Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп

Методики исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста:

№ п/п Автор, название методики Примечание
1. МЭДИС (методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей): Выявления уровня интеллектуальных способностей детей 6-7 лет
2. Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе».   Определение наличия уровня школьной мотивации.
3. Методика «Графический диктант». Диагностика сформированности произвольности слухового внимания, умения удерживать инструкцию, работать по инструкции. Сформированность навыков работы «на листе бумаги».
4. Исключения предметов (4-й лишний) Т.В. Егорова.   Исследования уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля.
5. Методика «Установление последовательности событий».   4 серии: из 3,4,5,6 картинок. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.
6. Методика «предметная классификация» Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник.   1 серия для детей 3-5 лет; 2 серия для детей 5-8 лет; 3 серия для детей 8-12 лет. Исследование процессов обобщения и абстрагирования, их специфики и уровня сформированности. Анализ последовательности умозаключений.
7. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия.   Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.
8. Исследование зрительной памяти.   Исследование особенностей зрительного запоминания. С 5-ти лет.
9. Исследование невербального и вербально-логического мышления, понятийного мышления.   - узнавание конфликтных изображений-нелепиц; - простые невербальные аналогии; - исключение понятий (4 – лишний); - понимание сюжетной картины.
10. Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» Восприятие Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами. Сформированность пространственных отношений (сериация). Объединение элементов в целых образ.
11. «Коробочка форм», «Мисочки» «Пирамидка», «Матрешка» Наглядно-действенное мышлениеОриентирование в предметных действиях
12. «Рыбка» «Разрезные картинки» »Пиктограмма», «Перцептивное моделирование» «Рисунок человека» «Схематизация», «Недостающие детали» Наглядно-образное мышлениеМоделирование Анализ образца. Образная форма мыслительной деятельности Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий
13. «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация» «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение лишнего» Логическое мышление Действия обобщения и классификации Действия систематизации Знаковая форма мыслительной Деятельности
14. «Дополнение фраз» «Последовательность картинок» Словесно-логическое мышлениеОтражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей, развитие последовательного (логического) рассуждения
15. «Вопросы по картинкам» «Последовательность картинок» Активная речь развитие связанного рассказывания объем активного словаря Логопедические дефекты
16. «Свободная игра» Наблюдение Игра в контексте мышления и воображения Сформированность игровых действий: - замещение предмета; - принятие и поддержание роли и т. д. Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)
17. «Дорисование фигур» »Рисунок несуществующего животного» «Три желания», «Назови картинку» «Что может быть одновременно» Творческое воображение Образная и вербальная креативность. Беглость, гибкость, оригинальность
18. «Игра в мяч» «Повтори за мной» Наблюдение и тесты на моторику. Моторика Овладение координации движений. Общая двигательная активность Зрительно-моторная координация ведущая рука (позиция)
19. «Найди такую же» «Корректурная проба» Внимание Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость



Наши рекомендации