Сравнение теорий развития (по Л.Ф. Обуховой)
Параметры развития | Параметры развития психики и их понимание представителями разных концепций | |
На Западе | В России | |
Ход развития | От индивидуального к социальному | От социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) |
Условия развития | Наследственность и среда | Морфофизиологические особенности мозга и общение |
Источник развития | Внутри индивида (в его природе) | Вне индивида (среда) |
Форма развития | Приспособление | Присвоение |
Движущие силы развития | Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) | Обучение и деятельность |
Теорий развития много и все они по-разному объясняют возрастное психическое развитие, его истоки. Ни одна из них не рассматривает развитие личности во всей его сложности и многообразии. По этой причине мы изучаем много различных теорий, как для расширения кругозора, так и для того, чтобы найти пути их объединения.
6. Движущие силы психического развития –это внутренние противоречия между постоянно опережающими потребностями человека и, как правило, отстающими возможностями их удовлетворения. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между старым и новым. Разрешаются эти противоречия посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям. Если бы эти противоречия не возникали, оказался бы невозможным переход с одного этапа психического развития на другой и ребенок должен был бы остановиться на достигнутом уровне, так как у него не было бы стимула двигаться дальше, усваивать то, чему его учат взрослые. Например, движущей силой психического развития в младшем школьном возрасте являются противоречия между новыми требованиями, которые предъявляют учитель ученикам и старыми способами их удовлетворения, наличным уровнем развития ребенка, его знаниями, навыками, умениями. Чтобы удовлетворять возникшие новые потребности, выполнять требования педагога, ученику необходимо овладеть более сложными способами и деятельностью. Так, снятие противоречий между требованием хорошо вести себя на уроке, быть дисциплинированным во время перемены и привычками уже сложившимися до школы (импульсивность поведения, слабость волевых усилий).
На психическое развитие ребенка оказывают влияние 2 основных фактора: биологический (природный) и социальная среда (условия жизни, организованное обучение и воспитание).
К биологическому фактору относятся наследственность и врожденность.
Наследственность –то, с чем появляется младенец на свет, что наследует ребенок. Он получает по наследству человеческие особенности строения н.с., головного мозга, органов чувств, физические признаки, общие для всех людей (прямохождение, строение речедвигательного аппарата, т.д.), наследует инстинктивные потребности (в пище, тепле, т.д.).
Врожденность –не все, с чем рождается ребенок, является наследственным, отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровье матери, влияние лекарственных средств, алкоголя, курения).
Биологические особенности составляют природную основу человека. А вот сущностью же человека являются социально-значимые качества. Человек как личность формируется под определяющим воздействием социальной среды. Основной толчок психическому развитию ребенка дает жизнь в обществе людей. Вне общении с другими людьми нет развития психики ребенка. Главный вопрос состоит не в том, что больше влияет на развитие человека – природа или воспитание, а в том, как взаимодействуют между собой гены и культура при формировании индивидуума.
Вывод: личность есть феномен общественного развития человека, сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущие силы развития человека в формировании его личности
7.В процессе развития человек проходит через возрастные периоды. Каждый из них характеризуется своими психофизиологическими особенностями и определенной продолжительностью, что необходимо знать и учитывать родителям и педагогам при организации учебно-воспитательной работы. Многие психологи занимались вопросом о возрастной периодизации: Блонский. Эльконин, Выготский и др.
Возраст– категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Выделяют хронологический и психологический возраста.
Хронологический возраст – возраст, выражающий длительность существования индивида с момента рождения.
Психологический возраст – определенная, качественно-своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерности формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания, имеющая конкретно-историческое происхождение.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическим, может, как опережать, так и несколько отставать от паспортного или физического возрастов.
Возрастная стадия – качественно особый этап психического развития, характеризующийся множеством изменений.
Возрастная периодизация – деление жизненного цикла человека на временные отрезки (периоды), измеряемое в годах.
Единой возрастной периодизации не существует.
С позиции Л.С. Выготского существуют определенные критерии выделения возрастных периодов, такие как новообразования, ведущий вид деятельности, кризисы, социальная ситуация развития.
Новообразования –качественно новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникли на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю или внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Новообразования характеризуют сущность каждого возраста.
Каждый возраст характеризуется своеобразной, специфической для него социальной ситуацией развития, которая определяет те формы и тот путь, идя по которому ребенок приобретает новые качества личности, беря их из среды, где социальное становится индивидуальным. Соц. ситуация развития – это особое сочетание внутреннего процесса развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возраста. к каждому возрасту складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальной.
С жизнью ребенка в данной социальной ситуации возникает ведущий вид деятельности – деятельность, определяющая характер психического развития человека на определенном этапе. В нем развиваются новообразования, характерные для данного возраста, которые приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, разрушают ее и строят новую, которая, в свою очередь, открывает новые возможности для психического развития ребенка в следующем возрастном периоде. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет основное содержание критических периодов.
В возрастных периодах наступают кризисы, когда развитие принимает «бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». На протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год, 2г.) здесь сосредоточены «резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка». Кризис возраста – особые относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характерные резкими психическими изменениями. Могут возникать при переходе от одной возрастной стадии к другой. Кризисов может и не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом. Существует кризис новорожденного, кризис 1года, 3-х лет, 7-ми лет, подростковый кризис, юношеский кризис.
Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предлагал рассматривать каждый психологический возраст на основании таких критериев, как социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования развития и кризисы. Эльконин, определяя целостный жизненный путь личности, выделяет 8 стадий:
1. младенческий – 0-1г.
2. раннее детство – 1-3г.
3. детство – 3-6л.
4. школьный – 6-12л.
5. отрочество и юность – 12-20л.
6. ранняя взрослость – от 20до 40-45л.
7. средняя взрослость (зрелость) – от 40-45 до 65л.
8. поздняя зрелость – после 65л.
Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.
Древняя китайская классификация:
Молодость – до 20 лет
Возраст вступления в брак – до 30 лет.
Возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет.
Познание собственных заблуждений – до 50 лет.
Последний период творческой жизни – до 60 лет.
Желанный возраст – до 70 лет.
Старость – от 70 лет.
Классификация возрастов жизни по Пифагору (6в. до н.э.):
Период становления – 0-20 лет («весна»).
Молодой человек – 20-40 лет («лето»).
Человек в расцвете сил – 40-60 лет («осень»).
Старый и угасающий человек – 60-80 лет («зима»).