Методика получения обратной связи «Ежик»
В основе методики лежит сказка М. Пляцковского “ЁЖИК”.
Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.
Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него.
Получение обратной связи от младших школьников начинается с того, что в класс входит психолог или учитель и предлагает детям послушать очень интересную историю, которую ему поведал один маленький ёжик. При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.
Инструкция:
– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!
Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.
Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?
Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!
– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие:
Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.
Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.
Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.
Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.
А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.
Обработка полученного материала:
Для наглядности полученных данных составляется таблица в “цвете”, где по горизонтали проставляются номера вопросов, а по вертикали прописываются фамилии учащихся и на пересечении проставляется рисунок ребенка.
Например,
Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6
Иванов
Сидорова
Петров
Затем рисунки можно перевести в цветовые диаграммы, заменяя рисунок соответствующим цветом.
В результате получается цветное поле, на котором наглядно видно, какой процент учащихся и кто из детей подвержен агрессии.
Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно “примеряет” ситуацию на себя.
Приложение 4.
Методика « Рисунок несуществующего животного»
Цель:оценить уровень агрессивного поведения ребенка, подтвердить результаты, полученные из наблюдения.
Инструкция:ребенку предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя.
Материалы:простой карандаш средней твердости; стандартныйлист белой бумаги (не глянцевой).
Интерпретация:
Как таковой, общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. В данном случае нам интересна оценка агрессивности учащихся.
Существуют несколько показателей наличия агрессивных тенденций.
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присущи:
· крупное изображение;
· сильная, уверенная линия рисунка;
· наличие орудий нападения: зубы, когти, рога и т.д. (подчеркивание зубов в свою очередь говорит о склонности к вербальной агрессии);
· наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни);
· изображение двух животных — один нападает, другой убегает;
· подчеркнутая прорисовка мускулатуры, кулаки и особо широкие плечи (говорящие о высокой значимости маскулинных (мужских) ценностей).
Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, способствующими спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию. Кроме того, нужно помнить, что выводы об уровне агрессивности делаются в сочетании с основным занятием изображенного существа.
На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет угрожающих или нападающих животных, хищников, отсутствуют символы прямой агрессии (зубы, клюв, когти ит.д.). Агрессивность совершенно отсутствует в описании образа жизни животного и средств, которые позволили бы ему реализовать свои злые стремления. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что свидетельствует о наличии самоконтроля, дружелюбия, защитного характера агрессии.
Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь, чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек. Для боязни агрессии характерны описание гигантских размеров животного и желание стать еще больше. При этом сам рисунок может быть большим, а может быть маленьким, так что тема гигантских размеров проходит только в рассказе.
Защитная агрессия не всегда оказывается столь безобидной. Нередки случаи, когда она активно проявляется на поведенческом уровне. Несмотря на то, что сам человек воспринимает ее как защитную, в действительности она может становиться опережающей: ожидая нападения (возможно, безо всяких оснований), человек спешит заранее напасть первым.
Отдельно можно выделять признаки невротической агрессии.
Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собой ответную реакцию на неблагоприятную внешнюю ситуацию. Однако это значительно более обобщенная реакция, чем защитная агрессия: она направлена не непосредственно на источник потенциальной угрозы, а на все окружение. Признаком невротической агрессии в методике «Рисунок несуществующего животного» служит сочетание невротических и агрессивных проявлений. Так, невротическая тематика проявляется в рассказе о животном. Это, во-первых, эмоционально неприятное место жизни (указание на то, что животное живет в грязи, в тине). Во-вторых, это упоминание неприятной пищи (питание слизняками, мусором, гадостью и т.п.). В-третьих, грубое искажение формы глаз.
И, наконец, для невротического состояния типичны определенные виды страхов — невротические страхи. К ним относятся, в частности, страх перед мелкими животными (насекомыми, мышами и т.п.) и боязнь змей. Наличие таких страхов может проявиться при ответе на вопрос, чего животное боится, или при описании его врагов.
Для оценки агрессивности детей используется следующая таблица:
Симптомокомплексы агрессивности методики (по Фурманову И.А.):
Симптомо-комплекс | Симптом | Балл |
Агрессия | ||
1. | Сильная, уверенная линия рисунка | 0,1 |
2. | Неаккуратность рисунка | 0,1 |
3. | Большое количество острых углов | 0,1 - 0,2 |
4. | Верхнее размещение углов | 0,1 |
5. | Крупное изображение | 0,1 - 0,2 |
6. | Голова обращена вправо или анфас | 0,1 |
7. | Хвост поднят вверх, пышный | 0,1 |
8. | Угрожающее выражение | 0,1 |
9. | Угрожающая поза | 0,1 |
10. | Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) | 0,1 - 0,2 |
11. | Хищник | 0.1 |
12. | Вожак или одинокий | 0,1 |
13. | При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) | 0,1 |
14. | Ночное животное | 0,1 |
15. | Другие признаки | 0,1 |
Приложение 5.