Автор-составитель Пляскина Е.П.
Цель программы: обеспечение успешного развития математических способностей детей с использованием кинезиологических упражнений.
Задачи программы:
· разработать и апробировать программу развития математических способностей детей с использованием кинезиологических упражнений «Учимся мыслить, играя»;
· провести обучающие семинары с целью обучения родителей и педагогов программе кинезиологических упражнений и создания развивающей среды для способных дошкольников;
· развивать интеллектуальные навыки детей в рамках программы «Учимся мыслить, играя»;
· формировать личностные и социальные компетенции дошкольников;
· формировать мотивационную сферу детей.
В целевых ориентирах ФГОС выделяются следующие характеристики ребенка - дошкольника: проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, и самое главное, подчеркивается возможность самовыражения детей. Таким образом, способности детей не хотелось оставлять без внимания. Было принято решение организовать дополнительную работу по математическому развитию способных детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы в дальнейшем успешно обучаться разнообразным наукам.
В Концепции развития российского математического образования от 24.12.2014 г. № 2506-р отмечается особое место математики в науке, культуре и общественной жизни. Подчеркивается, что система учебных программ математического образования в дошкольном образовании должна обеспечить условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.
Контингент участников: дошкольники подготовительных групп, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеющие способности к математике.
Назначение программы – содействие благополучному и гармоничному развитию ребенка-дошкольника с учетом его склонностей и способностей.
Ожидаемые результаты:
· развитие математических способностей детей с ярко-выраженными способностями;
· развитие межполушарного взаимодействия у детей;
· улучшение детско-родительских отношений;
Примерное перспективное планирование занятий по программе
«Учимся мыслить, играя» для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во занятий |
Выявление и абстрагирование свойств предметов. | |||
октябрь | Шарики, мячики. | Деление множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу, дополнение, удаление из множества частей. Установление зависимости между множеством и его частью. Нахождение по части целого и по целому его части. | |
Такие разные фигуры | Развитие представлений о геометрических фигурах. Знакомство с многоугольником, его элементами (углы, вершины, стороны). Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | ||
ноябрь | Муравьишки. | Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета, отсчитывание предметов по образцу и заданному числу из большего количества. | |
Где чей гараж? | Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию. Уточнение вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?», представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. | ||
декабрь | Тяжелый или легкий. | Сравнение предмета по весу (тяжелее – легче). Знакомство и работа с весами. | |
Что такое объем. | Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | ||
Волшебные дорожки. Длинный или короткий. | Знакомство с единицами измерения длины (сантиметры, метры, километры). Вес (грамм, килограмм); объема (литры); денежными единицами и пр. | ||
Клеточки. | Работа с бумагой в клетку. Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания зависимости результата измерения длины от величины меры. Рисование фигур по клеточкам. | ||
Классификация, обобщение. | |||
январь | Кто ходит в гости по утрам? | Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. | |
Домики. | Развитие классификационных умений. | ||
Логические действия и операции. | |||
февраль | Загадки без слов. | Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. | |
Построй дом | Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию. | ||
март | Где спрятался герой? | Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. | |
Раздели блоки | Развитие умений разбивать множество по одному, двум и трем свойствам на подмножества, производить логическую операцию «не», «и», «или», доказательности мышления. | ||
апрель | Здравствуй задача. | Составление и решение логических задач. Знакомство со способами вычислений. | |
Прогулка в лесу. | Развитие логического мышления, умения рассуждать. | ||
Ориентировка в пространстве | |||
май | Выше – ниже, правее – левее | Развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, вокруг и т.д. | |
Кладоискатели | Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Определение направления движения в пространстве (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями; моделирование пространственных отношений с помощью плана, схемы. | ||
Итого |
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей именно:
-актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений
Направления работы:
· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
· Создание информационного уголка «Советы психолога».
· Представление обобщенного опыта работы на методических объединениях, конференциях, симпозиумах города и края.
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры). Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и наглядные средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.