Структура и развитие личности

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих и самых трудных проблем. В сущ­ности, все социально-психологические теории личности вносят свою лепту в понимание личности, рассматривая при этом:

· что ее формирует,

· почему существуют индивидуальные различия,

· как происходят ее развитие,

· возможные измене­ние на протяжении жизни человека.

С позиций современного подхода понимания личности можно выделить три основные её подсистемы:

1. Когнитивную, где результируются функции познания, которая включает в себя познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление и др.;

2. Регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управление деятельностью других людей;

3. Коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.

Наряду с эти известный советский психолог К.К. Платонов предложил различать статистическую и динамическую структуры лично­сти.

Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, харак­теризующая основные компоненты психики индивида. Основани­ем для выделения параметров личности в ее статистической моде­ли является различие всех компонентов психики человека по сте­пени их представленности в структуре личности.

Выделяют следу­ющие составляющие:

Всеобщие свойства психики, к ним относятся общие свойства для всех людей: ощуще­ния, восприятие, мышление, эмоции;

Социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установ­ки, ценностные ориентации);

3. Индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризирующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образо­ваний, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их дви­жении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл..3).

Психологическая структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и кончая внешними уровнями социально опосредованных форм

Таким образом, личность – это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологически и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим принципам:

1. Субординационному (иерархическому), когда наиболее сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические свойства;

2. Координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы коррелирующих свойств, т. е. относительно автономно каждому из них.

Таблица 3.

Динамическая структура личности по К.К. Платонову.

Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направлен- ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Социально- психологический Воспитание    
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Психолого-педагогический Обучение
Особенности психических процессов Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Индивидуально- психологический Упражнения
Биопсихи- ческие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Психофизио- логический Нейропсихологический Тренировка


Наши рекомендации