Беседа о вежливости и грубости
«Как вежливый поступок жизнь спас»
В реке плавали две рыбы, одна большая, а другая поменьше. Они вместе долго искали себе еду, и вдруг, откуда ни возьмись, прямо перед ними появился аппетитный червяк.
– Это мой, это мой червяк, я его первая заметила, – закричала маленькая рыбка, и стала хвостом грубо отпихивать от червяка большую рыбу.
– Пожалуйста, мне не жалко, ешь его на здоровье, – сказала большая рыба и вежливо уступила червяка.
– Правильно, – сказала рыбка, – маленьким надо уступать. А сама при этом подумала: – До чего же глупа эта рыба, сколько силы у нее, а она еду вкусную уступает. Если бы я была такая же большая и сильная, как она, никому бы не отдала вкусного червяка, даже если понадобилось, отняла бы его силой.
Довольная рыбка попробовала червяка на вкус, а потом взяла, да и проглотила его целиком. Вдруг неожиданно в одно мгновенье рыбки не стало, а сверху над водой раздался чей-то сердитый голос:
– Опять мелочь на крючок попалась, и почему же сегодня большая рыба не ловится?
Только теперь догадалась рыба, что ее вежливый поступок спас ей жизнь. Не уступи она червяка, маленькой рыбке, пришлось бы ей сегодня в ухе вариться...
Вопросы:
– Что спасло большую рыбу? (Вежливый поступок).
– Вы в жизни вежливо уступаете маленьким и слабым или можете обидеть их, пользуясь своей силой?
Приложение 6.
Критерии агрессивности ребенка
Анкета для педагога
1. Временами кажется, что в него вселяется злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Если кто-то причиняет ему боль, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, разбивает что-то, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним кто-то подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее
окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен (а), что любое задание выполнит лучше всех.
Ключ:положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
15—20 баллов— высокая агрессивность;
7—14 баллов— средняя агрессивность;
1—6 баллов — низкая агрессивность.
Приложение 7.
Родительское собрание
Тема “Агрессия и жестокость в детском мире”
Тема нашей встречи: проявление нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут не только среди нас, взрослых, но и среди наших детей. И возраст проявления агрессивного поведения явно помолодел…
Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Слайд 1.
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (ударили).
Слайд 2.
Агрессивное поведение – это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты, его цель – устранение препятствия.
Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку.
Слайд 3. Формы агрессии:
•Конструктивная (положительная):необходима для выживания и достижения успеха
-освобождает от страха;
-помогает отстаивать свои интересы;
-способствует адаптации;
-достижению целей;
-Способствует конструктивному взаимодействию
•Деструктивная:
-Связана с проявлением жестокости, ярости, гнева, нарушением норм поведения;
-Несет губительные, разрушительные последствия
Слайд 4.
Причины детской агрессивности:
•Разрушение эмоциональных связей в семье
•Неуважение к личности ребенка
•Ситуативные причины
•Социально-биологические причины
Слайд 5.
Биологические причины:
•Кризис взросления;
•Половое созревание;
•Наследственность;
•Органическое поражение головного мозга;
Слайд 6.
Социальные причины:
•Особенности семейного воспитания;
•Яркий пример агрессивного поведения родственников;(крики, ругань, взаимные упреки, оскорбления)
•Высокая зависимость от принадлежности к группе сверстников;
•Статус в группе сверстников;
•Социальные условия развития личности;
•Влияние СМИ
Слайд 7.
Личностные причины:
•Несформированность собственных взглядов и ценностных ориентаций;
•Наличие акцентуаций характера; (определенных черт хар-ра)
•Превосходство индивидуальных ценностей (эгоцентризм);
•Неудовлетворенность базовых психологических потребностей
Слайд 8.
Критерии агрессивности:
•Ребенок:
-Часто теряет контроль над собой;
-Часто спорит, ругается со взрослыми;
-Часто отказывается выполнять правила;
-Часто специально раздражает людей;
-Часто винит других в своих ошибках;
-Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
-Часто завистлив, мстителен.
Слайд 9.