Характеристика процессов памяти
Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти.
К процессам памяти относятся:
Ø запоминание,
Ø сохранение,
Ø воспроизведение,
Ø забывание материала.
1. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее приобретенным. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Наиболее полно запоминается то, что:
Ø имеет для нас особо важное значение,
Ø вызывает у нас интерес и эмоции.
2. Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания.
В психологии раскрыта зависимость сохранения информации:
Ø от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.),
Ø условий и организации заучивания,
Ø влияния последующей информации,
Ø мыслительной переработки материала,
Ø переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Можно выделить следующие способы организации информации в памяти:
а) пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);
б) ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);
в) иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует;
3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне
a) узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне
б) воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне
в) припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).
4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти, с помощью которого человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.
Назовем основные факторы, влияющие на забывание:
а) возраст;
б) характер информации и степень ее использования;
в) интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);
г) подавление (по 3.Фрейду – торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).
Характеризуя качества памяти, психологи выделяют:
Ø скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти),
Ø скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся ранится в памяти).
Оба параметра (количество повторений и время) изменяются по шкале "быстро – медленно" и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.
ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как:
Ø генетическая (наследственная),
Ø прижизненная.
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.
Что касается прижизненной памяти, она является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти.
Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.
1. По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям, память можно разделить на:
Ø непроизвольную,
Ø произвольную.
Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание.
Произвольная память – запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.
2. По степени осмысленности память подразделяют на:
Ø механическую
Ø смысловую.
Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта.
Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.
3. В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить:
Ø кратковременную,
Ø оперативную,
Ø долговременную память.
Кратковременная память хранит информацию, в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной ознакомительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.
4. По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на:
Ø когнитивную,
Ø эмоциональную,
Ø личностную.
Когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека.
Эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое – непременное условие для развития способности к сопереживанию. Память на чувства – основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством).
Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит, преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.
5. По модальности сохраняемых образов выделяют:
Ø словесно – логический,
Ø образный виды памяти личности.
Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений. Этим видом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели.
Образную память в свою очередь подразделяют на:
Ø зрительную,
Ø слуховую,
Ø двигательную,
Ø осязательную,
Ø обонятельную
Ø вкусовую.
Уровень их развития у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов.
Слуховая память – это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, а также к обеспечению безопасности и самосохранения организма.
ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законом. Рассмотрим наиболее важные из них.
1) Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить – это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Кроме того, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал) или отрицательные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.
2) Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса – цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
3) Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.
а) Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить "всерьез и надолго". Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Так, например, если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.
б) Установка на восприятие материала по содержанию. В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и "выхватит" наше внимание.
4) Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально.
При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить информацию (особенно с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения). При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Нередко эмоциональные впечатления мы помним гораздо дольше, чем "впечатления ума". Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.
5) Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.
6) Закон объема знаний: чем больше знании 'по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, "приподнять" знания, полистать справочники.
7) Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.
Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).
8) Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, а литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна "отстояться".
9) Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
10) Закон повторения: повторение способствуем лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: "Повторение–мать учения". Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память.
Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого "теряется" сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.
Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй – через 20–30 мин, третий – через день, четвертый – через две-три недели. При этом следует помнить о том, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).