С ограниченными возможностями.
В ракурсе изложенной проблематики и результатов исследований и психокоррекционной работы будет весьма интересно рассмотреть опыт Московского центра социальной помощи семье и детям «Сокол», работающему по программе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.
Специалисты центра утверждают, что самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс и в «терапевтическую среду», сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. Особое значение при этом приобретает переориентирующая деятельность специалистов, работающих с этой категорией семей. Деятельность по программе «Перезагрузка» направлена на активизацию ключевых ресурсов самой семьи и состоит из двух основных направлений: работа с семьёй и работа с ребёнком.
· Первое направление программы заключается в выявлении проблем семьи, повышении её внутренних потенциальных возможностей для самостоятельного выхода из кризисной ситуации.
· Второе направление, это выявление творческих интересов, склонностей и одаренностей детей-инвалидов, с помощью их родителей, предложение соответствующей реабилитационной программы, которая наиболее полно сможет раскрыть все потенциальные возможности ребёнка.
Работа с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, строится в соответствии с тремя направлениями:
1) исследование потребностей, ожиданий, возможностей, потенциала семьи, 2) изучение родительских позиций и личных особенностей родителей;
3) активное включение родителей в реабилитационные мероприятия с ребенком.
На основе анкетирования, наблюдения за поведением родителей, бесед с ними, их отношения к ограниченным возможностям здоровья ребёнка, создаётся программа помощи родителям.
Специалисты центра повышают самооценку родителей; выслушивают и поддерживают родителей с повышенной тревожностью. В ходе работы с семьёй ребёнка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок-инвалид в состоянии включиться в жизнь – в мир её звуков, ощущений, образов, предметов.
Данная программа имеет следующие цели:
· Формирование у родителей адекватного отношения и восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития;
· Улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами и дальнейших социальных перспектив, уверенности в завтрашнем дне;
· Психологическая коррекция нарушений общения у детей-инвалидов, искажений в психическом и физическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми-инвалидами;
· Поиск точек роста и активизация ключевых ресурсов семьи;
· Активное привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу;
· Создание для ребёнка и родителей индивидуального реабилитационного маршрута;
· Раскрытие творческого потенциала ребенка.
Исходя из поставленных целей по программе «Перезагрузка» существуют следующие технологии работы с родителями:
· Модерация - помогает вскрыть эмоциональные особенности поведения родителя ребёнка-инвалида в процессе взаимодействия с ребенком;
· Консультации специалистов - помогают найти оптимальный способ решения возникшей проблемы;
· Групповой тренинг - помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребёнка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение своё и ребёнка. Отработка родительской мотивации и поиск реперных точек;
· Техника «Скульптура семьи» - представляет собой метафорическое отражение позиций членов семьи по отношению друг к другу;
· Психокоррекционная работа по снятию стресса - применение медитативных техник;
· Встречи с известными представителями общественного движения помощи семьям с особым ребёнком.
· Дистанционное сопровождение в экстренных случаях.
Данные технологии осуществляются посредством следующих методов работы:
· Презентация программы - Тренинг с родителями.
· Анкетирование родителей с целью определения уровня знаний о методах абилитации детей-инвалидов. Информирование родителей о том, как осуществляется социально-психологического сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Знакомство со специалистами, осуществляющими сопровождение. Личные консультации и психодиагностика.
· «Brainstorm» Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка Возможные проблемы и трудности воспитания и их влияние на формирование личности ребенка с ОВЗ. Психологическая безопасность (безопасная семья) - необходимое условие нормального развития ребенка с ОВЗ.
· Групповой тренинг с использованием методов, направленных на развитие социальной перцепции
· Групповой тренинг с родителями с элементами НЛП – технологий
· Воркшоп с применением медитативных техник
· Групповой тренинг с использованием методики «Ролевой игры»
· Тренинг- лекотека, как форма работы с родителями, воспитывающими ребенка-инвалида
o Занятие № 1 «Я – родитель»
o Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»
o Занятие № 3 «Счастливая семья»
· Арт-терапия «Мой ребенок»
· Музыкальная релаксация
· Работа по подгруппам «Права родителей и детей»
· Рефлексия занятий.
Технологии работы с детьми строятся в зависимости от их физических и психологических возможностей и особенностей. У каждого ребенка своя индивидуальная программа развития, приспособленная именно для него, этот принцип реализовывают специалисты центра, которые призваны создавать условия для эффективных занятий и обеспечивать творческую свободу ребенку, также способствуют проявлению и поддержанию интереса ребенка к окружающему миру и активной деятельности:
Социально-творческая инклюзия в студиях Центра:
· Изостудии «Колосок»;
· Декоративно-прикладного творчества «Ступени»;
· Фольклорной студии «Лапоточки»;
· Танцевальной студии «Дэнс микс»;
· Футбольном клубе «Сокол»;
· Студии экологического воспитания «Капелька».
· Недирективная игровая терапия;
· Проведение праздников и творческих конкурсов;
· Организация и посещение специально организованных экскурсий.
С моей точки зрения данная программа является колоссальным трудом и выявляет, и решает множество проблем в семьях, которые растят и воспитывают особенных детей.
Заключение
Для многих родителей детей с ОВР характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями , но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологоми, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы. При работе с такими семьями должны решаться такие задачи как:
- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
- развитие детско-родительских отношений;
- совершенствование коммуникативных форм поведения;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Литература
1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2514/
2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2005.
3. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии //Дефектология 1984.- №6.
4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование.-М.Просвещение, 1933.
5. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия: значение и перспективы использования в комплексном лечении больных неврозами // Групповая психотерапия при неврозах и психозах.-Л.:Медицина, 1975.1. C.28-45.
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.-М.Наука, 1985.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.:Просвещение, 1975.
8. Роджерс K.P. Клиенто-центрированная терапия.-М.: "Рефл-бук",1997
9. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. -Спб.: Изд."Фолиум", 1996.
10. Экспериментальные исследования кандидата психологических наук
Ткачевой В. В. «Психологическая помощь семьям,воспитывающим детей с отклонениямивразвитии»
http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-pomoshch-semyam-vospityvayushchim-detei-s-otkloneniyami-v-razvitii
11. Программа «Перезагрузка», направленная наработу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.
(ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «СОКОЛ» Программа работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями «Перезагрузка»).
http://soc-education.ru/Proekts/Kat%20-%20Projects/GOL-Programmy/Prog-Perezagruzka.pdf