Поведенческий компонент «я-концепции»

Одним из компонентов Я-концепции является её поведенческий компонент. Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или его потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К. Роджерс, Я-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

Влияние Я-концепции на отношения к другим людям и поведение человека хорошо демонстрирует Э. Берн, описывая жизненные позиции людей с различным уровнем самооценки. В соответствии с моделью Э. Берна, люди могут считать себя “в порядке”, т. е. позитивно относиться к себе, или “не в порядке”, т. е. негативно относиться к себе, и аналогично – “в порядке” или “не в порядке” – оценивать других. Четыре крайних жизненных позиции (или отношения), связанные с различными комбинациями этих оценок можно описать следующим образом:

1. Я в порядке – Вы в порядке, т. е. люди позитивно относятся к себе, удовлетворены собой и положительно относятся к другим. Они ценят добрые отношения с людьми, отзывчивы в общении, спокойны, уважительно относятся к другим, доверяют людям.

2. Я в порядке – Вы не в порядке.Положительно относясь к себе, имея неадекватно высокую самооценку, “раздутое самомнение”, они выглядят надменными, преувеличивают свою роль в группе, стремятся демонстрировать свое превосходство и подчинять себе других. В общении эти люди очень утомляют. Следует отметить, что люди, имеющие неадекватную, завышенную самооценку, плохо знают и понимают себя и, как правило, неадекватно оценивают других, а нередко проецируют на них свои недостатки.

3. Я не в порядке – Вы в порядке. Как правило, так оценивают себя люди, концентрирующие внимание на своих слабостях, недостатках, неудачах, поэтому неуверенные, негативно относящиеся к себе. Оценивая других высоко, они склонны больше доверять другим, чем себе, и поэтому готовы подчиняться.

4. Я не в порядке – Вы не в порядке.Люди этого типа, будучи не уверенными в себе, свыклись с неудачами. Они не только низко оценивают себя, но и других воспринимают как ущербных. Их пессимизм негативно отражается как на деятельности, так и на общении, взаимоотношениях с людьми.

Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.

ЛЕКЦИЯ 15

Тема: СПОСОБНОСТИ

1. Понятие и определение способностей.

2. Происхождение способностей.

3. Способности и задатки.

4. Виды и структура и способностей.

5. Развитие способностей. Понятие одаренности, таланта, гениальности.

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Для того, чтобы лучше разобраться в понятии "способности" рассмотрим три известных подхода к этому вопросу:

Житейский,

Этимологический,

Научный.

1. Житейский подход. В обыденных разговорах люди часто употребляют термин "способности" как по отношению к человеку, так и относительно различных предметов. Например, когда говорим, что "самолет способен летать", мы используем данный термин для обозначения определенного свойства, качества. Тот же смысл вкладывается, когда мы говорим кому-либо о поразивших нас способностях человека: быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа. Таким образом, в житейской, обыденной практике под способностями мы понимаем любые умения, навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

2. Этимологический подход. В толковых словарях русского языка термин "способный" чаще всего связывается с другими терминами – "одаренный", "талантливый". Из этого видно, что способность имеет разную степень выраженности и определяется через соотношение с успехом в деятельности.

3.Научный подход к понятию "способности" отличается от вышеприведенных более узким значением. В науке способности классифицируются на:

Ø врожденные (от задатков),

Ø приобретенные (от знаний, умений, навыков).

При этом способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционная особенность психической деятельности индивида.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Способности изучаются различными науками (философия, социология педагогика), но ни одна из них не рассматривает так глубоко и всесторонне проблему способностей, как психология.

Позиции различных течений западной психологии и отечественной психологии в вопросе о природе способностей коренным образом отличаются. В западной психологии способности чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления.

Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека

Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей.При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается.

Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.

Рассмотрим происхождение способностей с различных точек зрения с приведением подтверждающих факторов.

Сторонники одной точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. В качестве доказательств этой позиции приводятся примеры династии выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторное проявление способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.

В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте. Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта – в 3 года, литературные способности Пушкина – в 9 лет.

Специальные исследования музыкальности тех детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба не музыкальны, также подтверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность отмечалась у 85 % детей и только 7 % из них были совсем не музыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаруживали только 25 % детей, а совсем немузыкальными оказывались 58 %.

Подобные результаты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и воспитания. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Поэтому приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них. В то же время они показывают возможность проявления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Представители другой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения. И что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Кроме того, по мнению американского ученого Ушби, способность определяется прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой люди решают творческие задачи, а другие – только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи, например, в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей.

Также известно много случаев, когда в различных областях деятельности (наука, искусство, техника) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей гениальности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. Известен, например, опыт московского учителя музыки М.П. Кравца. Он специально выбирал "особенно неспособных" в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого и куда принимали особенно музыкальных детей). Его увлекал сам процесс "производства способностей".

На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или наоборот, нивелировать действия последнего.

СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ

В психологии разделяют понятия "способности" и "задатки".

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Люди от природы наделены различными задатками. Эти задатки лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда (эффект Маугли).

Известно образное сравнение психолога академика А.В. Петровского способностей с зерном, которому еще предстоит развиваться. Подобно тому, как брошенное зерно – это лишь возможность превратиться в колос при определенных условиях (таких, как структура и влажность почвы, погода и т. д.), так и способность человека является лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного труда.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Наши рекомендации