена диагностическая и коррекционная работа, проводимая с данным учащимся, а также просветительские мероприятия по профилактики суицидов, проведенные в данном классе/группе.

Информационно-методические рекомендации специалистам психологической службы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся, состоящих в опасных интернет-сообществах, которые пропагандируют самоубийство

До недавнего времени казалось, что тема самоубийств среди подростков досконально изучена, определен спектр причин, факторов облегчающих принятие конечного решения и противодействующих этому, отмечены возможные пути психодиагностики и выявления, описан алгоритм работы коррекционной с суицидентом, расставлены акценты в оказании психологической помощи детям, совершившим суицидальную попытку и т.д. Однако, как оказалось, современное общество было не готово к своеобразной «мутации» детских суицидов. Новая проблема выросла на стыке виртуальной жизни ребенка и его поведения в реальности. Наиболее подвержены такому опасному увлечению дети в возрасте 11 – 16 лет, то есть, подростки.

Ещё десять лет назад психолог Змановская Е.В. указывала, что «по мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость». Однако такая зависимость проявлялась в чрезмерной увлеченности детей компьютерными играми (так называемый «гэмблинг»). В данное же время современные подростки больше увлечены общением в социальных сетях, нежели привычными компьютерными играми. Виртуальное общение создает иллюзию полноценной коммуникации, дает ощущение поддержки и понимания со стороны виртуальных друзей, устраняет чувство одиночества и т.д. В реальной жизни ребенок, скорее всего этого недополучает, поэтому компенсируя нехватку, с головой погружается в другой, нереальный, мир.

Вступление в интернет-сообщества – это виртуальный аналог процесса слияния подростка с той или иной реальной группой. Как и в обычной жизни, в силу возрастных новообразований и особенностей протекания подросткового кризиса, дети стремятся ощутить свою принадлежность к группе сверстников, идентифицировать себя с членами референтной (значимой) группы, ощутить её поддержку, но при этом каким-то образом выделиться, заявить о себе, проявить индивидуальность, самореализоваться. Обе указанные тенденции отражаются в интернет-пространстве посредством демонстрации свой исключительности за счет принадлежности к тем или иным группам (особенно, если это группы закрытые, таинственные, секретные). По сути дела, это новая субкультура подростков, которая из реального мира и настоящих признаков перешла в мир виртуальный. Если раньше членов субкультуры можно было распознать невооруженным взглядом (необычный макияж, своеобразные прически, соответствующая музыка, татуаж, ношение цепей, заплатки, черный цвет в одежде и т.д.), то в сегодняшних интернет-субкультурах эти признаки размыты или стерты для стороннего наблюдателя, а, соответственно, распознать может их может осведомленный, посвященный человек, свободно ориентирующийся во «всемирной паутине». Поэтому важно объяснить родителям прямые и косвенные признаки, указывающие на высокую вероятность увлечения ребенка опасным интернет-сообществом.

В социальных сетях есть группы по интересам и увлечениям, группы единомышленников, группы, в которых подросток проводит свободное время и может обсудить какие-либо вопросы по интересующим темам. Через подобные сообщества ребенок получает массу полезной и увлекательной информации. Опасность же поджидает подростков в группах, которые создают пессимистичный настрой, передают и заражают депрессивными состояниями, распространяют информацию психоделического содержания, ориентируют на уход из жизни, пропагандируют суицид как свободу от внешнего давления, как легкий уход от проблем. Такие сообщества имеют свои специфические названия и символику, публикуют на своих «стенах» картинки и фотографии, демонстрирующие сцены селфхарма (самоповреждения) окровавленных людей или частей тела, убитых животных, опасные селфи, предсмертные фото, снимки с мест гибели, и т.п.

Такие фотографии изначально привлекают внимание подростков, несмотря на неприятные ощущения от просмотра и, временами, некоторое отвращение. В реальной жизни ребенок не так часто сталкивается с подобными «ужасами», но всё непривычное привлекает его внимание. Если до недавнего времени просмотреть видео чрезвычайных ситуаций, информационно опасных сюжетов и разного рода катастроф, можно было лишь став очевидцем либо из научно-популярных передач, то теперь эта возможность появилась, войдя в интернет. Современное информационное пространство наполнено множеством подобных любительских видеозаписей. То есть, срабатывает «эффект новизны» увиденной информации и через любопытство подростков реализуется ориентировочный рефлекс, о котором говорил И.П. Павлов (сложная реакция человека на новые раздражители, активизирующая центральную нервную систему, обостренность зрительного восприятия, настороженность слуха и т.п.). Поэтому далеко не все дети вступают в «группы смерти» с целью совершить последний шаг, большинством из них движет банальное любопытство.

Пребывание в «группах смерти» чревато рядом отрицательных последствий. Депрессивное информационное поле создает у ребенка соответствующий пессимистичный настрой, влияет на восприятие им жизни (в мрачных тонах и темном цвете), провоцирует появление негативных переживаний, а некоторых детей заставляет задуматься о смерти, и даже о самоубийстве. Наиболее подвержены принятию «последнего решения» те подростки, которые пребывают в психотравмирующей ситуации, испытывают значительные трудности в реальной жизни и не имеют личностных ресурсов с ними совладать. Дефицит внимания и любви, жесткое давление со стороны взрослых и сверстников, чувство одиночества, непонимание со стороны окружающих, бесперспективность будущего и утрата смысла жизни – неокончательный перечень индивидуальных причин, из-за которых подростки могут совершить самоубийство. Поиск решения указанных проблем приводит их в виртуальный мир и интернет-сообщества, где они получают ту поддержку и понимание, которое искали. Модераторы групп, создавая ребенку иллюзию принятия, укрепляют его предположение, что жизнь не удалась, навязывая мысль о возможности прекратить её собственноручно. Поэтому, группу суицидального риска составляют именно те дети, которые не просто решают развлечься, выполняя самоповреждающие квесты (задания), а испытывающие реальные психологические проблемы.

Суть игры заключается в выполнении заданий самоповреждающего характера, последним из которых является суицид. Однако довести до такого шага модераторам удается лишь малую часть участников опасных «игр», многие из подростков останавливаются, выполнив только несколько квестов. Причины, по которым дети увлекаются подобными играми, отличаются от привычных причин суицидального поведения. Здесь не всегда присутствует желание и цель лишить себя жизни. Проблема как раз кроется в том, что дети «заигрываясь», перестают отделять свою виртуальную жизнь от реальной, не в полной мере понимают реальность происходящего. Задания, обсуждения, комментарии, лайки (оценки), выставленные фото – это часть компьютерного мира, в настоящей жизни же остается лишь поведение (нанесение себе шрамов, тушение о себя сигарет, удерживание руки над пламенем и т.п.). Оторванности от реальности способствует специфический сленг, на котором самоубийство звучит как «выпил», «выпилиться». Оторванность от реальности усугубляется неадекватностью комментариев под прощальными сообщениями – пожелания удачи в совершении суицида и просьбой прислать предсмертные селфи.

Специалистам психологической службы в работе по вопросу увлечения детей опасными интернет-сообществами важно понимать, что проблема также кроется «по ту сторону экрана», то есть, действия модераторов и организаторов как минимум пропагандируют самоубийства, а, как максимум, доводят до суицида конкретных детей. Установление мотивов, причин и умысла противоправного поведения этих людей относится к компетенции правоохранительных органов. Но для психологов и социальных педагогов это означает, что дети, поддающиеся на подобные провокации, либо неспособны распознать завуалированные манипуляции, либо неспособны противостоять давлению извне.

В рамках противодействия и превенции возникшей проблеме, со стороны Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики видится важным объединить усилия педагогических коллективов и родителей. Работу специалистов психологической службы адресовать обучающимся (в первую очередь подросткового и старшего школьного возраста), педагогическим работникам и родителям. В соответствии с вышеуказанными причинами, организацию профилактической работы и коррекционно-восстановительной деятельности психологов и социальных работников с подростками необходимо направить на:

1) формирование позитивного отношения к жизни, понимание её ценности и смысла, выработку оптимистического взгляда на мир;

2) создание образа будущего, продумывание планов и жизненных перспектив (в том числе профессиональных);

3) выработку умения распознать манипуляцию, критически оценивать доводы, взвешивать все «за» и «против», а также сопротивляться внешнему давлению;

4) укрепление Я-идентичности ребенка, понимание им собственных границ, личностных ресурсов, своих сильных и слабых сторон, принятие себя.

Работа с родителями и педагогами должна вестись в ключе обеспокоенного отношения к новой проблеме, однако, без устрашающих и запугивающих интонаций, без страха и панических настроений. Позиция психолога и социального педагога должна быть уверенной, собранной и демонстрировать другим участникам образовательных отношений, что это вопрос, который посильно решить, если действовать сообща: педагоги, родители, психологи, социальные педагоги, социум в целом. В связи с этим, работа специалиста психологической службы с педагогами и родителями должна быть направлена на:

1) понимание индивидуальности каждого ребенка, уважение чувства взрослости подростков;

2) разумное информирование о проблеме увлечения детей опасными интернет-сообществами;

3) актуализацию поддержки детей со стороны родителей, реабилитацию института семьи и восстановление семейных традиций как базовой основы для ощущения благополучия ребенка;

4) обеспечение психологического комфорта и психического здоровья ребенка, как в образовательных организациях, так и дома;

5) укрепление авторитета (а не авторитарности) родителей и педагогов, демонстрацию собственным поведением образцов для подражания;

6)поддержание доверительных отношений с детьми.

Для борьбы с новообразовавшейся проблемой необходимо сосредоточить усилия всей общественности и институтов Республики, повернуться к детям лицом, установить доверие, увидеть их трудности и узнать об их переживаниях. Искренний интерес к ребенку и демонстрация принятия его как личности, позволит установить теплые отношения, предложить альтернативу виртуальной жизни и увлечься реальными событиями.

Перечень упражнений для использования в работе практических психологов (педагогов-психологов) с несовершеннолетними по профилактике суицидального поведения

Ниже приведена подборка упражнений, которые можно включать в коррекционно-восстановительные и развивающие занятия по работе с проблемой суицидальных тенденций и профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних. Упражнения собраны в тематические блоки с учетом значимой цели.

I блок

Наши рекомендации